Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ФРОНТОВАЯ ВАХТА «УГОЛЬНОЙ»

13.03.2015

В ПРОВИДЕНСКОМ МУЗЕЕ БЕРИНГИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ БЕРЕЖНО ХРАНИТСЯ ПЕРВАЯ КНИГА ПРИКАЗОВ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ В БУХТЕ УГОЛЬНОЙ созданному по решению правительства и управления Севморпути в августе 1943 года. Это была дочерняя организация «Провиденстроя», которая уже существовала в бухте Провидения. Строительный участок, ставший впоследствии самостоятельной организацией, получил тогда название «Бухтугольстрой».
Евгений РЯБОВ
gazeta@ks.chukotka.ru

ЗА «ЧЁРНЫМ ЗОЛОТОМ»
Бухта Угольная, богатая запасами этого топлива, была открыта еще в 1886 году, во время изучения западных берегов Анадырского залива. В своём дневнике командир экипажа клипера «Крейсер» капитан второго ранга А.А. Остолопов записал 26 августа: «В двенадцать с половиной часов пополудни открылась в береге значительная бухта; подойдя ко входному в неё с севера мысу, очень отвесному, я через этот мыс заметил на высотах осыпи, похожие на угольные пласты». Так была открыта бухта Угольная, а её название впервые появилось на картах в 1901 году.
Систематическое геологическое исследование месторождения началось лишь с 1933 года. В экспедиции 1935 года участвовало 28 человек во главе с начальником Трибунским и геологом Бушуевым. Они возвели три жилых дома и хозяйственные постройки. А на основании угольных разведок (к лету 1940 года на угольном месторождении были пробурены более двухсот скважин) были составлены проекты шахты и порта. Для появившегося вскоре рудника «Бухтуголь» в сжатые сроки были построены временная электростанция, временный причал и склад угля, а на берегу началось строительство посёлка.
В начале августа 1941 года, когда вся страна объединялась в борьбе против фашистской Германии, в бухту Угольную на двух пароходах прибыли из Владивостока первые поселенцы – 176 человек. Были среди них и шахтёры, и строители. На берегу бухты строили лёгкие засыпные бараки, так начинался посёлок Беринговский. Одновременно велось строительство шахты на сопке Угольной. Никаких причальных сооружений и подъёмных средств не было, всё делалось вручную. К шахте, которая находилась в двух километрах от берега, перенесли 200 кубометров леса на руках, потому что трактора вязли в тундре.
Наряду со строительством велась добыча угля и отгрузка его на суда, шедшие на запад Северным морским путём. Добытый уголь доставляли на берег в мешках. Техническое вооружение угледобывающего первенца состояло всего из двух тракторов, двух автомашин и трёх передвижных электростанций. Для рейдовой погрузки угля на пароходы предназначались два десятитонных кунгаса и три моторных катера.

СОЗДАНИЕ БУХТУГОЛЬСТРОЯ
Технический проект шахты, с начальным названием «Сопка Угольная», и рейдового порта производительностью 50 тысяч тонн угля в год был составлен в 1941 году. В связи с этим назревала острая необходимость в создании специальной строительной организации в бухте Угольной. Первая запись в книге приказов по участку «Бухтугольстрой» датирована 1 августа 1943 года. В приказе № 1 начальник участка Г. С. Вериго объявляет списочный состав рабочих, ИТР и служащих, переданных строительному участку предприятием «Бухтуголь», в нём 41 фамилия. 6 августа на пароходе «Искра» прибывает пополнение – 12 строителей. Всех зачисляют в штат с двухнедельным испытательным сроком.
Строители работают, не щадя сил и не считаясь со временем, понимая важность порученного им дела. Приказом по участку от 28 октября 1943 года был объявлен удлинённый рабочий день, в связи с установившейся погодой. До особого распоряжения он длится с 6.00 утра до 19.00 вечера.
Уже в 1943 году коллективом Бухтугольстроя был построен пирс и оборудована механизированная трасса для доставки угля с места добычи на берег.
Бухта Угольная и сегодня славится своими ветрами и жестокими зимними пургами, в схватке с которыми можно было и не выйти победителем. Не случайно в книге приказов в декабре появляется такая запись: «Движение поодиночке за чертой посёлка во время пурги категорически запрещается как для рабочих, так и для техперсонала. Движение групп за чертой посёлка во время пурги разрешается в каждом отдельном случае лично мной или старшим производителем, с полным инструктажем и осмотром подготовленной группы и обеспечением её необходимыми средствами безопасности.
Отлучки из посёлка в дни отдыха рабочих и служащих без моего ведома, без сообщения маршрута движения, тем более в одиночку, категорически запрещаю, – пишет в приказе Вериго. – Во всех случаях обнаружения потери людей немедленно ставить в известность меня. За невыполнение настоящего приказа буду принимать самые суровые меры, вплоть до предания суду военного трибунала».
Надо сказать, что в условиях военного времени трудовая дисциплина была под особым контролем. Любое опоздание на работу, даже на 5–10 минут считалось чрезвычайным происшествием, становилось предметом нелицеприятного разговора с начальством и влекло дисциплинарное взыскание, даже если это касалось здоровья.
В одном из ноябрьских приказов Вериго записано: «Ввиду участившихся случаев посещения больницы в рабочее время и опозданий на работу по этой же причине приказываю: в амбулаторию на приём к врачу ходить только в нерабочее время. Никакие объяснения, кроме выданного врачом бюллетеня, приниматься не будут, а виновные в нарушении общего порядка будут привлекаться к ответственности, как за прогул».
Приказ № 114 от 7 июля 1944 года констатирует, что первоочередные навигационные строительные работы закончены. Угольный пирс с бункерами и со всеми дополнительными монтажными работами сдан в срок. Благодаря развёрнутому социалистическому соревнованию между цехами и бригадами коллектив Бухтугольстроя добился повышения производительности труда в целом по организации на 131 % и выполнил июньский план на 100,2 %.
Жюри Бухтугольстроя на своём заседании от 7 июля 1944 года, рассмотрев показатели работы основных производств, отметило, что в установленный срок построен причал, складские помещения, навигационные створные знаки.
Только в 1944 году строители отдали 711 человеко-дней на разгрузку пароходов, а шахтёры выдали на-гора почти 46 тысяч тонн угля.

