Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

У самых истоков Снежного

05.07.2024

Подготовил Сергей НИКИТИН
gazeta@ks.chukotka.ru

25 июня село Снежное отметило 95 лет с момента своего основания. В дни юбилея это небольшое поселение, стоящее на берегу реки Анадырь, приняло детский спортивно-культурный фестиваль «Эйӈэвӄэй», а мы в прошлом номере обещали более подробно остановиться на истории Снежного. Известно, что она тесно связана с появлением и становлением первого на Чукотке оленеводческого совхоза. Это случилось в далёком 1929 году.

Тундровики-акционеры

Сначала оленесовхоз «Анадырский» вошёл в состав Акционерного Камчатского общества – одной из крупных хозяйственных организаций Северо-Востока СССР. В 1929 – 1930 годах направленные в тундру представители АКО Сергей Керцелли и Иван Друри закупили у чукотских оленеводов 414 голов и приступили к организации первой на Чукотке оленеводческой станции, на время оставив приобретённых оленей в стадах их бывших хозяев.

Созданная специальная комиссия определила место для расположения центральной усадьбы нового хозяйства. Им стало урочище Снежное, расположенное недалеко от села Усть-Белая, примерно в 20 км выше по реке Анадырь.

К месту организации станции ещё летом была отправлена артель строителей и доставлены сборные каркасы жилого дома, здания ветлаборатории, бани, двух складов, которые доставили из Владивостока.

Сотрудники станции Сергей Керцелли и Иван Друри прибыли из Анадыря в Усть-Белую последним катером осенью.

Около Утёсиков из-за шуги им пришлось высадиться на берег реки Анадырь с грузом. Керцелли с Друри (а судя по фамилиям, они были южанами грузинского происхождения) две недели прожили в тундре, пока на выручку к ним не приехал председатель Усть-Бельского сельсовета Хитров с каюрами.

В октябре – ноябре 1929 года были готовы к проживанию первый домик и баня, то есть фактически положено начало новому посёлку – Снежному.

Купить оленей

Зимой немногочисленные сотрудники станции занялись изучением приёмов и методов ведения северного оленеводства кочевниками. Чукотского языка они не знали, поэтому в качестве переводчика выступил местный житель каюр Василий Косыгин. «Станционщики» ездили в стойбища, жили среди оленеводов, наблюдали за особенностями выпаса, объясняли пастухам, что хотят купить много оленей, чтобы организовать крупное хозяйство.

Летом 1930 года в Снежное из Владивостока прибыли новые сотрудники с жёнами – бухгалтер Купцов, агент по закупке оленей Привезенцев. Для работы на станции наняли ещё одного переводчика – Автонома Никулина.

Иван Друри был назначен управляющим (то есть, по сути, директором) совхоза. Его сотрудники ездили по стойбищам, пытаясь закупать оленей у местного населения. Однако многие оленеводы не желали продавать поголовье за деньги, которые им обещали перечислить на их счета в сберкассу, поскольку привыкли к преимущественно меновой торговле. Обычно они обменивали пушнину и продукты оленеводства на нужные им товары на ярмарках и в факториях.

Поэтому к 1932 году совхозу удалось сформировать стадо всего лишь из 236 важенок с двухгодичным приплодом. Однако задачи стояли совсем иные: необходимо было закупить сначала 20 тысяч голов оленей, а затем довести поголовье до 40(!) тысяч.

В этих условиях сотрудники станции решили выяснить, сколько оленей по твёрдым расценкам могли бы продать совхозу без ущерба для своих интересов обладатели наиболее крупных стад. Для этого составили список из шести оленеводов, которые имели свыше 4-5 тысяч оленей, и решили торговаться с ними во время традиционной ярмарки.

Справка «КС»

Сельское поселение Снежное административно относится к Анадырскому району. Оно расположено на берегу реки Анадырь, примерно в 20 км выше от более крупного сельского поселения Усть-Белая. Название села является калькой с чукотского ӄээԓивтын – «снежник», который здесь располагается недалеко, на обрывистом берегу реки Анадырь. По состоянию на 2023 год в Снежном постоянно проживали чуть более 230 человек. В основном это коренные жители, занятые в оленеводстве либо работающие на социально значимых объектах села.

