Мы пойдём… Севморпутём
10.09.2022

Анастасия ВИДИНЕЕВА ФОТО АВТОРА
vidineeva@ks.chukotka.ru
Как сделать так, чтобы грузы на Крайний Север доставлялись более ритмично и навигация шла без сбоев, а конечные товары и услуги стали дешевле? Эти вопросы стали предметом дискуссии «Северный завоз: новая система снабжения», которая прошла на площадке Восточного экономического форума 6 сентября. Сегодня Минвостокразвития по поручению президента Владимира Путина разрабатывает федеральный закон о северном завозе. Его проект был направлен в регионы в последних числах августа. Принять основополагающий документ должны до конца года.
Разделяй и контролируй
В открытом диалоге приняли участие представители Якутии, Чукотки, Магадана, Ямало-Ненецкого автономного округа. Представители регионов совместно с депутатами Госдумы и членами Совета Федерации разбирали по полочкам, зачем нужен такой документ, что в нём уже учтено, а что следует доработать. Немало говорили и о текущих проблемах организации северного завоза.
Соответствующий федеральный закон пытаются разработать уже давно, но форсировала процесс сложная навигация прошлого года, когда в самом её начале в Баренцевом море, в районе Карских Ворот, застряло несколько судов, а затем из-за дефицита в Приморье свободных теплоходов возникли проблемы с доставкой грузов, в том числе и на Чукотку. Если закон примут к концу года, то уже в следующем жители «северов» должны ощутить улучшение снабжения. Для этого есть несколько предложений.
– Закон предлагает рассматривать северный завоз не только как грузы жизнеобеспечения, а как все грузы, которые везут в населённые пункты с ограниченным сроком завоза, разделив их на три группы, – рассказал первый заместитель главы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов. – Также мы предлагаем полностью отслеживать груз и его перемещение, сделать его закупку проще и быстрее через создание электронной федеральной цифровой площадки под северный завоз. Кроме того, по поручению президента мы создаём единого морского оператора, который будет обеспечивать доставку грузов морским транспортом в акватории Северного морского пути и в Тихоокеанском бассейне. Ещё один важный момент – мы предлагаем законом утвердить на уровне Правительства РФ перечень опорной транспортно-логистической сети, которая будет включать все виды сообщений, необходимых для северного завоза: речной транспорт, внутренние водные пути, морской транспорт, аэродромы, воздушные суда, нефтебазы и так далее. Вся опорная инфраструктура должна финансироваться и содержаться в соответствии с нормативами, аналогично федеральным дорогам.
Последнее предложение регионы оценили особенно высоко.
– Абсолютно согласен, это нужно делать. Внутренние водные пути сегодня не финансируются по нормативам, они финансируются по остаточному принципу, – отметил глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
С Айсеном Николаевым по многим вопросам был солидарен и первый заместитель губернатора Чукотки Илья Давиденко, который предложил прописать в законе такое понятие, как зимники.
– Северный завоз не заканчивается в порту. Мы попросили учитывать также зимники и реки, по которым снабжаются населённые пункты. Коллеги нас услышали, и мы надеемся, наши предложения будут отражены в законе, – отметил по итогам дискуссии Илья Валентинович.

Если будут субсидии…
Закон о северном завозе нужен, и в этом участники диалога были единодушны. Однако он должен учитывать и региональную специфику. Например, наши соседи из Якутии достаточно критично отнеслись к перспективам аукционов при определении подрядчика, поскольку на многих направлениях при доставке грузов в отдалённые и труднодоступные места можно привлечь только одного перевозчика, и то порой в «приказном» порядке.
Были высказаны предложения по идее создания единого морского оператора. И сейчас по Северному морскому пути транзитом следуют большие танкеры и лихтеровозы, но их маршрут пролегает вдали от берегов и грузов для северных регионов они не доставляют. Поэтому если создавать федерального оператора морских перевозок, то он должен обладать флотом, позволяющим заходить в северные порты, выполнять каботажные перевозки и работать на небольших глубинах.
«Нервом» организации северного завоза, безусловно, являются деньги. Например, Айсен Николаев убеждён, что для улучшения работы должны быть предусмотрены бюджетные кредиты и гарантии регионам.
– Из-за недостатка оборотных средств предприятия, занимающиеся завозом грузов для государственных нужд и населения, вынуждены брать кредиты, оборачиваемость которых крайне медленная. На Севере мы завозим грузы на три года вперёд… Поэтому на три года вперёд мы вынуждены замораживать оборотные средства предприятий, с учётом инфляции это колоссальные расходы. Только на выплату процентов по кредитам, взятым на выполнение госзадания, предприятия тратят порядка 4 млрд рублей, – сообщил глава Якутии.
Поддержал его и Илья Давиденко, отметивший, что в текущем году имеются трудности с доставкой грузов с западного направления по Севморпути в связи с тем, что на сегодняшний день практически ни одно судно без ледовой проводки не смогло дойти до Певека.
– Что касается топлива, завозом которого на Чукотку занимается предприятие «Чукотснаб», тут другая проблема. 11 млрд рублей стоит сегодня завоз годового запаса топлива, причём 20 % от этого – проценты по кредитам и логистика. Кроме того, закупка топлива для таких регионов, как Чукотка, приходится на апрель – май. В это время на рынках зимнего топлива не найти, поэтому мы начинаем вместе с Магаданом и Якутией покупать на бирже, в результате чего закупочные цены раздуваются. Начинаем доставлять – до Владивостока и Находки доставка субсидируется, потом морским транспортом – нет. В связи с этим предлагаем расширить механизм субсидирования логистической составляющей и обратить внимание на работу по закупке топлива. Необходимо создавать его запас и фиксировать цены для северных регионов, – считает Илья Валентинович.
После завершения дискуссии мы попросили первого заместителя губернатора подвести её итоги.
– Наш регион полностью зависит от северного завоза. Сегодня мы с коллегами из других дальневосточных регионов обсуждали вопросы практической реализации этого документа. Основная проблема для всех – это финансовое обеспечение. Если будут федеральные субсидии, то, я думаю, это заметит каждый житель нашего округа. Прежде всего, это отразится на ценах и объёмах, возможностях конкурентной среды для бизнеса. Причём для нашего региона важны субсидии не только на морские перевозки, но и на речные, а также на доставку по зимникам, так как нам нужно везти грузы дальше в населённые пункты, – подытожил Илья Давиденко.
3,1 млн тонн различных грузов завозят в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности ежегодно. К территориям северного завоза относятся населённые пункты 25 субъектов РФ с населением более 3 млн человек. Из доставляемых каждый год грузов 75 процентов составляют топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджетов на северный завоз оцениваются в десятки миллиардов рублей, общие расходы на эти цели предприятий и организаций ещё выше. Сегодня задача обеспечения бесперебойного снабжения арктических территорий поставлена президентом Владимиром Путиным. Во исполнение поручения главы государства разрабатывается проект федерального закона о северном завозе, принятие которого позволит обеспечить надёжность и своевременность снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а самое главное, снизить стоимость товаров для северян.