Анадырь






0
ощущается как -5
84.21
92.00
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ПУТЬ К УСПЕХУ

18.07.2016

Эгвекинот, по мнению многих, – жемчужина Чукотки. С вершины Безымянной это кажется особенно правдоподобным. Подготовил к публикации Александр ОСИПОВ, фото автора

В субботу – 16 июля – жители Эгвекинота будут праздновать день его рождения. На географической карте наш поселок именно в этот день 1946 года и появился. Хотя, конечно, история, предшествовавшая этому событию, куда более давняя.


Начало освоению территории положили казаки, а первооткрывателем залива Креста стал в 1660 году Курбат Иванов, дав ему название Большая губа. В том же году он открыл и описал Малую губу – бухту Провидения, названную так в 1848 году капитаном Муром в знак благодарности Богу за то, что позволил в ней провести зимовку.
Аэропорт «Залив Креста». Только летом в аэропорту может собраться такое количество самолетов. Результатом героического похода Курбата Иванова стала карта. На ней изображены река Анадырь, ее притоки, горные хребты, береговая линия длиной больше тысячи километров, и самое удивительное, – остров севернее Чукотки, напоминающий остров Врангеля, еще не открытый к тому времени, но чукчам, очевидно, известный. Таким образом, на русской карте этот остров появился задолго до его открытия американским китобоем Томасом Лонгом.
Что касается нашей акватории, свое современное название она получила от Витуса Беринга в Первую Камчатскую экспедицию 1 августа 1728 года. Все вновь открываемые места Беринг называл по церковному календарю и никогда не давал им имен участников экспедиции и даже лиц царской фамилии (только один остров Шумагина был назван в честь погибшего матроса). Так – пишет В. Берх – «поелику в сие число празднует церковь наша происхождение древ честнаго и животворящего Креста Господня, то и назвал он губу, в коей находился, губою Святого Креста». Получается, что открытием и первым описанием залива мы обязаны Курбату Иванову, а укоренившимся названием – Витусу Берингу.
22 июня. День памяти и скорби у памятника погибшим летчикам. И только спустя более двух столетий, когда в результате работы первых геологических экспедиций Владимиром Миляевым было открыто в июле 1937 года Иультинское месторождение олова и вольфрама, решилась и судьба нашего поселка, место для которого определил Григорий Тайхман. Странным образом никого из них потомки не увековечили. Легендарным первопроходцам предпочли безымянных заключенных, принимавших, как и вольнонаемные, участие в строительстве дороги Эгвекинот – Иультин. На мой взгляд, это очень большая несправедливость. Одно дело, когда создают мемориалы памяти жертв фашистских концлагерей, и совсем другое – ставить на пьедестал уголовников.
Откровенно говоря, я не слышал о подобной практике в России. Не удивлюсь, если окажется, что мы первые до этого додумались. Наверное, прежде необходимо было провести хотя бы опрос населения, а для начала рассказать всю правду о том времени. Это крайне необходимо, потому что не редкость встретить, в том числе и в Интернете, публикации, касающиеся строительства автодороги Эгвекинот – Иультин, авторы которых утверждают, что почти все строители, которых привезли с материка, навеки остались в чукотской земле. То есть практически все погибли. Ложь чудовищная без ссылок на документы, но многие, как ни странно, этому верят.
На днях обнаружил публикацию, в которой приводятся цифры погибших либо умерших своей смертью, превышающие реальные почти в 20 раз. Чтобы развеять сомнения, сделал запрос в Эгвекинотский краеведческий музей, попросив выписку из справки, предоставленной информационным центром УВД по Магаданской области на запрос старшего научного сотрудника музея Владимира Переладова: «Всего с 1946 по 1957 гг через Чукотстройлаг прошло 58 360 зк. Из них погибло 874». Из этого следует, что смертность заключенных, работавших на строительстве автодороги, не превышала полутора процентов.
Более того, если выработка заключенного превышала 120 процентов, день шел за три. Как на фронте. Практиковалось и досрочное освобождение. Кстати, будущий главный геолог Иультинского ГОКа, осужденный по статье 160, пункт Д на 5 лет, через год получил свободу, а за дальнейший безупречный труд – две государственные награды. Представляю, как не устраивает это людей, делающих политический капитал на антисоветчине. Хочу надеяться, что их время прошло. Благо, в последние годы появляется все больше добросовестных исследователей великого прошлого нашей страны.
