СИЛА ДУХА ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА
05.03.2015

gazeta@ks.chukotka.ru
В годы войны жители Чукотки совершали трудовой подвиг, участвуя в выполнении решения Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО) от 9 октября 1941 года о строительстве воздушной трассы ГВФ (Гражданский Воздушный Флот) Уэлькаль–Красноярск для перегонки самолётов на фронт.
УЭЛЬКАЛЬ
Строительство аэропорта Уэлькаль началось в июле 1942 года. Правительство обязало Приморский крайисполком выделить по заявке ГУ ГВФ всё необходимое для строительства аэродрома и доставить в Уэлькаль. Первый пароход «Волховстрой», на котором были доставлены различные строительные материалы и рабочие, прибыл в Уэлькаль 13 августа. Строителям пришлось вести работу сразу по четырём направлениям: разгружать пароходы, строить основную взлётно-посадочную полосу и временную для обеспечения полётов, возводить жилые здания и служебные помещения.
Особенность взлётно-посадочной полосы в Уэлькале заключалась в том, что она строилась из деревянных плит, которые укладывались на ребро мелкой решёткой, скреплялись и засыпались специальной грунтовой смесью. Рабочих на стройке не хватало. Создалась угроза срыва сроков строительства, установленных ГКО. Эта тревожная обстановка была подчёркнута в постановлении бюро Чукотского окружкома ВКП(б), в котором указывалось: «На строительстве объектов особой линии ГВФ создалось исключительно напряжённое положение. Пароходы в Уэлькаль значительно запаздывали, сроки строительства ещё более сократились. Объекты на Чукотке стали самым узким местом во всей особой линии, и поэтому задерживается выполнение задания ГКО».
Решением бюро окружкома партии в Уэлькаль до конца навигации командировали 140 человек из Анадыря, выделили два катера и четыре кунгаса для разгрузки пароходов. О том, что окружной комитет партии принимал все меры по оказанию помощи строителям, свидетельствует и постановление бюро от 29 августа 1942 года: «Обязать тов. Куркутского собрать все тачечные колёса в организациях и учреждениях Анадыря и отправить катером-67 в Уэлькаль». За короткое летнее время было разгружено 12 пароходов. Только одной деревоплиты прибыло 700 вагонов, около 5 тысяч тонн горючего, 16 сборных жилых домов, много строительных материалов, а также продовольственных и промышленных товаров. В тяжёлых условиях разгружались пароходы. Частые осенние штормы опрокидывали гружёные катера и кунгасы, но люди, не считаясь с опасностью, самоотверженно трудились по 16-18 часов в сутки, вытаскивали из ледяной воды на берег деревоплиту, бочки с бензином и другие грузы.
МАРКОВО
Одновременно строился аэродром в Марково, в этом участвовало почти всё население села. Заведующий военным отделом Марковского РК ВКП(б) Я. С. Закирнычный возглавлял бригаду из 45 человек на земляных работах, секретарь сельсовета чуванец Д. П. Дьячков раскорчёвывал лес, нашёл дорогу, по которой своим ходом по тундре тракторы пришли в аэропорт, доставлял в Марково бензин на собачьей упряжке.
В ходе строительства аэропорта выяснилось, что лётное поле будет подготовлено в срок, но отсутствие бензина для заправки создаст непреодолимые трудности в обеспечении перелётов по воздушной трассе. В связи со сложившимся положением было принято постановление о немедленном выделении из резерва необходимого количества плавсредств для доставки бензина. В течение суток был собран весь наличный флот Анадырского куста, на него погрузили горючее и отправили в Марково.
Топливо было доставлено по назначению, но на обратном пути все суда вмёрзли в лёд на реке Анадырь. К 5 сентября 1942 года взлётно-посадочная полоса в Марково была подготовлена для зимней эксплуатации, а уже 7 сентября на неё приземлился первый самолёт ПС-84. Комиссией ГУ ГВФ 20 октября полоса была принята во временную эксплуатацию. Местное население постоянно оказывало помощь аэропорту Марково. В 1943 году на укладке металлической решётки на взлётно-посадочную полосу и других объектах жители села отработали 2455 человеко-дней.
АНАДЫРЬ
В 1942 году жители Анадыря построили запасной аэродром. Командир Чукотской авиагруппы Полярной экспедиции П. В. Левандовский 15 мая 1943 года сообщил: «Сделанный сухопутный аэродром на осенний период эксплуатации на горе у комбината дал в своё время возможность работать самолётам ВВС КА (Военно-Воздушных Сил Красной Армии) и выполнять перевозки авиагруппой осенью и зимой вплоть до организации аэропорта на бухте, т. е. с 18 октября до 15 декабря 1942 г.».
В июле 1943 года в Анадыре был создан стройучасток управления строительства авиатрассы для расширения аэродрома и его освещения. На помощь стройучастку ГВФ Анадырский райком партии и райисполком организовали три массовых воскресника, в которых приняли участие около 500 человек, и, кроме того, ежедневно в течение двух месяцев работали на строительстве аэродрома 50 человек. Постройка запасного аэродрома имела большое значение: в течение 1943 года запасной аэродром спас от гибели четыре «Дугласа» и их экипажи. Вынужденные посадки совершили экипажи Шашина, Моисеева, Журавлёва и Герасимова.
Широкую и всестороннюю помощь оказывало авиаторам и население Чаунского района. Силами общественности посёлка Певек был построен сухопутный аэродром, который обеспечивал нормальное ведение ледовой разведки полярной авиации и служил как запасной для воздушной трассы.
За ударную работу на строительстве аэродромов многие были поощрены. Среди них – Дмитрий Павлович Дьячков, секретарь Марковского сельсовета. В характеристике, представленной на поощрение, указывалось: «Тов. Дьячков с первых дней строительства аэродрома активно принимал участие в подготовке лётного поля, давая на раскорчёвке леса высокие показатели производительности труда. После неоднократных безуспешных попыток доставить с места выгрузки своим ходом на аэродром тракторы, за это важное дело взялся тов. Дьячков. Он, впервые увидев трактор, изыскал дорогу, отдельные её места сделал проходимыми и доставил тракторы за 12 часов. Этим Дьячков опроверг утверждения о невозможности доставлять тракторы в тундровых условиях, окончательно решил задачу строительства лётного поля до наступления морозов. С прекращением доставки в порт бензина катерами Дьячков организовал доставку бензина на лодках, принимая личное участие в этом деле. С вводом в действие нартового пути Дьячков честно работает по доставке в порт бензина на собаках».
Признанием заслуг трудящихся Чукотки является неоднократное награждение председателя Чукотского окрисполкома Тевлянто. Депутат Верховного Совета СССР Тевлянто ещё в 1940 году за заслуги в деле освоения районов Крайнего Севера награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в годы войны его труд дважды отмечен орденом Красной Звезды. Этим же орденом награждены секретари райкомов партии Нестерюк и Орехов.
Справка «КС»
В 1944 году открыли аэродромы Танюрер и Чаплино. Технология строительства взлётно-посадочных полос применялась разная. В основном аэродромы застилали сборными металлическими листами, доставленными из США. Такими были ВПП в Марково, Танюрере, Анадыре.
На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты и другое.
В 1944 году открыли аэродромы Танюрер и Чаплино. Технология строительства взлётно-посадочных полос применялась разная. В основном аэродромы застилали сборными металлическими листами, доставленными из США. Такими были ВПП в Марково, Танюрере, Анадыре.
На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты и другое.