Боевую высоту задал Север
08.05.2024

Вячеслав ФИЛИППОВ
gazeta@ks.chukotka.ru
Среди семёрки лётчиков, чей подвиг по спасению экспедиции парохода «Челюскин» у берегов Чукотки в апреле 1934 года привёл к учреждению в нашей стране звания Героя Советского Союза, лишь Николай Каманин был кадровым военным. Остальные пилоты, удостоенные этой высшей степени отличия, служили в Гражданском воздушном флоте (ГВФ) и Управлении воздушной службы Главсевморпути. Тем не менее начало Великой Отечественной войны они встретили в военной форме и внесли свой вклад в разгром фашистской Германии и её союзников. Герои в числе первых бомбили Берлин, бились с врагом в небе и штурмовали его наземные позиции, прокладывали воздушные трассы в тылу и обеспечивали поставки авиатехники на фронт.
Советско-финская
Первым боевой опыт получил отнюдь не Анатолий Ляпидевский, кавалер «Золотой Звезды» № 1, отличившийся и в годы Великой Отечественной, о чём «КС» рассказывал в апрельской публикации. В начале 1940 года свои лётные навыки и командирский талант довелось показать Героям Советского Союза Николаю Каманину и Михаилу Водопьянову во время Советско-финской войны.
Полковник Каманин командовал 19-й легкобомбардировочной авиабригадой в составе ВВС 9-й и 15-й армий, а полковник Водопьянов вылетал на боевые задания в должности командира тяжёлого бомбардировщика – того самого полярного АНТ-6 «СССР Н-170», на котором высаживал экспедицию Ивана Папанина на Северном полюсе в 1937 году. За успешные боевые вылеты на Финском фронте Михаил Васильевич был награждён орденом Красного Знамени.
Отличился во время Финской войны и Герой Советского Союза начальник ГУ ГВФ комдив Молоков. Важное значение имела его инициатива применения самолётов ГВФ для обеспечения действующей армии. В кратчайший срок по всей линии фронта, от Ленинграда до Мурманска, было сосредоточено более 1500 самолётов ГВФ: Г-1, Ли-2, Р-5 и У-2. Удалось сформировать Особую авиационную группу ГВФ, обслуживающую войска. Лётчики гражданской авиации, несмотря на сложные метеоусловия, днём и ночью обеспечивали связь с передовыми позициями, доставляя туда боеприпасы и продукты, а в полевые госпитали – медоборудование, консервированную кровь, медикаменты, вывозили раненых.
Именно в Советско-фин-ской войне руководство ГУ ГВФ получило бесценный опыт применения гражданской авиации в боевых действиях.
Миссия в Иране

В октябре 1940 года полковника Каманина назначили командиром 3-й отдельной авиабригады ВВС Средне-азиатского военного округа в Ташкенте. При этом он временно замещал должность командующего ВВС округа. С марта 1941-го – командир 4-й авиабригады в том же округе (Ашхабад), во главе которой в августе участвовал в Иранской операции. Тогда была предотвращена опасность нападения фашистской Германии с территории Ирана, наводнённого к тому времени агентурой врага. С октября исполнял должность командующего ВВС округа и занимался формированием и подготовкой авиасоединений для фронта.
С июля 1942 года и до окончания войны Николай Каманин находился на командных должностях в действующей армии. Был командиром 292-й штурмовой авиационной дивизии 3-й воздушной армии на Калининском фронте, командиром 8-го смешанного авиационного и 5-го штурмового авиационного корпусов (Степной, Воронежский, 1-й Украинский и 2-й Украинский фронты).
Соединения штурмовиков Ил-2 под его командованием участвовали во многих значимых сражениях: Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях, освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.
Завершил войну в звании генерал-лейтенанта авиации, награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2 степени и орденом Кутузова 2 степени, а также медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», румынскими, венгерскими, польским, чехословацким орденами.
Николай Каманин – участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, командовал сводным батальоном лётчиков в составе сводного полка 2-го Украинского фронта.
Сразу на Берлин

