Голосами их детей
22.02.2024

Константин ПРОНЯКИН ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА
gazeta@ks.chukotka.ru
История легендарного парохода «Челюскин», раздавленного льдами 13 февраля 1934 года в Чукотском море, подробно описана в разных источниках, равно как и операция по спасению участников этой экспедиции, в задачи которой входило пройти по Северному морскому пути за одну навигацию. С некоторыми малоизвестными фактами «КС» познакомил читателей в номере от 9 февраля. На этот раз мы предлагаем обратиться к воспоминаниям наследников героев эпопеи, а также единственного ныне живущего пассажира парохода – Карины Васильевны Васильевой, появившейся на свет на его борту.
Место рождения – Карское море
Карина Васильева (по мужу – Микеладзе) живёт в Санкт-Петербурге, в прошлом году отметила своё 90-летие. Родилась 31 августа 1933 года в семье геодезиста, научного сотрудника Всесоюзного арктического института Василия Гавриловича Васильева и Доротеи Ивановны – участницы Чукотско-Анадырской экспедиции 1931–1932 годов. На «Челюскине» они направлялись на остров Врангеля. Поскольку девочка появилась на свет в Карском море, то и назвать её решили Кариной (в паспорте так и записано: место рождения – Карское море). Малышку 5 марта 1934 года вместе с ещё одним ребёнком и 10 женщинами со льдины в Уэлен вывез первый самолёт, пробившийся к потерпевшим крушение.
– Подробностей тех событий я, конечно, помнить не могу – я их участница, но не очевидец. Да, там была, присутствовала, такой исторический факт, не более того. Я ведь была совсем крохой. Мне мама рассказывала, как всё происходило, а потом я перечитывала её записи, – поделилась по телефону Карина Васильевна. – Мама вспоминала, что первые три дня на льду были очень суровыми, так как все жили в палатках при температуре ниже 30 градусов мороза. Когда был готов барак, его утеплили снегом и льдом, сделали печку из бочки. Нас с мамой разместили около неё. Воду топили изо льда. На льдине прожили 21 день. Вывез нас на первом самолёте известный лётчик Анатолий Ляпидевский, потом – Иван Доронин, ехали мы и на собачках, а вот о том, что в бухту Провидения нас доставил лётчик-пограничник Александр Светогоров, узнала относительно недавно.
По словам нашей собеседницы, когда была жива её мама Доротея Ивановна (ушла из жизни в 1994 году), они интересовались судьбой челюскинцев, с некоторыми были на постоянной связи.
– Я знала Аллочку Буйко – ту самую маленькую девочку, которая вместе с нами была вывезена со льдины. Но её уже нет в живых. Так что я осталась последней из тех, кто был на «Челюскине», – констатировала Карина Васильевна. – А ведь в своё время мы поддерживали отношения с первым Героем Советского Союза Анатолием Ляпидевским, художником Фёдором Решетниковым, ставшим академиком и вице-президентом Академии художеств СССР (автор знаменитой картины «Опять двойка»), мотористом с «Челюскина» Виктором Гуревичем, механиком Александром Погосовым, который был комендантом взлётно-посадочной полосы в лагере Шмидта и последним покинул ледовый лагерь, с лётчиком и Героем Советского Союза Василием Молоковым. А с руководителем полярной экспедиции академиком Отто Юльевичем Шмидтом довелось встретиться, будучи студенткой, в 1952 году, когда он приезжал в Ленинград и читал в университете лекции по математике. Но все они умерли, а я давно не езжу в Москву, где каждый год 13 февраля, в день, когда затонул «Челюскин», в ресторане «Прага», что на Арбате, собирались челюскинцы. Говорят, что теперь вахту подхватили их родственники.
Вспомнила Карина Васильевна и как уже во взрослом возрасте ей удалось побывать на Чукотке. Было это в 1984 году – на пятидесятилетие челюскинской эпопеи.
– Агитперелёт на Чукотку организовал Московский ЦК ВЛКСМ. Со мной и с мамой было несколько челюскинцев: ихтиолог Анна Сушкина, механик Александр Погосов, Герман Грибакин – бортмеханик самолёта Р-5 из звена Бориса Пивенштейна авиаотряда Николая Каманина (позже – инженер-конструктор КБ Туполева), корреспонденты. Мы побывали в Анадыре, Ванкареме, Уэлене, на мысе Шмидта. Помню, как самолёт пролетал вдоль берега Чукотского моря и лётчики позвали меня в кабину... С тех пор никто ничего подобного не организовывал. Разве что Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге проводит челюскинские чтения.
