Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ЛОЦМАН ИЗ ПОТОМСТВЕННЫХ КАЗАКОВ

04.09.2015

Евгений РЯБОВ фото автора
gazeta@ks.chukotka.ru

Начальник Провиденского морского порта Михаил Маркелов – потомственный казак. Его предки в поисках свободных земель пришли в середине XVIII века с Дона на Волгу, в Астрахань. Выращивали хлеб, но больше занимались рыболовством на Каспии и Волге. Море и определило судьбу Михаила, который за 30 лет работы в Провиденском морском порту прошёл все ступени карьерной лестницы – от моториста-матроса буксира до руководителя порта.


СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБРАЛ МОРЕ
Михаил Маркелов, а ныне он начальник Провиденского отделения Анадырского филиала Росморпорта, лоцман Провиденского морского порта и капитан-наставник, и сегодня очень живо вспоминает годы детства – то время, когда он ставил перед собой первые жизненные ориентиры. Родился он в селе Никольском, в низовьях Волги, ниже Астрахани.
– Детство прошло на речке, – рассказывает Михаил. – Из школы прибегали домой, уроки я успевал выучить в школе, на переменах, сразу в лодку, которая стояла рядом, на берегу Волги – и на рыбалку. По жизни все мои деды-прадеды на Каспии выросли, работали и жили морем. Когда школу оканчивал, у меня было всего два варианта: либо в сельхозтехникум на агронома учиться, как сестры и старший брат, либо моряком стать и идти в рыболовецкий флот. В итоге я выбрал торговый флот, Астраханскую мореходку. Учиться было непросто, училище полувоенное, но мы не замечали трудностей, потому что было большое желание получить профессию и работать на флоте.

ВМЕСТО КЕРЧИ – В ПРОВИДЕНИЯ
Михаил Маркелов попал на Чукотку почти случайно. По распределению он должен был поехать в Керчь.
– Но когда принималось окончательное решение, в аудиторию зашёл начальник училища с представителем Министерства морского флота из Москвы, – вспоминает Михаил. – Спрашивают меня: «Куда хочешь поехать?» – «На Чукотку, на Север», – отвечаю. Из нашего выпуска в Провидения были распределены Сережа Бурлаков, Саша Никишин и Исхак Бореев. Три места по разнарядке. Мне предложили поехать четвёртым, но с оговоркой, что не будет ни подъёмных, ни оплаты проезда. Согласился ехать за свой счёт.
В Провидения молодой моряк прилетел 8 февраля 1984 года, а уже 13 февраля вышел на работу на буксир «Всадник» мотористом-матросом, хотя выпускнику мореходки предлагали должность старпома.
– Я тогда решил, что надо начинать с азов. Первый капитан у меня был Аркадий Павлович Сёмин. Как сейчас помню первый наш разговор. Он спросил: «Сколько учился?». Я отвечаю: «Четыре с половиной года». А он в ответ: «Вот теперь забудь, что ты учил, и будешь делать то, что я скажу. Астраханская мореходка – это одно, а здесь совершенно другая работа. Будешь учиться заново».
Год Михаил отработал мотористом на «Всаднике», ещё год – старшим помощником, потом – капитаном почти на всех судах портового флота. Был лоцманом, капитаном, директором морского порта. Последние лет 10 он – лоцман первой категории, капитан-наставник и начальник Провиденского отделения Анадырского филиала Росморпорта.

РИСК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПРАВДАН
На вопрос, какие главные черты должны быть в характере человека, связавшего свою жизнь с морем, Михаил Григорьевич ответил:
– В первую очередь – ответственность за свою работу и профессионализм. Бывает, что люди учатся неплохо на того же лоцмана, но работать не получается, потому что некоторые не умеют действовать в экстремальных условиях. Работа лоцмана – это когда в 5-10 секунд нужно принять единственно правильное решение и избежать аварийной ситуации. В моей практике были случаи, когда до причала оставалось 15-20 метров, и случалась проблема с двигателем. Приходилось резко уходить на второй заход либо возвращаться на рейд, производить ремонт, потом опять идти к причалу. За лоцманскую практику у меня, слава богу, аварийных ситуаций не было. Всегда стараюсь работать аккуратно, у меня принцип: лучше дольше пароход швартовать, но безаварийно. Риск определённый есть, конечно, но он должен быть оправдан.
Так было и много лет назад, в начале морской карьеры Михаила Маркелова, когда он работал на буксире «Капитан Беломестнов». В бухте Угольной снимали теплоход «Канск» с мели. Экипажу буксира было необходимо завести полтора километра троса на «Канск» с ледокола «Магадан», который не мог подойти ближе к судну. Практически по грунту брюхом пришлось ползти буксиру, но другого варианта не было. В бухте Провидения Маркелову довелось участвовать и в спасательной операции, когда большой 170-метровый сухогруз с продуктами для Чукотки сел при развороте на треть корпуса на мель у косы Пылкино. Шесть часов понадобилось экипажу, чтобы снять судно с мели.
В штормовых условиях буксировать – очень ответственное и опасное дело. Если трос лопнул, приходится на волне в два-три метра делать всё по новой.
Михаил Маркелов стал работать стажёром лоцмана в 1995 году, а с 2000-го началась его лоцманская служба в порту.
– Лоцман – профессия хлопотная, ответственная, но интересная, мне нравится, – говорит моряк. – Другой для себя теперь просто не представляю. Поэтому решил: сколько смогу работать, буду лоцманом. На катере я встречаю каждое судно на входе в бухту, поднимаюсь на капитанский мостик и начинаю заниматься проводкой: завожу судно в порт, швартую к причалу, практически на это время становлюсь капитаном. Веду теплоход по своим ориентирам, которые наработал с годами. При нормальной видимости мне не нужен локатор, хотя в тумане и в тёмное время суток без помощи техники не обойтись. Нужно знать, с какой скоростью заходить в бухту Комсомольскую, с какой скоростью подходить к причалу. Обязательно лоцман должен знать, куда корма и нос пойдут при отработке судна назад. Прежде чем начать швартовку, в голове всё это прокручиваешь, анализируешь.

ДЕТЕЙ НЕ НАДО ПРИНУЖДАТЬ
На вопрос, видит ли моряк продолжение своей профессии в детях, Михаил Маркелов отвечает:
– Наверное, в младшем сыне Матвее, которому сейчас только шесть. Старший, Иван, считает, что море – это не его стихия, хотя я его и брал в рейсы. Но моё мнение: не надо детей принуждать. Ваня окончил колледж, изучал программирование. Парень он спортивный, без вредных привычек, дисциплинированный. Сейчас планирует вернуться на Чукотку и служить в пограничных войсках. Средний, Григорий, очень дружит со спортом. Дочь Маша занимается музыкой. В этом году оканчивает музыкальную школу по классу фортепиано, играет очень хорошо. Французский язык изучает, английский, у неё и это неплохо получается. Ну а младшая дочь, Зоя, ей восемь, окончила первый класс, любит танцевать. Так что дети у меня творческие. Ждут не дождутся, когда отец приедет к ним в Астрахань.
В силу жизненных обстоятельств Михаилу Маркелову пришлось перевезти в Астрахань семью, а самому перейти на сезонную работу. Теперь полгода напряжённой навигационной работы в Провидения чередуются для него с полугодовым пребыванием на материке. В нынешнем мае Михаила, как водится, провожала на Север вся родня. Его ждала Чукотка, навигация, пароходы и лоцманская служба, призванная обеспечивать безопасность мореплавания. У Маркелова это хорошо получается – и на море, и в жизни, по которой он так же искусно ведёт семейный корабль.