Есть еще множество причин, по которым к героизации труда заключенных отношусь резко отрицательно. Как можно проводить параллель между ними и первопроходцами, исследователями и теми, кто пришел сюда по доброй воле. И, скажите, как часто мы вспоминаем тружеников тыла, которые не жалея сил работали на фронт, на Победу, строителей и работников Иультинского ГОКа, горняков и геологов, среди которых очень много людей заслуженных, кавалеров боевых и трудовых наград, честных, добросовестных и бескорыстных, по-настоящему любящих свою Родину. Но о них, как ни странно, сегодня крайне редко вспоминают и далеко не обо всех, того заслуживающих. Исключение – летчики АЛСИБа.
Главная транспортная артерия – морской порт Эгвекинот. Процесс швартовки и обработки судов со стороны выглядит красиво. Особенно поздней осенью, когда бухта начинает замерзать. Крестовоздвиженский храм – самый высокий в Чукотском автономном округе. Я ни на один миг в жизни не пожалел, что судьба привела меня в Эгвекинот. Двадцать лет работал в замечательном коллективе, успев застать и легендарных геологов. Всех перечислить невозможно, но вот, например, самые из самых: Глеб Иванович Богомолов, Вадим Петрович Аркавый, Константин Сергеевич Сухов, Владимир Кузьмич Садаков, Александр Васильевич Куканов, Юрий Борисович Тихомиров, Владимир Иванович Плясунов, Вадим Афанасьевич Грязных, Евгений Федорович Дюба, Юрий Васильевич Цуканов, Алексей Иванович Гришин, Станислав Петрович Амитиров, Виктор Нелюбин, Петр Ваганов, Николай Романов, Николай Вакуленко. Какие прекрасные имена, совершенно не заслуживающие быть забытыми. Не все дожили до наших дней, но вклад в развитие минерально-сырьевой базы СССР они внесли очень весомый.
Также и в любой другой отрасли есть свои герои – и те, что отмечены государственными наградами, и не удостоенные, но от этого не менее заслуженные и высокопрофессиональные, отдавшие свои лучшие годы освоению и развитию Севера. Сейчас, имея возможность сравнивать, трудно даже представить, как много было сделано, начиная с первых, подчеркиваю, послевоенных лет, когда полстраны лежало в руинах. Тем не менее, государство находило средства на строительство автодороги, горно-обогатительного комбината, морского порта, аэропорта, электростанции и других предприятий и инфраструктуры, которая по вполне понятным причинам отставала, но ко второй половине восьмидесятых была решена практически полностью. Первым предприятием, полностью закрывшим проблему благоустроенного жилья, стала Восточно-Чукотская ГРЭ, благодаря таким руководителям как Александр Егорович Наталенко и Владимир Андреевич Амелин.
Энергетики Эгвекинотской ГРЭС меняют опору. Очень непростое это дело. А теперь по порядку.
В 1946 году теплоходами «Советская Латвия» и «Тобол» доставлены первые строители. Создана Эгвекинотская автобаза с парком 50 автомобилей. Построены пилорама, склады. Запущена дизельная электростанция. Заложено строительство электростанции на 18 тысяч киловатт.
1947 год. Построена и сдана в эксплуатацию школа. Выпущен первый номер газеты «Большевик Чукотки», начал работу радиоузел.
1951 год. Открыта трасса Эгвекинот–Иультин.
1952 год. Вступил в строй морской порт Эгвекинот. Дала ток дизельная электростанция поселка Озерный.
1953 год. Газета переименована в «Сталинский путь».
1954 год. Парк автобазы достиг 498 машин, работают сварочный, тракторный и механический цеха.
1955 год. Установлены систематические полеты из Магадана в Эгвекинот на самолетах Ил-14, Ан-2.
1956 год. Открытие Дома культуры с районной библиотекой.
1959 год. Пуск в Озерном паротурбинной электростанции мощностью 24 мегаватта.
1961 год. Образована Восточно-Чукотская комплексная экспедиция.
1962 год. На прилавках магазинов появилась продукция введенного в строй местного пищекомбината.
1965 год. Построен детский сад на 160 мест в Эгвекиноте. Газета стала выходить под названием «Горняк Заполярья».
1966 год. Сдана АТС на 500 номеров, построена взлетно-посадочная полоса аэропорта Залив Креста.
1968 год. Завершено строительство аэровокзала на 25 пассажиров в аэропорту Залив Креста.
