БЕГУЩАЯ ПО ТУНДРЕ
14.08.2020

ivan@ks.chukotka.ru
Нутэтэгрынэ занимала пост председателя Чукотского окрисполкома в 1961–1970 годах. Её имя переводится с чукотского языка как «бегущая по тундре». Действительно, Анна Дмитриевна за свою долгую жизнь объездила не только Чукотку и страну, но и бывала за рубежом. Даже в последние годы она не сидит на месте. Например, осенью 2018-го Нутэтэгрынэ приезжала из Москвы в Анадырь. Здесь она присутствовала на презентации фильма «Начальницы Чукотки», рассказывающем о Лине Тынель, Надежде Отке и самой Нутэтэгрынэ – трёх женщинах, которые руководили округом в 1961–1990 годах.

ПО ТУ СТОРОНУ ПРОЛИВА
Об Анне Дмитриевне много писали в прессе. Но и она сама не чуждалась литературного творчества. У неё есть небольшая книжка «О моей Чукотке», изданная полвека назад. В ней – размышления о заботах и делах, которые занимали её как председателя Чукотского окрисполкома, депутата Верховного Совета СССР и просто как женщину-северянку. Небольшой текст, с одной стороны, проникнут любовью к родному краю, с другой – ставит вопросы, на которые мы и сейчас ищем ответы.
«В детстве отец подарил мне учебник географии, – так начинается книга «О моей Чукотке». – Я стала рассматривать яркие красочные карты и вдруг обнаружила, что наш дом стоит на краешке Советской земли, на берегу Ледовитого океана (Нутэтэгрынэ родилась в селе Рыркайпий. – Прим. ред.). И есть ещё самый-самый краешек – остров Ратманова. Я подумала, что наша собачья упряжка (на которой мне не раз приходилось с мамой ездить за 500 километров, в школу-интернат Певека), могла бы домчать меня и до этого острова. За ним начинается другой мир, где тоже живут наши сородичи. Но жизнь их, говорили мне, так же не похожа на нашу, как не похож белый снег тундры на чёрные камни побережья. А мне так хотелось всё увидеть своими глазами…».
Как и для любого советского человека послевоенной эпохи для Нутэтэгрынэ была исключительно важна оппозиция «СССР–США», тем более что Чукотка и Аляска находились рядом – по разные стороны неширокого Берингова пролива.
К 1970 году СССР сделал большие успехи в деле мирного строительства, и потому советские люди могли уверенно рассказывать о достижениях страны за рубежом.
Одно из ярких воспоминаний Нутэтэгрынэ – международная конференция по вопросам просвещения в Монреале, организованная Арктическим институтом Северной Америки и университетом Аляски в августе 1969 года. Американцы и канадцы тогда указывали на стремительную утрату коренными жителями традиционных занятий, культуры, языка и вместе с тем трудности с адаптацией к современному укладу жизни.
Как считает Нутэтэгрынэ, конструктивных решений заявленных проблем коллеги из-за океана предложить не смогли, ограничившись простой констатацией фактов.
Западному подходу Нутэтэгрынэ противопоставляет советский опыт. Она опирается на данные, которые озвучил на конференции председатель Магаданского областного совета депутатов трудящихся Чистяков. «Он приводил только цифры, – отмечает Анна Дмитриевна. – По данным переписи 1926 года из всего чукотского населения только 74 человека имели элементарные навыки чтения. В 1930 году в Чукотском национальном округе было уже 15 школ с 338 учащимися, в 1969 году в округе имелось 72 школы, в которых обучалось 14 тысяч учащихся. Возможности для творческого и культурного роста народностей Севера практически неограниченны… Все оканчивающие среднюю школу имеют реальную возможность получить высшее или среднее специальное образование за счёт государства».
При этом, как отмечает Анна Дмитриевна, в СССР более 30 лет ведётся обучение на родном и русском языках, что позволяет поддерживать национальную культуру и идентичность. В Канаде, на Аляске в те годы такого не было, поскольку отсутствовали педагоги из числа коренных жителей.
