Анадырь






0
ощущается как -5
84.87
91.96
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Тяжёлый марковский снег

22.02.2024

ФОТО: ИЗ АРХИВА АВТОКЛУБА «ЧУКОТСКИЙ СЛЕД»

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chuklotka.ru

Семеро чукотских экстремалов в эти дни преодолевают на внедорожниках сложный путь от Анадыря до Петропавловска-Камчатского протяжённостью свыше 3 тыс. километров. Чукотская часть маршрута целиком пришлась на территорию Анадырского района, просторы которого сполна испытали людей и технику на прочность.

К большому путешествию участники анадырского автоклуба «Чукотский след» и клуба посёлка Эгвекинот Polar Bear Алан Дзитцоев, Руслан Тригуб, Иван Сосновский, Сергей Руй, Алексей Харин, Егор Шпомер и Андрей Полищук готовились больше года. Главным образом они дооснащали свои джипы, испытанные до этого на чукотских просторах от Анадыря до Билибино и Уэлена. И, наконец, 11 февраля в 11.00 от стелы Счастливого пути окружной столицы на старт вышли четыре внедорожника Toyota Land Cruiser и Nissan Safari.

Десятки горожан вышли провожать смельчаков, ведь ранее этот маршрут покорился только полярной экспедиции «Амарок» в 2013 году. Правда, в тот раз автомобили сопровождала гусеничная техника, тогда как сейчас чукотские экстремалы весь маршрут намерены пройти самостоятельно. И первые трудности не заставили себя ждать. Уже на подъезде к Усть-Белой у одной из машин оторвало шпильки на заднем колесе. Пришлось ремонтировать также прицеп, у которого подводило колесо. Впрочем, в селе путешественники остановились не только для отдыха и ремонта, но и чтобы передать малообеспеченным семьям гуманитарный груз от волонтёрского движения «Отдам добро».

Далее курс лежал на Марково, и этот путь тоже оказался непростым. Хорошо, что об экспедиции и в Марково, и в других населённых пунктах района знали и следили за её новостями в телеграм-канале. В результате некоторые жители села даже выехали навстречу джипперам, чтобы облегчить их передвижение.

– Дорога на Камчатку мне известна, знаю каждый её километр – навещал на снегоходе друзей в Аянке, – поделился марковчанин Александр Коломыцев. – Первые 10 км накатанные – зимник идёт на Ваеги, а потом начинаются проблемы. Много снега. Пока ребята были на связи, сказали, что идут очень медленно и за полтора часа преодолели всего два километра. На следующий день появилась информация, что машины прошли лишь 22 километра до первого переезда реки Мамолинка. Дальше был участок намного сложнее – покрытая густым стлаником тундра под снегом. Существовал риск повредить колёса ветками кедрача. Поэтому мы с другом решили на снегоходах съездить до ребят, узнать, что да как.

По словам Александра, двигалась экспедиция действительно очень медленно. Первая машина постоянно буксовала и проваливалась в снег, и чтобы внедорожникам было проще двигаться, марковчане прочерчивали для них своими снегоходами оптимальное направление.

– Хотя своей лёгкой техникой мы дорогу и не утрамбовали, зато наш след было видно. Так ребятам было бы проще ехать даже ночью, тем более что по прогнозу на следующий день ожидалась нулевая видимость. По этой же причине мы прокатились до вершины перевала Русский, что в 60 километрах от Марково, прочертив колею и попрощавшись там с ребятами, – добавил волонтёр.

Успешно преодолев эти трудности, 17 февраля путешественники пересекли административную границу с Камчатским краем.

– Мы поняли, что такое марковский снег, когда машина вообще не хочет ехать и в день удаётся преодолеть не больше 8-10 километров. Легче стало лишь после того, как перешли первый перевал. На камчатской же стороне снега меньше, и он уже другой структуры, ехать можно. В итоге до первого села Камчатки – Аянки добрались за пять дней. Нас приняли очень тепло и даже устроили концерт. Здесь в основном живут чукчи и ламуты, так что всех, кто приезжает с Чукотки, они считают своими, – поделился руководитель экспедиции Алан Дзитцоев.

Тем временем

В среду, 21 февраля, в 4.50 джипперы добрались до камчатского села Тиличики, оставив позади 1200 км – более трети пути. Тут предстоит небольшой ремонт джипа из Эгвекинота. Затем накатанная для перевозки топлива трасса закончится и путешественников вновь ждёт заснеженная тундра.