1970 год. Передан в эксплуатацию спальный корпус школы-интерната на 330 мест в Эгвекиноте.
1971 год. Пущена первая очередь ЖБИ и сдан первый пятиэтажный дом.
1973 год. Введены в строй магазины «Универмаг» и «Гастроном», гостиница на 50 мест с рестораном и столовой (ныне офис ЧТК).
1974 год. Начал работу продовольственный магазин «Чайка». Открылась школа искусств.
В период с 1974 по 1983 год ведено в строй 50 многоквартирных домов общей площадью 60 тысяч 499 квадратных метров. Не говоря уже о том, сколько и каких домов успели построить до конца восьмидесятых. О строительстве жилья в период с начала 90-х и по настоящее время история умалчивает. То есть население Эгвекинота обеспечено жильем исключительно советской постройки.
Но продолжим.
1978 год. Образованы мастерские «Рембыттехники».
1980 год. Образована народная фотостудия «Берингия».
1982 год. Переданы в эксплуатацию детский сад на 190 мест, книжный магазин.
1983 год. Вступили в строй Дом спорта, производственно-камеральное здание ВЧГРЭ.
1985 год. Открыт народный районный краеведческий музей. Сооружен памятник военным летчикам, погибшим в небе Чукотки в годы Великой Отечественной войны (автор – художник Константин Добриев).
1986 год. Построено здание районного узла связи с АТС на 1200 номеров.
1993 год. Ликвидировано Восточно-Чукотское ГГП (бывшая ВЧГРЭ), вошедшая в состав Анадырской ГРЭ.
1994 год. В РУСе установлена новая АТС на 2048 номеров. Газета переименована в «Залив Креста».
Это далеко не полный перечень созданного северянами в кратчайший исторический срок. В дальнейшем успехи были несоизмеримо скромнее. В «лихие девяностые» район перестал быть горняцким. Не стали нужны геологи и многие другие специалисты-производственники, да и количество старательских артелей резко сократилось. Для Эгвекинота, как и для других поселков Крайнего Севера, наступило тяжелое время. Паводком разрушило даже знаменитый мост через Амгуэму. Произошло это в очень неподходящий момент, когда горняки покидали Иультин.
Но не будем вспоминать самые черные дни истории, которые даже подкрашивать не нужно. Напомним лишь, что выжил Эгвекинот только благодаря усилиям самого населения и руководства, прежде всего – главы района Александра Георгиевича Максимова и директора ЧТК Игоря Павловича Иванова, чьих заслуг переоценить невозможно. Один только факт постройки теплоцентрали, которая была сдана в 1997 году, является совершенно беспрецедентным. Когда везде разруха шла полным ходом, в Эгвекиноте был совершен настоящий трудовой подвиг, спасший население от абсолютно бесперспективного будущего.
И, безусловно, вовремя пришел на Чукотку Роман Аркадиевич Абрамович, вселивший в северян надежду на возвращение к нормальной жизни. С этого момента, в принципе, и началось возрождение. Результаты, как говорится, на виду – Эгвекинот сегодня самый благоустроенный из всех районных центров Чукотского автономного округа. Так считают практически все гости нашего поселка.
Ну, а что касается перспектив, хотелось бы надеяться на лучшее. Но это, как я понимаю, возможно только при одном условии – возобновлении и дальнейшем развитии производственной базы. Как геолог, работавший много лет на территории, хорошо понимаю, что запасы полезных ископаемых, оставшихся в недрах, значительно превышают количество металла, уже добытого старателями. Освоение недоотработанных россыпных и рудных месторождений – единственный реальный путь к укреплению экономики и улучшению жизни населения. Если эта идея возобладает и будет принято решение о проведении поисково-ревизионных работ на уже известных объектах, у Эгвекинота и у Чукотки в целом не будет проблем в будущем.
Новых трудовых свершений и успехов от всей души желаю Эгвекиноту, в котором начинал и заканчиваю свою трудовую деятельность. И непременно крепкого здоровья главным ветеранам Виктору Ивановичу Половневу, Владимиру Ильичу Монастырному, Анатолию Андреевичу Чернову и дальнейшей успешной трудовой деятельности продолжающим работать, немного более юным Анне Александровне Костиной, Любови Григорьевне Гарибовой, заместителю начальника аэропорта Залив Креста Владимиру Александровичу Полищуку, бригадиру докеров-механизаторов морского порта Эгвекинот Валерию Валентиновичу Бойко, геологу Восточно-Чукотской ГРЭ Владимиру Тимофеевичу Переладову и многим-многим другим.