Буквально на второй день войны – вечером 23 июня 1941 года экипаж Героя Советского Союза Водопьянова вернулся в Москву с ледовой разведки в полярных морях. Михаил Васильевич сразу же направился в наркомат обороны, чтобы руководство незамедлительно отправило его на фронт.
Было принято решение о формировании дивизии дальнебомбардировочной авиации, в состав которой вошли многие опытные экипажи гражданской и полярной авиации. Комбриг Водопьянов возглавил дивизию, приступил к её формированию и получению новых самолётов ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2 с авиазавода. 8 августа 1941 года самолёты с заводского аэродрома перебазировались на аэродром Пушкино под Ленинградом, где командир дивизии получил приказ лично от Сталина:
«Т-щу Водопьянову
Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кёнигсберг.
И. Сталин, 8.08.41»
В ночь с 10 на 11 августа бомбовый удар по Берлину был нанесён. Правда, из-за отказов моторов новых самолётов, аварии на взлёте из 26 запланированных были выпущены лишь 10 машин, из которых бомбовый удар по цели смогли нанести шесть. Самым же обидным было то, что ещё неизвестные в войсках самолёты после взлёта и на маршруте обстреляли свои же истребители и зенитчики.
Водопьянова тоже сначала едва не сбили советские истребители И-16, а потом при выполнении удара по Берлину самолёт был повреждён огнём зенитной артиллерии противника. На обратном пути бомбардировщик стал терять высоту, и Водопьянов совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой гитлеровцами. Экипажу через два дня удалось перейти линию фронта и выйти к своим.
За налёт на Берлин Водопьянов получил благодарность от Сталина, но от командования дивизией был отстранён, оставшись в строю в качестве командира корабля 432-го авиаполка дальнего действия (затем 746-го АПДД). Достойно воевал, бомбил врага. В 1943 году был зачислен в распоряжение командующего Авиации дальнего действия (АДД) для выполнения специального задания – ему поручили приёмку новых бомбардировщиков с авиазаводов.
Звание генерал-майора авиации Водопьянову было присвоено в 1943 году, по ходатайству командующего АДД, несмотря на занимаемую должность командира корабля. Позднее командующий АДД главный маршал авиации Голованов писал: «Это был первый полярный лётчик, получивший высокое звание генерала за свои личные боевые заслуги».
За боевые подвиги Михаил Водопьянов в 1942 году был награждён орденом Красного Знамени, в 1945-м – орденом Отечественной войны 1 степени, а за выслугу лет – орденами Ленина и Красного Знамени.
Мандат от Сталина
Василий Молоков, встретив 22 июня 1941 года в должности начальника Главного управления ГВФ, смог в кратчайшие сроки организовать мобилизацию и перевод огромной транспортной отрасли на режим работы военного времени.
По опыту Финской войны генерал-майор авиации Молоков сразу же начал формирование особых авиационных групп и отрядов на базе территориальных управлений ГВФ, которые незамедлительно передавались в оперативное подчинение армии и флоту для выполнения спецзаданий. В столице была создана Московская авиагруппа особого назначения, напрямую подчиняющаяся ГУ ГВФ и Генштабу Красной армии и выполняющая задания в зонах действия всех фронтов.

С мая 1942 года Гражданский воздушный флот был, по существу, полностью передан в ведение ВВС. Мало того, начальник ГУ ГВФ одновременно являлся заместителем командующего ВВС Красной армии. Крайне скромный по характеру Василий Молоков считал эту должность чересчур для себя высокой, но, несмотря на это, успешно справлялся с руководством и много сделал для перестройки работы отрасли в интересах обороны страны в самый трудный начальный период войны.
Осенью 1941-го крайне важным для руководства страны было мнение Молокова для принятия решения по выбору маршрута перегонки боевых и транспортных самолётов, поступающих из США в СССР по программе ленд-лиза. Василий Сергеевич, ещё в мирное время лично облетавший и досконально знающий инфраструктуру воздушных трасс Сибири и Дальнего Востока, все особенности климата, пути снабжения, предложил максимально обоснованный, хотя и достаточно трудный в исполнении вариант маршрута, которому и было отдано предпочтение. По этому маршруту, известному нам как красноярская воздушная трасса, воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль и трасса Аляска – Сибирь, с ноября 1942 до конца 1945 года в СССР из США поступило более 8000 боевых и транспортных самолётов.
Из воспоминаний В. С. Молокова: «…в июне 1942 года выехал как уполномоченный Государственного Комитета Обороны в Сибирь – проверять ход строительства авиатрассы. Выданный мне мандат, в котором всем военным, советским и партийным организациям вменялось в обязанность оказывать мне всяческую помощь, был подписан самим Сталиным».

