СТАРШИЙ РОДА БУДЕТ ДОВОЛЕН
24.06.2010

Месяц назад «КС» публиковал материал «Мы с тобой два берега, а медведь один». Речь шла о чукотско-аляскинской популяции белого медведя, мониторинге его численности. А главное о том, что белый медведь является частью культуры коренного населения Чукотки. Они должны принимать самое активное участие в исследованиях, проводимых по обе стороны пролива, сами регулировать правила добычи умки на своей территории. Напомним, что добыча белого медведя в российской Арктике была запрещена с 1956 года, в то время, как на Аляске ежегодно добывалось около 40 особей.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
В предыдущем номере «КС» сообщалось, что российско-американская комиссия по белому медведю на прошедшем в Анкоридже (Аляске) заседании приняла решение определить устойчивую добычу крупнейшего полярного белого хищника коренными народами Чукотки и Аляски. В работе комиссии приняли участие Сергей Кавры, комиссионер Российско-американской комиссии, и Владилен Кавры, входящий в состав научной рабочей группы.
На прошедшей неделе состоялась пресс-конференция для журналистов местных СМИ. Исполнительный директор Союза морских зверобоев Чукотки Юрий Тототто в начале разговора подчеркнул, что результат такой работы российско-американской комиссии по белому медведю для Чукотки событие историческое. Прежде всего, в плане возрождения культурно-исторических традиций берегового сообщества морских охотников, всего коренного населения Чукотки. Эти традиции передавались из поколения в поколение, теперь они переходят в руки молодого поколения, призванного возрождать их.
Юрий Михайлович рассказал о братьях Кавры, как наиболее ярких молодых представителях коренного населения, являющихся не только профессиональными охотниками, но и носителями традиций и знаний береговых морских охотников. И, конечно, в том, что договорный процесс на добычу белого медведя доведен до такого значимого результата, заслуга совместной работы ученых, коренных жителей, правительственных организаций обеих сторон.
В этот раз заседание проходило с 7 по 10 июня в Анкоридже. Научная группа представила на рассмотрение комиссии обоснование на добычу 45 особей полярного хищника для потребностей коренного населения Чукотки и Аляски. Как рассказал Сергей Кавры, в последний день заседания по инициативе коренных жителей Аляски были проведены консультации с коренными жителями Чукотки, где они высказали свое мнение об увеличении добычи белых медведей до 68 особей. После этого обсуждения коренные жители российской делегации приняли решение поддержать коллег из Аляски.
– Дальнейшие переговоры были сложными как в моральном, так и в дипломатическом отношении, – сказал Сергей Кавры. – Но в итоге была найдена компромиссная цифра в 58 особей обоснованной квоты. А обоснована она была тем, что данное количество не нанесет большого ущерба для существования популяции и ее воспроизводства. В результате комиссия утвердила именно эту цифру для удовлетворения традиционных потребностей коренных жителей Аляски и Чукотки.
На деле это означает, что общая цифра изъятия делится поровну между нашими странами. Жителям Чукотки и Аляски будет разрешено добыть по 29 особей.
По мнению наших представителей, очень важным было даже не количество. Важно, что сделан поистине исторический шаг – после 54 лет полного запрета коренным жителям вновь будет открыт доступ к добыче белого медведя.
БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ПОПУЛЯЦИИ
Важно понять, что слова «охота» или «промысел» здесь неуместны. Добыча полярного хищника всегда была важной составляющей культуры коренных народов. Это настоящий сложный ритуал, выработанный многими сотнями лет. С возобновлением добычи умки коренные народы Чукотки обретают право удовлетворять свои духовные исторические потребности.
– Этим самым, – продолжил Сергей Кавры, – нам предоставлена возможность показать, что мы можем достойно управлять, сохранять и использовать нашу общую популяцию.