Первый показательный

К открытию торговли в Усть-Белую из тундры съехались оленеводы. Представители власти провели беседу, где объяснили, зачем в советском АПК создаются крупные хозяйства. После этого оленеводам сделали предложение, согласно которому жители тундры могли продать (но отнюдь не сдать!) совхозу 14 тысяч оленей.

Важенка стоила 9 рублей, бык оценивался в 12. Совхоз работал по-честному, выплачивая оленеводам крупные суммы денег и перечисляя их на счета в сберкассу.

Здесь же, на ярмарке, организовали шесть бригад, которые выехали в стойбища, где были отбиты 13 287 голов. Работниками совхоза стали пастухи, трудившиеся ранее на зажиточных хозяев. В числе первых оленеводов – старик Аттавьякай со своей семьёй, Коэкей, Эйневье с женой, Тыневиль с сыновьями и женой Раулиной и другие.

Немалую роль в создании совхозного стада сыграл Эляль, передавший туда 600 своих оленей.

В навигацию 1932 года из Владивостока в Анадырь прибыла экспедиция Дальневосточного отделения Госземтреста для обследования территории Анадырского и Марковского районов и отвода оленьих пастбищ, в которую входили агроном-зоотехник Янушкевич, ботаник Васильев, зоолог профессор Гасовский, экономист Казанцев, этнограф Рагозинников, землеустроители Казбаненко, Шаталов и другие. По итогам проведённой работы совхоз получил территорию в 2 млн га.

Прибыли в Снежное и вновь назначенный директор совхоза Иванов, зоотехники Руднов и Метанников.

В 1931 году Анадырский оленесовхоз передали в ведение наркомата земледелия РСФСР. Закупки животных продолжались. Крупные оленеводы, убедившись, что государство рассчитывается с ними сполна, согласились продать ещё несколько тысяч животных. Так, 2,5 тысячи голов передали Эляль и Рогляд.

Впрочем, не всё шло гладко. Летом 1932 года оленевод Чемакатхиргин с другими пастухами напали на совхозное стадо, отбили часть оленей и увели их в горы Танюрера.

Полтора месяца власти вели поиски и даже сумели арестовать Чемакатхиргина и доставить в райцентр, где с ним проводили в том числе и разъяснительные беседы.

Но, несмотря ни на что, Анадырский оленесовхоз рос и развивался. Летом 1932 года в нём числилось свыше 17 тысяч оленей, объединённых в шесть стад. Осенью был построен большой кораль. А к июню 1933 года совхоз получил приплод в 12 327 голов.

Весь состав коллектива предприятия тогда исчислялся 16 семьями с 78 едоками, из которых пастухов, чумработниц и подпасков было 54 человека.

К 1937 году Анадырский оленесовхоз, который базировался в селе Снежном, стал первым показательным оленеводческим хозяйством Чукотки. В нём к тому времени работали уже 72 пастуха, а введённая сдельная оплата труда позволила повысить зарплату пастухам на 60 %.

Наивысшей точки развития оленеводческое хозяйство Снежного достигло в 70-е годы XX века. Тогда в его стадах выпасалось около 22 тысяч голов.

72 пастуха работали в Анадырском оленесовхозе к 1937 году. Имена тех из них, кто трудился наиболее ударно, дошли до нас. Это были простые оленеводы Рольтыгыргин, Омрыт, Тойго. Среди совхозных передовиков 1938 года называли такие имена, как Аренкау, Айгенто, Толле, Такелю, Рольтытват, Черер, Эпрель, Кеулькут. Пастухи, добивавшиеся наилучших результатов, премировались оленями. От опытных оленеводов не отставала молодёжь, которая тоже получала поощрения. Так, Пукэт за успешную работу был премирован верхней одеждой, Вуквукай – карабином, Алене – важенкой, Кокко – биноклем. Наивысших показателей в 1937 – 1938 годах добилась бригада № 4 под руководством молодого бригадира Кенчи, потерявшая за год всего 25 телят и ни одного взрослого оленя. Впоследствии хорошо зарекомендовавший себя Кенчи был избран председателем Совета народных депутатов села Снежного.