Анадырь






0
ощущается как -5
85.50
92.43
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ОН ПОГИБ, ЗАЩИЩАЯ РОДИНУ

04.05.2012

Подготовил Иван ОМРУВЬЕ

На Чукотке бережно хранят память о талантливом, одним из первых художников-косторезов Вукволе, погибшем на поле боя в Великую Отечественную войну. В сборнике «Время выбрало нас», изданном в Магадане в 1985 году, журналисты Владимир Бондаренко, который, кстати, в 60-70-х годах прошлого столетия работал корреспондентом окружной газеты «Советская Чукотка»,и Евгений Васильев рассказывают о Вукволе. Вот их публикация.

«…Громом орудийных разрывов, тревожными сводками Совинформбюро ворвалась война в города и села нашей страны. Особенно трудно пришлось тем, кто первым принял на себя вероломный удар врага. Поднятый по тревоге артиллерийский полк, в котором служил Вуквол, направляется на передовую.
Фашисты прут напролом, – пишет молодой солдат с фронта брату Туккаю в Уэлен, – а мы бьем их, гадов. Спать почти не приходится, А как засну ненадолго, Уэлен наш вижу во сне. Только подумать, как он далеко теперь. И Лаврентия… Ничто не может человеку заменить Родину, Чукотку, Россию… Как это звучит для меня!
Гневом и ненавистью к врагу дышат строки другого письма Вуквола, написанного им на лафете орудия сразу же после жаркого боя:
…Остались только печные трубы да обугленные стены изб. Посреди бывшей деревни – виселица. Этого никогда не забыть!
Не только как человек, но и как художник, Вуквол не мог остаться равнодушным ко всему, что ему довелось увидеть на фронте. Он был первым среди чукотских косторезов, сумевшим воплотить в своем творчестве темы высокого гражданского звучания. Он первым попытался внести в национальное искусство элементы сатиры, создал сюжеты, отражающие силу советского патриотизма.
На передовой у Вуквола не было возможности заниматься резьбой. Он лишь делает два карандашных наброска и отправляет их на Чукотку. На одном из рисунков изображен красноармеец, пронзивший ножом сразу трех фашистов. Враги выглядят жалкими и уродливыми. Тема другого рисунка проникнута глубоким смыслом нерушимого единства фронта и тыла. Они стоят рядом – красноармеец, метко стреляющий по врагу, и чукотский художник, сдающий пушнину в фонд обороны страны.
По просьбе художника-фронтовика его брат Туккай передал оба эскиза мастеру-граверу лаврентьевской культбазы Онно. Тот и воплотил замысел Вуквола в очередной своей работе на моржовом клыке. Произведение чукотского мастера было отправлено в подарок Центральному музею Красной армии. А в декабре 1942 года из Москвы пришел ответ:
Дорогой товарищ Онно!
Ваш подарок, исполненный с любовью и большим мастерством, экспонируется сейчас на выставке Центрального музея Красной армии. Он напоминает посетителям о великой любви всех народов нашей страны к героической Красной армии, очищающей священную землю советской Отчизны от немецко-фашистских извергов.
Коллектив работников музея шлет вам сердечное красноармейское спасибо.
Начальник ЦМКА Федянин.

Письмо, присланное с фронта Вукволом, в конверте которого были два эскиза, оказалось последним. Он погиб, защищая Родину, так и не успев осуществить многие свои замыслы».