Конечно, не мог не возникнуть вопрос о том, что на самом деле пока еще не проведен фундаментальный мониторинг и точных цифр о численности популяции полярного хищника нет. Даже члены научной группы понимают, что цифры необъективны, они модельные. Поэтому решение о добыче принималось по определенной таблице, где за основу бралась минимальная модельная численность белого медведя. Учитывался половозрастной состав и то, как использование добычи на протяжении нескольких лет может отразиться на популяции. То есть, добыча самок в принятой квоте ограничена.
– На самом деле окончательное решение принималось непросто, – подчеркнул Сергей Кавры. – Приходилось делать перерывы для согласований внутри американской делегации и внутри российской. Особенно, когда требовалось письменное обоснование научной группы по предложенным цифрам.
К сказанному Юрий Тототто добавил, что процесс мониторинга будет совершенствоваться. Нынешние условия, в том числе и климатические, требуют и более основательных подходов к методам учета белого хищника как с одной, так и с другой стороны. Союз морских зверобоев начинает большой проект мониторинга биоресурсов от Уэлькаля до Рыркайпия по всему побережью Тихого и Ледовитого океанов в каждом населенном пункте с участием коренных жителей. Это проект, по его словам, подержало правительство и губернатор Чукотского АО. Получен соответствующий грант, и сейчас на базе Ванкарема будет развернута сеть наблюдателей от Рыркайпия до Колючинской губы, и одновременно вторая группа двинется из Лаврентия и Лорино по Тихоокеанскому побережью и далее.
ОХРАНЯЕМЫЙ СТАТУС УМКИ
Владилен Кавры особо подчеркнул, что разрешение на добычу не уменьшает, а увеличивает природоохранный статус белого медведя. Мировой опыт показывает, что это работает более эффективно, нежели запретительные меры и моратории. Пока что ученые сделали только макет популяции. Коренные жители Чукотки видят белого медведя и считают, что популяция находится в хорошей форме. Он еще раз акцентировал внимание на том, что принятое комиссией решение – это не столько возобновление добычи, сколько шаг к возрождению культуры коренных народов.
– Белый медведь для нас всегда был почитаемым животным, – сказал Владилен. – На Чукотке никогда не было браконьеров, убивающих этого зверя для наживы. К сожалению, введенный в 1956 году запрет сделал добычу умки незаконной, а значит браконьерской. Сейчас наша задача доказать, что мы не хотим допустить, чтобы белый медведь исчез как вид, мы хотим его сохранить как часть нашей культуры. Поэтому мы сейчас сосредоточим свои усилия на просвещении коренного населения, которое с годами несколько утратило связь с опытом поколений.
Принятое решение по добыче заставляет решать множество вопросов, в том числе, связанных с порядком добычи белого медведя. Кому и как будет выдаваться лицензия, на какой срок? В какой период года? Здесь очень много сопутствующих вопросов, над решением которых еще предстоит работать. Очевидно, в каждом селе будет создан совет, назначен регистратор, который будет производить необходимые замеры особи и отправлять в Союз морских зверобоев. Добывать белого медведя предполагается с декабря по март. При этом должен действовать ряд ограничений, которые основаны на исконных традициях коренных народов. Например, нельзя убивать самку, находящуюся с медвежатами, нельзя добывать медведя в берлоге и т.д. Традиции коренных народов идут гораздо глубже, чем очевидные, их ритуалы носят в большой степени закрытый характер. Исторически только старший рода мог решать, можно ли добыть белого медведя. Все правила обсуждены и в ближайшее время будут юридически обоснованы и, возможно, уже в 2011 году можно будет начать добычу.
Предварительно можно сказать, что, скорее всего, добыча будет определена сроком на пять лет (блок-квота), как это делается в ситуации с китом. Если такая блок-квота будет утверждена, то это может быть удобно и для американской, и для российской стороны.
Что касается мониторинга,
то Союзом морских зверобоев уже подготовлен проект на 2011 год и представлен на согласование в правительство Чукотского АО.