Тяжёлые камни «Нуналихтака»
20.10.2023

Анастасия ВИДИНЕЕВА, Григорий ВАХРУШЕВ ФОТО
vidineeva@ks.chukotka.ru
Группа чукотского кинорежиссёра Алексея Вахрушева за два с половиной месяца напряжённой работы на мысе Опасном, находящемся в 7,5 км от Эгвекинота, воплотила в жизнь практически все планы второго сезона строительства этнопарка «Нуналихтак. Авынэтын. Хозяин земли». Буквально на глазах там выросло поселение морских охотников XVII – XIX веков. Труд по сохранению и популяризации традиционной культуры Восточной Чукотки оценил и губернатор Владислав Кузнецов, обеспечив проекту финансовую поддержку.

Масштабный замысел Алексея Вахрушева по строительству исторической части этнопарка «Нуналихтак. Авынэтын. Хозяин земли», которая сначала будет использована в качестве натурной декорации для съёмок одноимённого художественного фильма, а потом станет туристическим объектом, продолжает воплощаться в жизнь. В прошлом году, как рассказывал «КС», были сделаны фундаменты древних эскимосских жилищ. В планах сезона-2023 значилось завершение постройки традиционного поселения. Для этого с середины июля и до конца сентября каменщики, плотники, художники-декораторы, помощники из числа местных жителей и сам Алексей Вахрушев трудились не покладая рук.
– Задача по возведению за сезон всех основных строений многим казалась неподъёмной. Это 12 эскимосских жилищ и одна общинная постройка для сходов и праздников в зимнее время, относящихся к науканскому типу мантыгак и требующих большого количества камня, – рассказывает Алексей Вахрушев. – В основе такой конструкции – каменный цоколь и стенки, в которые интегрированы опорные столбы из плавника и челюстей кита. Над ними возводится ажурный купол из гибких шестов, лучи которых сходятся на опорном столбе высотой до 3,5 метра. За счёт каменных стен мантыгак гораздо долговечнее полуземлянки нынлю – другого типа эскимосского жилища. Оставленная людьми нынлю с выложенными из дёрна стенами постепенно обрушается и обрастает травой. А каменные стенки мантыгак будут нерушимо стоять многие сотни лет, как в Наукане, на мысе Дежнёва. Именно поэтому для этнопарка, жизнь которого предполагается долгой, избран данный тип жилища эскимосов.

Справка «КС»
Проект по строительству этнопарка и съёмке фильма «Нуналихтак – Хозяин земли» реализуется при поддержке губернатора и Правительства округа, Минвостокразвития, АО «Концерн Росэнергоатом», ООО «Рудник «Валунистый», ПАО «РусГидро», регионального Фонда развития туризма, Администрации г. о. Эгвекинот, Российской академии наук и Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки.
Стотонные «гнёзда»
Построить хотя бы одно древнее жилище оказалось делом нелёгким, ведь в отличие от каменистого мыса Дежнёва склон мыса Опасного покрывает тундра. Поэтому часть камня для постройки была привезена ещё в прошлом году, однако в новом сезоне пришлось привезти в разы больше, изрядно поездив в поисках подходящего.
– Всё лето завозили материал с помощью ПАО «РусГидро», «камазисты» которого безотказно работали с нами второй год подряд, – продолжает Алексей Юрьевич. – По данным нашего главного консультанта по жилищу руководителя Чукотской археологической экспедиции Кирилла Днепровского, древние эскимосы выкладывали полы сланцевыми плитами, комбинируя их с лопатками кита. Именно такие полы были найдены Днепровским в жилищах древнеэскимосских памятников Эквен и Пайпельгак. Мне хотелось во что бы то ни стало сохранить эту особенность. Поэтому в один из дождливых дней, когда работать на мысе было невозможно, мы предприняли экспедицию вглубь тундры на поиски керамзитного сланца. Он был найден на старой разработке на 132-м километре Иультинской трассы. А на её 16-м километре был найден розовый и бежевый гранит и коричневый скальник для жилища шамана. Позже этот путь был повторён в сопровождении КамАЗа, и в течение дня мы собрали кузов сланцевых плит, чтобы мостить полы «Нуналихтака».
По словам режиссёра, кроме камня, щебня и песка, для строительства понадобилось много дерева, примерно четвёртую часть которого составил плавник – стволы, принесённые на Чукотку течением от берегов Аляски.
