Вокруг Чукотки за 17 дней
17.01.2025

Дарья КИРОВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Старт научно-практической экспедиции по Чукотке был дан вечером 14 января в Певеке в рамках масштабных межведомственных учений «Безопасная Арктика – 2025». Тринадцать новейших вездеходов взяли курс на село Рыткучи, всего же им предстоит преодолеть 2385 км, миновать 12 населённых пунктов, включая Анадырь, Эгвекинот, Мыс Шмидта и – ориентировочно 31 января – вернуться в самый северный город России уже со стороны метеостанции Валькаркай. В пути спасатели проведут тренировки по шести разным сценариям.
Перед стартом
– Проведение экспедиции в самом удалённом регионе России позволит проверить готовность к спасению на труднодоступных территориях, где природа диктует свои законы. Гарантия безопасности людей и бесперебойной работы стратегически важных объектов и направлений, таких как Северный морской путь, требует постоянной готовности к действиям в любых, даже самых непредсказуемых условиях. Мы преодолеем почти 2,5 тыс. километров, и это не просто проверка наших возможностей. Это комплексная оценка готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций, характерных для Арктического региона, – отметил перед стартом советник главы МЧС России Даниил Мартынов.
Также за несколько часов до выезда на маршрут в Певеке состоялась выставка техники, на которой специалисты МЧС и инженеры фирм – производителей вездеходов представили своим машины. Несмотря на крепкий мороз, многие певекчане пришли к главной площади города, чтобы своими глазами увидеть настоящих вездеходных «монстров».
На выставке было представлено девять единиц техники. Тремя днями ранее самолёты Ил-76 МЧС России доставили в Певек два снегохода отряда «Центроспас», один новейший вездеход БТБ-200 на шинах низкого давления белорусского предприятия «МАЗ-МАН», а также два отечественных вездехода «Бурлак» и «Русак К-8».
– Гусеничная техника была транспортирована заранее за пределы города для старта, так как в населённом пункте самостоятельно передвигаться она не может, – пояснили в региональном главке МЧС. Также там сообщили, что два «Бурлака 6х6», которые дошли своим ходом из Якутии, по завершении экспедиции передадут в пользование открытого в прошлом году в Певеке Арктического спасательного центра.
«Нижегородский великан»
С особым энтузиазмом изучали представленные на выставке машины юные певекчане: они исследовали кабины «великанов», садились за руль, фотографировались, задавали спасателям вопросы. В свою очередь сотрудники МЧС приготовили для юных северян сюрприз – сладкие подарки.
Наибольший же интерес у жителей города всех возрастов вызвал исполин «Русак К-8» – самый большой колёсный вездеход в мире.
– Его собирают в Нижнем Новгороде, – рассказал водитель снегоболотохода Сергей Ефремов. – Конкретно для данной машины это первый выезд в Арктику. С завода – сразу к вам. Разрабатывался вездеход специально для Крайнего Севера, поэтому оснащён несколькими автономными отопительными элементами. Он вмещает 16 человек, двух водителей и 1,5 тонны груза. В этой экспедиции мы везём медицинский персонал и альпинистов со всем необходимым оборудованием – всего девять человек. Уверен, что машина преодолеет весь путь с лёгкостью.

Первый выезд белорусов
Привлёк внимание горожан и транспорт меньших размеров, однако не менее устойчивый к арктическому климату и не менее проходимый по северному бездорожью. Одним из таких вездеходов стал белорусский «МАЗ-МАН».
– Наша техника – снегоболотоход на шинах сверхнизкого давления. Мы разрабатывали его так, чтобы он по габаритам мог передвигаться также по дорогам общего пользования, – поделился с корреспондентом «КС» инженер-конструктор «МАЗ-МАН» Михаил Попов. – Это первый выезд данной машины в Арктику. В основном она испытана и используется в Республике Беларусь, где климат заметно мягче. Весь каркас у нас утеплён сразу с завода, для данной экспедиции мы поставили двойные лобовые стёкла. В остальном машина хорошо укомплектована, что называется, «со старта». Активно ведём дневники поломок, собираем информацию, предоставим во время экспедиции её также для оценки в распоряжение МЧС России.
Плечом к плечу с российскими спасателями испытание Арктикой пройдут и их белорусские коллеги, так как в состав экипажа вездехода «МАЗ-МАН» включены три представителя союзного государства.
– В таких климатических условиях мы впервые, пришлось привыкать. Хотя мороз не пугает и в технике мы уверены. Также о себе дала знать смена часовых поясов: разница в девять часов ощущается, даётся не просто. Несмотря на погоду, смогли прогуляться, осмотреть город, – поделился впечатлениями начальник дежурной смены Центра оперативного управления республиканского отряда специального назначения «ЗУБР» МЧС Белоруссии Александр Курочкин.
С Божьей помощью
В 19.00 выставка техники завершила свою работу: спасатели начали готовиться к старту экспедиции. После напутственных слов в добрый путь участников экспедиции благословил исполняющий обязанности настоятеля храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской отец Виталий (Тимошенко).
– Мы провожаем нашу экспедицию, несмотря на погоду. Это погода мужества. Такие ребята, как вы, с Божьим благословением пройдут везде. В путь мы вручаем вам икону Рождества Христова, – обратился к спасателям отец Виталий, прочитав затем молитву о путешествующих и освятив присутствующих и технику святой водой.
Уже через 30 минут колонна спецтранспорта выехала из центра города, направившись в первый пункт маршрута – село Рыткучи. Прибыв туда, участники экспедиции пообщались с воспитанниками местного интерната и передали ребятам сладкие подарки, фрукты и молочную продукцию, а также установили в жилых помещениях нуждающихся семей автономные пожарные извещатели.
В четверг, 16 января, когда этот номер «КС» готовился к печати, стало известно, что экспедиция успешно добралась до месторождения Купол – второго пункта маршрута, где было запланировано проведение учения по ликвидации пожара. Затем курс был взят на сёла Снежное и Усть-Белая, по пути к которым технике предстоит преодолевать крутые склоны с применением «снежных якорей». Среди других сценариев тренировок – подъём провалившегося под лёд автомобиля на Канчаланском лимане близ Анадыря, поиски потерявшейся группы людей и организация поиска в лавине на территории муниципального округа Эгвекинот.
Напомним, что опытно-исследовательское учение «Безопасная Арктика – 2025» проводится по поручению президента Владимира Путина в целях совершенствования межведомственного взаимодействия при реагировании на различные чрезвычайные ситуации в Арктике. Путь экспедиции на Чукотке проложен как по побережью Чукотского и Восточно-Сибирского морей, так и по скалистой континентальной части округа, где сложность передвижения обусловлена перевалами и сопками с большими снегозапасами и ледовыми переправами через реки и озёра, сильной ветровой нагрузкой и низкими температурами.
Кстати
В рамках учений «Безопасная Арктика – 2025» также организована «Экспедиция памяти», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Она стартовала 27 декабря в Мурманске и финиширует 31 января в Певеке. Спасатели доставят в самый северный город России частичку Вечного огня от мурманского мемориала «Защитникам Советского Заполярья».