АТОМЩИКИ ЗА СОБОЙ ПРИБЕРУТСЯ
04.05.2017

gazeta@ks.chukotka.ru
«КС» не раз рассказывал о ходе реализации системных проектов, связанных с выводом из эксплуатации Билибинской АЭС, начало которого намечено на 2019 год, а также строительстве плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и возведении необходимой для её установки в Певеке береговой гидротехнической инфраструктуры. Однако на повестке дня стоит ещё один немаловажный вопрос: вывоз отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
ЯДЕРНЫЕ ОТХОДЫ НА ЧУКОТКЕ НЕ ОСТАНУТСЯ
Билибинская АЭС – единственная атомная станция, построенная в зоне вечной мерзлоты. По существующей на БАЭС технологии, после выгрузки из реактора отработанное топливо помещают в пеналы, которые размещают в специальных бассейнах выдержки (БВ). За годы эксплуатации, по сообщению журнала «Безопасность ядерных технологий и окружающей среды», на БАЭС их скопилось немало.
В своё время высказывались идеи о дальнейшей судьбе ОЯТ, среди которых – захоронение в штольне на глубине около 600 метров. Однако сооружать в достаточно сейсмоопасном районе штольню проблематично. Ещё одна проблема – тепловыделяющие ОЯТ, по мнению ряда учёных, могут растопить вечную мерзлоту, вызвав непредсказуемые последствия.
Другая идея обосновывала безопасность хранения ОЯТ в БВ (в газовой среде или залитыми в бетон) на ближайшие 50 лет. Существенный недостаток такого подхода заключается в том, что хранение в БВ является отложенным решением, поскольку оставляет источник потенциальной опасности в регионе и к этому вопросу пришлось бы вернуться через несколько десятилетий.
ОЯТ ОТПРАВИТСЯ В КРУИЗ
Выход видится один: отправить ОЯТ на Большую землю до места утилизации на заводе по переработке – ПО «Маяк» на Южном Урале. Рассматривался вывоз с использованием большегрузных самолётов. Но аэропорт Кепервеем в существующем сегодня виде может круглогодично принимать лишь самолёты грузоподъёмностью до 20 т, а модернизация взлётно-посадочной полосы под большегрузные самолёты влетает в копеечку.
Вспомнили, что когда-то корпуса реакторов, стальные плиты перекрытий БВ и т. д. были доставлены сюда Северным морским путём, соответственно, так же можно вывезти и транспортные упаковочные комплекты (ТУК) с ОЯТ.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ ДЛЯ «ОТРАБОТКИ»
Как сообщил недавно «Мурманский вестник», в Санкт-Петербурге специалисты ФГУП «Крыловский государственный научный центр» разработали проект доставки ОЯТ с Чукотки на материк через посёлок Черский. Всего должно быть вывезено 8223 отработанные тепловыделяющие сборки (ОТВС).
По проекту сначала надо обустроить около 30 км дороги от БАЭС до впадающей в Колыму реки Малый Анюй. Затем относительно небольшое судно на воздушной подушке (для крупных Анюй слишком мелководен и извилист) переправит отработанное топливо в колымский порт Черский. Это ещё около 450 км.
Платформа на воздушной подушке проекта А 750 разработана нижегородской компанией «Аэроход». Её грузоподъёмность составляет 60-65 т – приблизительно столько весит один ТУК, вмещающий 18 ОТВС и находящийся в усиленном 20-футовом контейнере.
В Черском спецгруз примет на борт специализированное морское судно, которое и доставит его по Севморпути в Мурманск. Для транспортировки ОЯТ по морю Крыловским ГНЦ разработан концепт-проект судна INF-2 типа «река-море» ледового класса. Как сообщил газете «Известия» его главный конструктор Владимир Шлячков, в 2020 году начнётся строительство.
Двухосадочное судно будет иметь длину 140 м и ширину 16,4 м. Взяв балласт, на морском участке его осадка составит 6,2 м. На речном участке, сбросив балласт, судно сможет выйти на осадку 3,6 м. И, например, по Колыме дойти до порта Черский. В двух грузовых трюмах со съёмными водонепроницаемыми крышками можно перевезти от 40 до 70 специальных транспортных контейнеров типа ТУК-108 с отработанным ядерным топливом. Вывоз всего топлива из Билибино, по разным подсчётам, займёт до семи лет.
На данный момент Россия обладает двумя кораблями схожей категории. Так, судно-контейнеровоз «Россита» с 2011 года успешно транспортирует радиоактивные отходы и ОЯТ с бывших береговых баз Военно-морского флота в Мурманске и Архангельской области в пункты хранения и переработки. А док-понтон «Итарус» специально сконструирован для транспортировки выведенных из обращения реакторных отсеков атомных подводных лодок и доставки поднятых радиоактивных объектов. Оба судна произведены в Италии.
Тем временем
На головном плавучем энергоблоке (ПЭБ) «Академик Ломоносов» продолжаются работы по подготовке оборудования к комплексным швартовным испытаниям. Специалисты завершили монтаж систем двух реакторных установок ПЭБ и приступили к подготовительным работам перед промывкой систем первого и второго контуров реакторных установок.
Параллельно проводятся пусконаладочные работы перегрузочного комплекса, ведутся работы по монтажу систем паротурбинных установок (ПТУ). Готовность системы подачи главного пара составляет 100 %, конденсатно-питательной системы – 98 %. Также проводится комплексная подготовка оборудования ПТУ, в том числе главных генераторов. Завершён монтаж оборудования комплексной системы управления техническими средствами, проводятся швартовные испытания комплектующих систем, в том числе и управление с центрального пульта управления. Завершены монтажные работы по всем общесудовым системам, производятся пусконаладочные работы систем и оборудования.
Осенью 2019 года концерн «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, провести испытания ПАТЭС и ввести её в эксплуатацию.
Параллельно проводятся пусконаладочные работы перегрузочного комплекса, ведутся работы по монтажу систем паротурбинных установок (ПТУ). Готовность системы подачи главного пара составляет 100 %, конденсатно-питательной системы – 98 %. Также проводится комплексная подготовка оборудования ПТУ, в том числе главных генераторов. Завершён монтаж оборудования комплексной системы управления техническими средствами, проводятся швартовные испытания комплектующих систем, в том числе и управление с центрального пульта управления. Завершены монтажные работы по всем общесудовым системам, производятся пусконаладочные работы систем и оборудования.
Осенью 2019 года концерн «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, провести испытания ПАТЭС и ввести её в эксплуатацию.