– Я был уверен, что плавника много на побережье. Но в этом году на правой стороне залива Креста не было ни щепочки. Весь выброшенный на берег лес оказался слева, где находится Конергино. Днём мы работали на мысе, а ночью на лодках обходили залив в поисках плавника. Собирали брёвна, выносили к воде, а позже доставляли их на эгвекинотский берег и затем отвезли в поселение. Теперь опорные столбы жилищ сделаны из фактурных плавниковых брёвен, стволов деревьев, которым было по 100 – 150 лет, – добавил Алексей Вахрушев.
Сбор природных материалов, их транспортировка на мыс и доставка к каждой постройке – абсолютно титаническая каторжная работа. Всё делалось вручную, по настилам на тачках – иначе ранимый покров тундры не сберечь.
Сейчас на склоне мыса Опасного возвышаются 13 основных строений: 12 жилищ мантыгак и одна общинная постройка кайги. Она в два раза больше остальных: 11,5 метра в длину и 6,5 – в ширину. Сложенная из больших камней, которые жители поселения могли собрать и уложить в стены только сообща, кайги имеет широкий коридорный проход со сводом из челюстей кита. И если для каждого «гнезда», как нежно называет режиссёр мантыгак, завозилось около 100 тонн камня, щебня, песка и сланца, то для кайги – вдвое больше.
По подсчётам, за два сезона вручную на тачках в общей сложности перевезено около 1400 тонн природных материалов. Это больше, чем весят четыре «Боинга-777». При таком объёме совершенно невероятно, что два лета подряд ежедневно на объекте работали в среднем не более 10 человек.
Первый среди них – правая рука автора проекта Григорий Вахрушев, который с самого начала не только участвует во всех работах по постройке, но и снимает фото- и видеохронику «Нуналихтака». Второй год помогает создавать этнопарк и бригада каменщиков из Пскова под руководством Элдара Садыкова. Ядро группы подсобных рабочих в этом году составили трое ответственных и сильных молодых мужчин – Андрей Эттыгиргин и Дмитрий Эйнеутегин из Амгуэмы, а также Виктор Хомяк из села Рыткучи.



Как в янтарной комнате
Поскольку этнопарк возводится не только для съёмок, но и для активного использования в качестве центра сохранения традиционной культуры Восточной Чукотки, его стараются сделать не только аутентичным, но и максимально долговечным.
– В отличие от эскимосов, которые для связки камня брали дёрн и глину, мы используем цемент, а для обработки деревянных частей жилищ – материалы, которые препятствуют гниению и горению. Всё должно быть сделано добротно и безопасно, – уверен Алексей Вахрушев. – В своё время эскимосы могли годами копить материал для строительства одного мантыгак, нынлю или кайги. Нам же было необходимо создать сразу целое поселение. Поэтому основную часть дерева мы привезли из центральных районов страны. Оно было выдержанным, сухим, имело свою историю, поскольку собиралось из старых, но добротных срубов в Тверской области. До облика плавника его довели уже в Эгвекиноте художники-декораторы при участии эгвекинотских школьников и студентов.
Много добрых слов Алексей Юрьевич адресовал плотнику Евгению Павлову, человеку с золотыми руками, который вместе с подмастерьем Юрием Вуквунентыным собрал изящные каркасы эскимосских жилищ на современных крепежах. Для достоверности каждое соединение связывалось лахтачьими ремнями с использованием традиционного узла, которым морские охотники вяжут каркас байдары. В Эгвекиноте нашёлся знаток этого ремесла – старейшина Василий Оттыном. Он подключился к работе и в течение двух недель связывал деревянные элементы построек «Нуналихтака».
– Свои жилища эскимосы обтягивали моржовыми шкурами. Но для покрытия всех строений «Нуналихтака» потребовалось бы единовременно добыть около 140 моржей. Поэтому вместо натуральных шкур животных было решено использовать искусственный материал – водонепроницаемый и прочный. После месяцев проб и испытаний аналог шкур моржа был найден, – обратил внимание ещё на один нюанс собеседник «КС». – «Шкуры» размером 4 на 2,5 метра изготовили в Гусь-Хрустальном районе и привезли в Эгвекинот ещё в прошлом году. А в этом году художницы Ольга Афиногенова и Алла Кодорова придали им натуральный вид. Теперь эти полотна с обеих сторон выглядят, как шкура моржа, и мы сможем покрыть ими наши постройки.
Помимо всех прочих качеств, «шкуры», как и настоящие, пропускают солнечный свет, и у человека, зашедшего в мантыгак или кайги в ясный день, будет впечатление, что он находится в янтарной комнате.