Уполномоченный Государственного Комитета Обороны – это был очень высокий статус, фактически – порученец Председателя ГКО Иосифа Виссарионовича Сталина, что говорит о том, насколько уважали и ценили Молокова в высшем руководстве страны.
С началом перегонки самолётов по новой трассе вернувшегося в Москву генерал-майора авиации Молокова назначили начальником Лётно-испытательного института НКАП. Но в тылу оставаться он не захотел. Обратился к командующему ВВС Новикову, у которого ранее был заместителем, и попросил направить на фронт «в любой должности». Ему была предложена должность командира 213-й ночной бомбардировочной авиадивизии на самолётах По-2, доукомплектованной личным составом из отдельных авиаполков ГВФ. С маршальской должности на полковничью – это, конечно, то ещё предложение! Но он только и сказал: «Когда я могу принять дивизию?».
Василий Сергеевич принял дивизию, входившую тогда в состав 1-й воздушной армии Западного фронта, и успешно командовал ей до окончания войны, завершив боевой путь в Восточной Пруссии в составе 3-го Белорусского фронта. На её боевом знамени к концу войны сверкали ордена Красного Знамени, Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени. Такими же полководческими орденами был награждён и командир дивизии генерал-майор авиации Молоков.
Справка «КС»
Герой Советского Союза Маврикий Трофимович Слепнёв по окончании Военно-воздушной академии им. Жуковского был назначен заместителем начальника, а затем начальником Главной инспекции ГВФ. С 1939 года комбриг Слепнёв – начальник Академии ГВФ. С началом Великой Отечественной войны перешёл в центральный Аппарат авиации ВМФ. В 1941 – 1942 годах – участник обороны Одессы и Севастополя, заместитель командира авиабригады ВВС Черноморского флота. Затем переведён в ГУ ВВС ВМФ, где продолжил службу в отделе по изучению опыта Великой Отечественной войны. В дальнейшем продолжил эту же деятельность в Главном штабе ВМФ. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени, медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя».
Герой Советского Союза полковник Иван Васильевич Доронин после окончания Военно-воздушной академии им. Жуковского в 1939 – 1940 годах служил начальником Лётно-испытательной станции авиазавода № 1 в Москве, с 1940 по 1947 годы – начальником Лётно-испытательной станции авиазавода № 301 в Химках Московской области, где собирали истребители конструкции Яковлева. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За оборону Москвы».
Герой Советского Союза Сигизмунд Александрович Леваневский – единственный из семёрки лётчиков – участников челюскинской эпопеи, не доживший до начала войны: 13 августа 1937 года его четырёхмоторный самолёт ДБ-А пропал во время перелёта через Северный полюс из Москвы в Фэрбанкс.
ДЕЙСТВУЮЩИЙ РЕЗЕРВ. После успешного завершения операции по спасению челюскинцев первые Герои Советского Союза Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв и Иван Доронин по их просьбе были направлены на учёбу в Военно-воздушную академию им. Жуковского и в 1935 году получили восстановленные тогда в СССР персональные воинские звания, соответствующие занимаемым должностям. А поскольку лётный, инженерно-технический и руководящий состав Гражданского воздушного флота и полярной авиации ГУ Севморпути являлся действующим резервом Красной армии, высокие воинские звания были присвоены и остававшимся в рядах гражданской авиации Василию Молокову и Михаилу Водопьянову. Так, в 1939 году и. о. начальника Управления полярной авиации Главсевморпути Водопьянов получил звание «полковник», а начальник ГУ ГВФ Молоков годом позже стал генерал-майором авиации. В этих званиях героев челюскинской эпопеи застало начало Великой Отечественной войны.
За спинами отцов не прятались

Дети первых Героев Советского Союза тоже воевали в годы Великой Отечественной вместе с отцами, приближая Победу, несмотря на юный возраст.
Единственный сын Василия Молокова – Валерий, 1924 года рождения, по состоянию здоровья не смог стать лётчиком, но служил в 213-й ночной бомбардировочной авиадивизии рядовым авиамехаником. Сержант Валерий Молоков работал достойно и был награждён медалью «За боевые заслуги».
А сын Николая Каманина – Аркадий, 1928 года рождения, вообще считается самым молодым военным лётчиком Великой Отечественной!
Четырнадцатилетний Аркадий в апреле 1943 го-да прибыл в 5-й штурмовой авиационный корпус, которым командовал его отец, на Калининский фронт. Сначала работал механиком по спецоборудованию в эскадрильи связи штаба 5-го штурмового авиакорпуса. Затем при любой возможности начал «подлётывать» на По-2 во второй кабине. А так как самолёт имел двойное управление в обеих кабинах, после взлёта просил разрешить ему пилотировать. Таким образом и получал лётную практику.
В июле 1943 года Аркадий был выпущен в первый «официальный» самостоятельный полёт на самолёте По-2. После чего был назначен на должность лётчика 423-й отдельной авиа-эскадрильи связи. К концу апреля 1945 года он совершил более 650 вылетов по связи. В 15 лет Аркадий удостоился своей первой боевой награды – ордена Красной Звезды. Позднее был награждён вторым орденом Красной Звезды и орденом Красного Знамени.

Кстати
Старший сержант Аркадий Каманин участвовал в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года в составе сводного полка 2-го Украинского фронта. Шёл в последней шеренге сводного батальона лётчиков, командовал которым его отец генерал-лейтенант авиации Каманин.