НАВСТРЕЧУ ПОБЕДЕ
Завершался 1944 год. Строителям необходимо было завершить непредвиденные работы. Приказом 192 от 8 декабря 1944 года начальник Бухтугольстроя ввиду необходимости форсирования строительных работ по временному складу фактории разрешает старшему производителю работ инженеру Зарубину ввести 10-часовой рабочий день для бригад Мутукина и Деулина, а также на пилораме для бригады Быковского.
Особенно насыщен информацией и пропитан духом того времени новогодний приказ №  206 от 31 декабря 1944 года. «Самоотверженный труд строителей справедливо был отмечен руководством Главного управления Севморпути, и 32 % нашего коллектива были награждены значками «Почётный полярник» и похвальными грамотами к 1 мая 1944 года.
Пережив тяжёлую, полную борьбы за план и своё существование зиму 1943–1944 года, коллектив наших строителей не ослаб, а, напротив, окреп и с энтузиазмом приступил к сооружениям навигации 1944 года.
Каждый строитель помнит апрельскую фронтовую декаду и майский фронтовой месячник с отменными показателями. Начиная с августа месяца текущего года, в ходе Всесоюзного социалистического соревнования предприятий Главсевморпути неизменно отмечалась хорошая работа нашего коллектива. В результате широко развернувшегося социалистического соревнования, план третьего квартала был перевыполнен.
Четвёртый квартал 1944 года начался прибытием небольшого пополнения, в том числе и раненных товарищей-фронтовиков, физически неполноценных людей.
Сосредоточение всех строителей к ноябрю совпало с призывом Ивана Дмитриевича Папанина к нашему коллективу обязательно выполнить ноябрьский, декабрьский и годовой планы. Обращение Папанина к бухтугольстроевцам было воспринято как боевой приказ, требующий безусловного выполнения.
Рабочая инициатива, новая волна соревнования, трудовой подъём обеспечили выполнение плана в ноябре 1944 года на 110,2 %, при 64 % обеспеченности рабочими основного производства. Производительность труда в среднем по строительству поднялась на 158 %, а выработка до 160 %. Количество стахановцев достигло численности всего личного состава производства.
Жюри Всесоюзного соцсоревнования Главсевморпути и ЦК профсоюза рассмотрели результаты работы организации за ноябрь и присудили коллективу переходящее Красное знамя и первую премию. Денежные премии получили 85 человек.
Ряд фактов показывал на подлинный патриотизм советских людей, пишет далее в приказе Вериго. Наши транспортники ночами занимались ремонтом техники, чтобы днём на ней же и работать. Фронтовик товарищ Геулин, несмотря на вскрывшиеся раны на ногах и наличие освобождения, выходил на работу. Из отдельных стахановцев родились стахановские бригады. В некоторых случаях в помощь производству приходили служащие конторы. В результате упорного труда в декабре краснознамённый коллектив строителей поставленную руководством Главсевморпути задачу выполнил при следующих показателях. План декабря выполнен на 140,3 %, план IV квартала – на 122 %, годовой план 1944 года выполнен на 106,7 %. Обеспеченность рабочей силой – 70,8 %. Средняя производительность труда – 163 %, средняя выработка на человеко-день против плана – 193 %».
Начинался 1945 год, год Великой Победы. Вместе со все страной её приближал и краснознамённый героический коллектив строителей бухты Угольной.