– Пространство эскимосского жилища наполнено тёплым мягким светом. Это очень красиво, я этого и добивался, – подчеркнул Алексей Вахрушев. – Важно и то, что наш кровельный материал не требует замены. Ведь если бы мы обтянули жилища реальными шкурами, то их пришлось бы менять каждые три-четыре года.
Дух поселения
Пожалуй, стоит упомянуть ещё одно достижение этого сезона – доставку из Чукотского района скелетной кости кита, собранной силами ТСО «Лорино» под руководством Алексея Оттоя. Кость удалось привезти в Эгвекинот благодаря содействию окружного Правительства и Анадырского морпорта.
– Мы наконец-то получили лахтачьи ремни для вязки каркасов и скелетную кость кита, которая стала частью внутренней конструкции мантыгак и кайги. Эскимосы использовали её при строительстве, когда не хватало плавника: они брали челюсть кита и ставили её вместо бревна. Кость – материал прочный. Но вспомните, как она потрясающе выглядит! – продолжает рассказ идейный вдохновитель проекта. – Теперь в кайги «Нуналихтака» коридорный проход сделан в виде арки из челюстей китов, ты проходишь под этими сводами в центральный проём зала, который тоже обрамляют две челюстные кости взрослого кита.
В жилище шамана челюсти и вовсе стоят буквально через бревно. Это одно из самых знаковых сооружений. Его коридорная стенка высотой более 3 метров от земли идеально защищает от северного ветра, который преимущественно дует на мысе в холодное время года. Отсюда глазу открывается совершенно фантастический вид – само поселение, возвышенность со святилищем, а за ним перспектива на прекрасную Вторую косу и бухту Эгвекинот. Причём стена полностью скрывает современную часть парка. По правую руку открывается бескрайний залив Креста и овраги, глядя на которые представляешь, как люди поднимаются по ним с берега и заносят в «Нуналихтак» байдары и добычу.
На следующее лето вдоль этого склона будут сделаны вешала из челюстей кита для хранения байдар. По словам Алексея Вахрушева, именно заметные и из тундры, и со стороны моря вешала служат опознавательным знаком, своеобразным маркером того, что на этом месте живут китобои. Будет в следующем году сооружено и святилище с черепом гренландского кита. У творческой группы уже есть представление, где его взять, так что лето-2024 начнётся с очередной экспедиции по поиску главного ритуального объекта «Нуналихтака».
Рядом с вешалами планируется выкопать мясные ямы для хранения продуктов морского промысла. Когда эти элементы будут сделаны, на мысе Опасном будет иметься вся атрибутика традиционного поселения морских охотников.
– Кстати, с появлением китовых позвонков и рёбер мыс наполнился ароматами, присущими береговому посёлку. Поселение обживают дикие звери и птицы. Их присутствие на склоне стало очевидно, – добавил режиссёр.

Наполнить подробностями
– Будущим летом, после того как мы накроем все постройки моржовыми «шкурами», создадим интерьеры, сделаем святилище, вешала, мясные ямы, придёт черёд большой арены для спортивных и танцевальных состязаний – подиума диаметром около 15 метров в самом центре поселения, – говорит Алексей Юрьевич. – Крайне важно создать впечатление, будто люди живут здесь не один десяток, а то и не одну сотню лет. Древние частично разобранные фундаменты оставленных построек, обрушившиеся и заросшие травой мясные ямы, выставленные в ряд черепа китов, хозяйственные постройки, привязи для собак, вешала для сушки и хранения каяков и нарт, место для ритуальных предметов – те подробности, которыми мы будем наполнять наш склон.
Следующий этап – создание предметного мира: снаряжения охотников, домашней утвари, глиняной посуды, сосудов для хранения продуктов, игрушек, амулетов. К этому серьёзному делу, требующему основательной исследовательской работы, будут привлечены специалисты Государственного музея искусства народов Востока, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) и Института этнологии и антропологии РАН.
Своей очереди ждут и изготовленные морскими охотниками ТСО «Лорино» шесть промысловых байдар, которые в этом году не успели доставить в Эгвекинот. По замыслу Алексея Вахрушева, байдары могут пройти от Лорино до «Нуналихтака» своим ходом по древнему маршруту морских охотников Чукотки. Этот переход станет событием регионального масштаба, праздником для жителей чукотского побережья, а также обогатит историю этнопарка, придаст истории создании центра сохранения традиционной культуры дополнительный вес, сделает рассказ о том, как он создавался, гораздо увлекательнее.
Кроме того, в 2024 году из Карелии привезут и 10 каркасов традиционных эскимосских каяков, восстановленных мастером-корабелом Игорем Расчётиным. На Чукотке их обтянут лахтачьими шкурами морзверобои Чукотского района и городского округа Эгвекинот.
