Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

КАК ИХ ГОТОВИЛИ К ВОЙНЕ

10.05.2010

Подготовил Иван ОМРУВЬЕ

Война коснулась всех. Об этом – воспоминания коренного жителя некогда существовавшего села Ламуто-Краснено Анадырского района Дмитрия Дьячкова, рассказанные им при жизни младшему брату Михаилу, который и предоставил их редакции «КС». Вот что говорил комсомолец, знатный охотник военных лет Дмитрий Данилович:

«Лично для меня 1943 год дал многое. Меня с одногодками – чукчами, эскимосами, чуванцами и русскими – почти год держали на военном положении в поселке Бухта Угольная (ныне Беринговский – Ред.) Нас готовили для отправки на фронт. Я впервые близко познакомился с чуванцами и эскимосами, с образом жизни русских. Нам, молодым оленеводам, привыкшим спать по три-четыре часа в сутки, нетрудно было вставать по тревоге и в два, и в три часа ночи. Удручало другое: никак не могли привыкнуть к каше, борщам, другим незнакомым блюдам. Долго мы страдали «медвежьей» болезнью. Никак не могли привыкнуть к сапогам, мучительно долго учились правильно наматывать портянки, подшивать воротнички.
Трудно было ребятам, которые плохо знали русский язык. Да еще очень хотелось домой, нервировало долгое ожидание. Почему-то нам нравилось маршировать, особенно под песню, хоть и плохо, но мы охотно пели «Вставай, страна огромная», «Если завтра война», про Щорса, и, конечно же, о Сталине. Еще нас радовало обилие махорки (кури – не хочу!) и патронов – страшнейший дефицит в тундре. Мы умели и любили стрелять после политзанятий и показа военной кинохроники. В какую только позу не ставили на стрельбище Гитлера, Гим-млера, Муссолини!
Соревнуясь, стреляли из винтовок, «ППШ», пистолетов, пулеметов им то в лоб, то в глаз, то в задницу. Рыли окопы, траншеи, учились оказывать первую помощь при ранении. При полном снаряжении, в противогазах, со штыками, с призывом «К бою!» и громким криком «Ура!» бросались в атаку на невидимого врага. Каждодневно комиссары нам внушали, что, попав в плен, молчать нужно, стойко переносить пытки. И мы были готовы ко всему этому. Ненависть к врагам добавляли не только газеты, плакаты, беседы командиров и политработников, но и документальные фильмы о зверствах фашистов. Мы были уже не те, что в первые дни. Жаждали мести и откровенно ждали отправки на фронт. Находились на военном положении, но это не значило, что имели дело только с оружием. Вечерами слушали патефон, играли в шашки и домино, кто умел – писал письма домой (или просили более грамотного). Хотя маловато было фильмов, но мы с удовольствием просматривали «Броненосец «Потемкин», а «Волгу-Волгу» раз по пятнадцать смотрели, как позднее – «Чапаева»…
Почти год мы ждали отправки на фронт, в конце концов нас посадили на пароход и привезли в Анадырь. В Анадыре нас встретили райкомовские работники. Пионеры и комсомольцы, пограничники вручили нам подарки и сухие пайки на три дня (несколько пачек чая, махорки, сахар, крупу, банки тушенки, спички, соль, сухари). Нам сказали, чтобы подождали несколько дней, а потом на собачьих упряжках обещали отправить домой. Но мы очень соскучились по родным. Предупредили какого-то чукчу-начальника и утром восьмером пешком пошли вверх по Анадырю. За день все благополучно дошли до озера Красное, затем наши пути разошлись.
Мы с Нилката отправились в Ламуто-Краснено, чукчи – в Чикаево, а чуванцы через Чикаево – в Усть-Белую. Все благополучно добрались до родных мест. Для нас, людей тундры, это было не расстояние… Так что чувство любви к Родине в нас прививали с детства. И мы были готовы не только славить ее трудом, но и защищать с оружием в руках.»