РОВЕСНИЦА АЛСИБА
10.05.2010

…Шел второй год кровопролитной войны. По договоренности в рамках ленд-лиза Америка начинает поставлять Советскому Союзу военную технику: транспортные самолеты, бомбардировщики, истребители - восточным путем через Аляску. Поставка американских самолетов осуществлялась воздушным путем по трассе «Фербенкс – Красноярск» и далее – на фронт. В кратчайшие сроки были изысканы подходящие площадки и начато строительство военных аэродромов на Чукотке. Одним из таких аэродромов по трассе «Аляска – Сибирь» был запасной аэродром в Марково.
Аэродром строили силами вольнонаемных рабочих, солдат воинской части, охранявших оборонный объект, работников ГВФ и заключенных. К строительству взлетно-посадочной полосы подключилось местное население. Всю работу выполняли вручную: вырубали деревья, корчевали и сжигали пни, утрамбовывали площадку для будущей полосы. Благодаря самоотверженной работе марковчан, полосу подготовили к 5 сентября 1942 г. (всего на строительство временной полосы ушло 2,5 месяца), а через два дня на полосу приземлился первый самолет. Радости сельчан не было предела. Как вспоминает Матрена Егоровна Черногор (Ушакова), ей в ту пору было девять лет, Ольга Петровна Матвиенко (ее первая учительница) привела их на экскурсию в аэропорт. Учительница показывала детям прилетевший самолет и даже разрешила подняться по трапу самолета, заглянуть в кабину летчиков. Радость переполняла детей: их родители тоже строили аэродром.
Как вспоминает один из строителей аэродрома в Марково Махура Агей Фомич, «народу было очень мало, техники не хватало, все приходилось делать вручную, но совместными усилиями рабочих, военных и местного населения управились вовремя и полосу сдали уже к 15 сентября, а с октября 1942 года стали принимать военные самолеты, летевшие из Уэлькаля в Сеймчан через Марково».
Вот в какое трудное время довелось родиться старшей дочери Агея Фомича – Вере. Агею Фомичу приходилось сутками работать на строительстве аэродрома. А дома они с женой, Ольгой Сергеевной, ожидали своего первенца… хотя дома как такового, своего угла, не было. Приходилось жить то у одних, то у других местных жителей: вначале ютились у Алины Дукары, а затем жили с семьей у Шитиковой Макрины, хотя у тех самих были семьи и дети.
Но в том-то и дело, что жизнь продолжалась… А если не было бы их, рожденных в грозные 41– 42-е годы, переломные 43–44-е годы и в победном 45-м, то не было бы и мощного продолжения жизни в 60-е и 70-е годы… Сколько их было, не рожденных, сколько их было малолетних и юных, погибших в те страшные годы войны!
И здесь мне хочется привести очень мудрые слова одной жительницы села Марково Марфы Егоровны Андреевой (Ушаковой): «Большое оружие было в руках защитников Отечества. Этим оружием была Вера в свое Отечество. Именно Верой мы победили и спаслись!!!»
Вот и мы будем спасаться Верой! Чтить и помнить своих предков! Любить и никому не отдавать нашу землю, политую кровью и омытую слезами матерей, вдов и детей.
В 2007 году, в начале октяб-ря, исполнилось 65 лет с момента открытия воздушной трассы «Аляска–Сибирь». И Вера Агеевна, как ровесница «АлСиба», тоже отмечала в октябре 2007 года свое 65-ле-тие! Вера Агеевна со своей семьей живет на Дальнем Востоке. У нее двое детей и четверо внуков.
Также в годы войны, в 42-м, родилась Вера Желторылова, в 44-м – Надежда Гунченко, и Митькина Надежда, а в 45-м, победном году, Любовь – Любаша Аксенова и много других детей…
Вот и победили врага русские люди в этой Священной войне – Верой, Надеждой и Любовью!!!
Такой незатейливый сюжет родился в те далекие военные годы в небольшом селении Марково, уходящем своей историей в далекие 40-е годы XX столетия…