Всё в комплекте
Параллельно со строительством этнопарка продолжается пошив костюмов киногероев фильма «Нуналихтак – Хозяин земли». 10 октября исполнился год, как в Чукотском многопрофильном колледже под руководством художника по костюмам Оксаны Присяжной мастерицы со всего округа воссоздают комплекты традиционной одежды коренных жителей чукотского побережья. 17 эскимосских костюмов главных действующих лиц – коллекционные. После съёмок они будут переданы в Музейный Центр «Наследие Чукотки», где на сей день, к удивлению Алексея Юрьевича, не оказалось ни одного костюма эскимосов юпик.
– На данный момент удивительным коллективом наших швей сшито 90 % коллекции. Каждый костюм – настоящий шедевр. Рождение коллекции в некоторых случаях требует буквального возрождения традиционных навыков и технологий. Так, в процессе работы оказалось, что на Чукотке нет ни одного человека, который умел бы делать подошвы эскимосской обуви – «платформы» и «лодочки» из лахтачьей шкуры. Навыки оказались утрачены. Мы видим эталон, к которому никак не подступиться, – торбаса на «платформе», идеально сшитые на Чукотке не менее 40 лет назад. Но, к кому бы мы ни обращались, никто не мог создать нужную форму подошвы, хотя на первый взгляд это кажется простым. Наконец, нам повезло – нашёлся человек, который согласился приехать в Анадырь и попытаться овладеть этим искусством. Им оказался потомок науканских эскимосов Михаил Котгиргин из Лорино. Сейчас он уже набил руку и делает для нас из лахтачьей шкуры 70 пар подошв разных размеров. Так, благодаря проекту, традиция производства эскимосской обуви имеет шанс возродиться, – констатировал Алексей Вахрушев.
В завершение разговора режиссёр добавил, что съёмки самого историко-приключенческого фильма с элементами фэнтези «Хозяин земли» планируется начать в 2025 году.
Прямая речь
Павел ВОЛКОВ, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики:
– Создание этнопарка «Нуналихтак», традиционного эскимосского поселения в Заливе Креста, исключительно. Оно идёт на основе глубоких познаний автора о культуре своего народа, профессионализма зодчих и редкой в наши дни самоотверженности. Насколько мне известно, строящийся объект – единственный в мире, аналогов его нет. Здесь мощная энергетика. Это настоящее возвращение истории, бесценный вклад в сохранение культурного многообразия Российской Арктики и развитие туристического потенциала Чукотки. Несомненно, после завершения строительных работ и съёмок художественного фильма Алексея Вахрушева «Хозяин земли» этнопарк в Заливе Креста вправе стать одним из центров туристического притяжения Дальнего Востока.
Игорь СТРЕТОВИЧ, заместитель директора по производству СПК «Чукотка»:
– Побывав на месте, где усилиями группы Вахрушева создаётся этнопарк, невольно понимаешь, как это своевременно и важно. Результат огромного труда по сохранению культурного наследия даст возможность многим людям ознакомиться с образом жизни народов, живших здесь веками, поможет осознать, насколько прекрасна и уникальна наша Чукотка.
Семья ГОЛОВАЧЁВЫХ, посёлок Эгвекинот:
– Никакой бутафории. Всё по-настоящему, как делали эскимосы. Поэтому во время прогулки между жилищами возникало ощущение реальной жизни, будто поселение обитаемо и хозяева вот-вот вернутся. Верим и искренне желаем Алексею Юрьевичу реализовать задуманный проект. Чтобы поселение ожило!
НА РОДНЫХ ЯЗЫКАХ. В художественном фильме «Нуналихтак – Хозяин земли» зазвучит не только русская речь: эскимосы и чукчи будут говорить на родных языках. Поэтому сейчас перед Алексеем Вахрушевым стоит задача запуска языковых курсов для более чем 600 человек, участвовавших в кастинге на главные роли, персонажей второго плана и массовки.
«Курсы будут организованы в шести населённых пунктах Чукотки, включая Анадырь. Мы обсуждали это с Викторией Кавры, руководителем организации «Чечеткин вэтгав – Родное слово» и Натальей Родионовой, преподавателем эскимосского языка Чукотского многопрофильного колледжа, со старейшинами. В округе существует очевидный запрос на сохранение родных языков, и подготовка к производству фильма может способствовать решению этой задачи. Есть методические материалы, педагоги, знатоки. Осталось привлечь финансирование для приобретения лингафонных кабинетов. Надеюсь, до Нового года процесс удастся запустить», – заключил режиссёр.