Но забытой Карина Васильевна себя не чувствует. Говорит, есть люди, которым до сих пор интересно узнать что-то про челюскинцев. Среди них – двое её сыновей, трое внуков и четверо правнуков.


На льдине
Удалось нам связаться и с Михаилом Шафраном – сыном кинооператора экспедиции на «Челюскине» Аркадия Шафрана, который рассказал о том, как его отец снимал гибель корабля и жизнь ледового лагеря Шмидта:
– На материале Аркадия Менделевича создан документальный фильм «Герои Арктики» (1934). Он запечатлел, как тонул пароход 13 февраля 1934 года. Отец рассказывал, что мороз в тот день доходил до 32 градусов, дул жуткий ледяной ветер, была пурга. Корабль уходил под воду почти в темноте – продолжалась полярная ночь, хотя на часах было всего три часа дня. Тем не менее по фильму видно, что отцу удалось снять всё происходящее даже не с одной точки, а со многих. И это удивительно, ведь тогдашняя кинокамера весила больше 30 кг вместе со штативом, у неё не было никаких электронных механизмов, электрического двигателя и требовалось постоянно крутить ручку.
Ещё один всемирно известный герой челюскинской эпопеи – радист экспедиции Эрнст Теодорович Кренкель. Его сын Теодор стал математиком, преподавал на кафедре теории вероятностей и прикладной математики Московского технического университета связи и информатики. Он рассказал, что отец очень гордился своим личным позывным RAEM, который изначально принадлежал радиостанции «Челюскина», а потом остался за ним на всю жизнь.
– Именно мой отец после гибели «Челюскина» обеспечивал радиосвязь ледового лагеря Шмидта с материком. И весь состав челюскинцев – 104 человека – благодаря этому были эвакуированы со льдины! – с гордостью говорит Теодор Эрнстович.
Будет памятник!
Сын легендарного лётчика-спасателя челюскинцев Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова – Алексей Михайлович (седьмой и самый младший в семье) – тоже пилот гражданской авиации. Сейчас ему 71 год, он на пенсии и очень жалеет, что пока не удалось долететь до Чукотки.
– Челюскинская эпопея – спасательная операция – была очень значимым событием, которая подняла весь народ, – говорит он. – А самое главное, что, помимо лётчиков, большую роль сыграли коренные жители Чукотки, которые по материку вывозили челюскинцев к местам сбора, где стояли пароходы.
Внучка лётчика Водопьянова – Мария Юрьевна Водопьянова, переводчик, возглавляет сейчас родительский совет 154-го отдельного комендантского Преображенского полка в Москве – обрадовала: родственники челюскинцев написали письмо Владимиру Путину с просьбой поставить памятник героям-полярникам. И президент откликнулся, только спросил: «А где будем ставить памятник? Откуда вышел в свой рейс пароход «Челюскин»? В Ленинграде?».
– Я надеюсь, что памятник появится в Санкт-Петербурге. Идею поддержали и в Российском историческом обществе, его председатель Сергей Нарышкин, – уточнила Мария Юрьевна.
Сталинский сокол
Воспоминаниями о лётчике – спасателе челюскинцев первом Герое Советского Союза Анатолии Васильевиче Ляпидевском поделились его сын Роберт Анатольевич и внук Анатолий Робертович.
– Главный подвиг деда лично для меня – большая и дружная семья! Это был действительно человек с большой буквы. В поисках лагеря челюскинцев он совершил 29 полётов в пургу, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, посадил самолёт на льдину и вывез оттуда 12 человек – 10 женщин и двоих детей. Горжусь, что меня назвали в его честь, – говорит Анатолий Робертович.
Сыну Анатолия Ляпидевского Роберту Анатольевичу, который получил имя в честь знаменитого американского полярного исследователя Роберта Пири, сейчас 87 лет, он народный артист России, служил в Театре кукол им. С. В. Образцова и стоял у истоков передачи «Спокойной ночи, малыши». Хорошо помнит, как отец рассказывал о встрече со Сталиным:
– На приёме в Георгиевском зале к нему подошёл сам Сталин с бутылкой вина, – поделилися Роберт Анатольевич. – Увидев, что лётчики пьют нарзан, он отдал отцу свой бокал и говорит: «Раз торжество, так надо пить не нарзан, а вино». И отхлебнул прямо из горлышка, а потом продолжил: «Запомни, Анатолий, у тебя отец – поп, я сам – почти поп, так что можешь ко мне всегда обращаться по любому поводу». Тогда отец и попросил Сталина дать ему возможность продолжить учёбу в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Ведь именно за непролетарское происхождение Ляпидевского «услали» служить на Дальний Восток, где он с 1933 года работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского воздушного флота в Хабаровске. Так он стал любимым «сталинским соколом»…