Яранга и нарты своими руками
22.02.2023

Майя НИКОЛАЕВА
gazeta@ks.chukotka.ru
В интернате Центра образования Марково недавно завершилось обустройство этнической комнаты отдыха. Под руководством четы Делянских – старожилов села и по инициативе педагогов школы здесь появилось помещение, украшенное предметами тундровой жизни кочевников Чукотки.
Идея создать такую комнату, где ребята, в первую очередь младшеклассники, проживающие в школьном интернате, могли бы увидеть атрибуты кочевой жизни своего народа, зародилась у педагогов давно. А поскольку в Марково учатся с отрывом от семьи в основном ребята из семей эвенов (ламутов) и чуванцев, решено было установить уменьшенную копию именно эвенской яранги, которая, впрочем, по конструкции мало чем отличается от чукотской.
– В одном из классных кабинетов, в котором проходят факультативы по чукотскому языку, мы её и оборудовали прошлой осенью, – рассказала замдиректора по воспитательной работе интерната Татьяна Евсеева. – Затем за помощью обратились к чете Делянских – Валентине Захаровне, заведующей филиалом Музейного Центра «Наследие Чукотки», и её супругу Фёдору Гавриловичу. Он – тундровик и сын оленеводов-эвенов, досконально знает, как поставить эвенскую ярангу и обустроить её изнутри. Осенью Фёдор Делянский заготовил подходящие для остова традиционного жилища двухметровые шесты. Затем вместе с ребятами он установил деревянную треногу над очагом, где бьётся огонь, правда, не настоящий, а из бумаги. Также нашли ткань для рэтэма – полога. Наши мастерицы использовали для этого плотные шторы. Получилась очень симпатичная яранга чуть ниже человеческого роста, в которую свободно могут заходить дети.
Кроме того, Фёдор Гаврилович вместе со школьниками собрал ездовую эвенскую нарту длиной полтора метра. Делали они её почти два месяца.
– Двенадцать ребят трудились над оленьими нартами в ноябре и декабре. За это время дети научились обрабатывать кожу и шлифовать дерево, – рассказала Валентина Делянская. – Самую сложную работу на себя взял мой муж, который ещё в прошлом году заготовил берёзу, располовинил ветки, согнул их как нужно и остругал. На занятиях со школьниками он рассказал, как называются части нарт, и какую роль они выполняли в кочевом быту для коренных жителей Чукотки.
В свою очередь, педагог интерната Татьяна Евсеева отметила, что она, будучи ламуткой, заинтересована в том, чтобы её дети не забывали родной язык, культуру и обычаи.
– В этнокомнате мы проводим все национальные праздники, собираем ребят – учеников 1-4 классов, рассказываем им об обычаях своего народа, о том, как национальные праздники отмечаются в тундре. Все мероприятия мы проводим вместе с руководителем музейного кружка Валентиной Делянской, – сказала педагог.