АРЕНТО СТАВИТ В ПРИМЕР
Интересны размышления Нутэтэгрынэ о том, как следует совмещать традиционный уклад и современные технологические достижения в хозяйстве. В качестве положительного примера она приводит совхоз «Канчаланский», а точнее – бригаду известного оленевода, Героя соцтруда Ивана Аренто и его заместителя орденоносца Алексея Каантакая. С одной стороны, Нутэтэгрынэ пишет, что и Аренто и Каантакай – потомственные пастухи и в их бригаде «весь процесс оленеводства осуществляется естественно, на основе навыков, воспитанных целыми поколениями». С другой, эти оленеводы «полностью пользуются последними достижениями науки и техники». Например, Аренто активно внедрял в «Канчаланском» современную ветеринарию. Он же придумал сменный выпас в тундре, когда две недели пастухи находились в стаде, а 10 дней дома – на центральной усадьбе. Это позволило людям меньше уставать на работе и обеспечить лучшую сохранность стада. Его же бригада стала сознательно отклоняться от старинных маршрутов выпаса оленей и открыла новые направления кочёвки.
МЕТАЛЛ НЕ ВЫТЕСНИЛ ОЛЕНЕЙ
Ещё один аспект взаимодействия традиционного образа жизни и новейшего уклада связан с бурным развитием в 1950–70-е годы в округе горнодобывающей промышленности. После открытия месторождений россыпного золота на территории Чаунского, Билибинского и бывшего Шмидтовского районов началось интенсивное промышленное освоение тундровых пространств. «Экспансия» геологов, горняков, дорожников, энергетиков вызывала опасения коренного населения за судьбу традиционных отраслей. Был даже лозунг, что в конце концов «металл вытеснит оленей».
Однако, как пишет Нутэтэгрынэ, промышленное освоение несло пользу. В подтверждение она цитирует Юрия Рытхэу: «Новые люди говорили, что в речных долинах и в глубине земли найдены огромные запасы денежного металла – золота. Оленеводы понимающе кивали и с тревогой думали о том, что принесёт им новое соседство. Но оказалось, тревожиться не о чем: соседи немедленно принялись помогать колхозу, а начальник нового прииска даже говорил, что готов считать оленеводческую бригаду цехом своего предприятия. Когда оленеводы построили свой оседлый посёлок, им не пришлось беспокоиться об электроэнергии: их сразу же подключили к высоковольтной линии… Широкая дорога пролегла мимо посёлков. Понадобились автомашины, и колхоз их купил. Откуда же взяли средства тундровые кочевники? Деньги появились, потому что рядом возник большой потребитель оленьего мяса, оленьих шкур. Даже то, что раньше в тундре пропадало и не находило сбыта, теперь можно было свезти на автомашине в аэропорт, а оттуда оправлять в Анадырь, Магадан, Лаврентия, Эгвекинот, Билибино. Появление рынка заставило оленеводов искать пути увеличения поголовья. Стали посылать выпускников школ в зооветеринарные техникумы, институты. Словом, жизнь наладилась, и соседство крупного предприятия избавило жителей бывшего оленеводческого стойбища от многих проблем».
Нутэтэгрынэ со свойственной партийному советскому работнику педантичностью подтверждает слова Рытхэу статистикой за 1969 год, которая говорит о достигнутой синергии отраслей. «В округе насчитывается более 40 промышленных предприятий. Годовой объём их продукции – около 100 млн рублей. Только за последние 10 лет производство промышленной продукции на Чукотке возросло в три раза. Добываются золото, олово, вольфрам, ртуть, уголь». Рука об руку с промышленностью на Чукотке шло в эти годы развитие АПК. В колхозах и совхозах в 1969 году насчитывалось около 600 тыс. оленей, произведено 6200 тонн мяса.
Следствием экономического развития, добавляет Анна Дмитриевна, стало переустройство 40 национальных сёл, рост бюджета округа, увеличение ассигнований на здравоохранение, образование и культуру.
Справка «КС»
Анна Дмитриевна Нутэтэгрынэ родилась 18 августа 1930 года, то есть в тот же год, когда был образован Чукотский национальный округ. Первая женщина-чукчанка – председатель Чукотского окрисполкома, она стала преемницей на этом посту таких знаковых фигур, как Тевлянто, Отке и Рультытегин. Избиралась членом Верховного Совета СССР. Образование получила в Анадырском педагогическом училище народов Крайнего Севера, затем училась в Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ и в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. В разное время работала первым секретарём Ольского райкома партии, начальником сельхозуправления Беринговского райисполкома. В настоящее время живёт в Москве. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, также удостоена звания почётного гражданина Чукотского автономного округа.