Анадырь






+ 2
ощущается как 0
79.00
90.01
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ДОСТРОЙКА МИРНОГО АТОМА

08.02.2018

Константин РЕДАНОВ, Григорий СУГРОБОВ
gazeta@ks.chukotka.ru

Строительство береговой инфраструктуры для ПАТЭС в Певеке началось в третьем квартале 2016 года. Сроки реализации проекта достаточно жёсткие. Гидротехнические сооружения на берегу Чаунской губы должны быть сданы к третьему кварталу 2019 года, когда в самый северный город России ожидается прибытие «атомного ядра» ПАТЭС – плавучего энергоблока «Академик Ломоносов».


РОСЭНЕРГОАТОМ ДАЛ «ДОБРО»
С учётом дефицита времени строительство береговой инфраструктуры в Певеке продолжается и зимой. Попасть на стройплощадку не так-то просто. Объект относится к категории режимных, и поэтому нашим корреспондентам пришлось запрашивать разрешение в Москве, в дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС концерна «Росэнергоатом».
Справедливости ради, заметим, что «добро» на посещение уже начинающего обретать свои очертания мола-причала было получено весьма оперативно. Более того, руководитель дирекции Виталий Трутнев выразил надежду, что «освещение в местной печати хода сооружения ПАТЭС заинтересует читателей».
Посещение объекта атомной энергетики началось с инструктажа по технике безопасности. Корреспонденты также получили соответствующие средства индивидуальной защиты – каски и светоотражающие жилеты, а заодно и «гида», в роли которого выступил главный специалист отдела капитального строительства ПАТЭС Евгений Ковалевский.
Главный специалист отдела капитального строительства ПАТЭС Евгений Ковалевский: «Дамба, сооружаемая из сварного трубошпунта, уже ушла от берега на расстояние более 220 метров. Проект гидротехнических сооружений включает в себя также соединительный участок общей длиной 41 метр и 600-метровый мол-причал». ФОТО: ГРИГОРИЙ СУГРОБОВ Во время движения к месту строительных работ Евгений подробно рассказывает о характеристиках будущей станции. Установленная мощность ПАТЭС составит 70 МВт. Официально объект атомной энергетики относится к типу станций малой мощности, но это только по сравнению со своими «старшими» коллегами – атомными станциями материка. Если сопоставлять с объектами большой энергетики Чукотки, то сравнение будет в пользу ПАТЭС. Так, установленная мощность Билибинской АЭС – 48 МВт, а Чаунской ТЭЦ – чуть более 34 МВт.
Как известно, плавучая атомная станция призвана заместить выбывающие мощности Билибинской АЭС, включившись в работу Чаун-Билибинского энергоузла, который обеспечит электроэнергией не только города Певек и Билибино, но и ряд перспективных месторождений Баимской рудной зоны. В настоящее время в стадии реализации находится план реконструкции этой изолированной энергосистемы, который включает в себя не только строительство новых генерирующих мощностей (ПАТЭС в Певеке и энергоцентр в Билибино), но и нескольких крупных сетевых объектов (ЛЭП Певек – Билибино и ЛЭП Билибино – Кекура – Песчанка).

РАБОТА В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
Береговая инфраструктура с молом-причалом необходима для ПАТЭС, которой предстоит функционировать в сложных климатических и ледовых условиях. Поэтому строители работают в Певеке на совесть. На площадке даже есть свой бетонный завод производительностью до 45 кубов в час.
– Сейчас на строительстве заняты порядка 70 человек, – поясняет Евгений Ковалевский, проходя мимо пока пустующих зданий администрации и общежития. – Однако уже в начале февраля количество работников вырастет до 110. В марте сотрудников станет ещё больше в связи с началом нового этапа работ – непосредственного возведения береговых сооружений.
По данным Росэнергоатома, помимо зданий и сооружений береговой инфраструктуры, речь также идёт о строительстве внутриплощадочных инженерных сетей и внеплощадочных сетей теплоснабжения и электроснабжения. Общая протяжённость береговой инфраструктуры составит 1700 метров.
На этом этапе к строительству подключится питерская фирма ООО «Ленмонтаж». Её специалисты и до Певека решали серьёзные задачи: были генподрядчиком при реконструкции одного из зданий Всероссийского детского центра «Орлёнок», занимались переоборудованием цехов «Средне-Невского судостроительного завода» и т. д.
Работы по установке свай ведутся так называемым виброспособом. Применение подобной технологии не только удешевляет процесс, но и ускоряет его. ФОТО: ГРИГОРИЙ СУГРОБОВ МОЛ ГОТОВ НАПОЛОВИНУ
Масштабность работ подтверждает и перечень завезённых в навигацию-2017 материалов. В их числе всё, что требуется для устройства гидротехнического сооружения и свайного основания береговой инфраструктуры: трубошпунт, анкерные сваи, металлопрокат, инертные материалы (песок, щебень, цемент). Прибывших грузов хватит для бесперебойной работы вплоть до навигации-2018.
В конце января на стройплощадке ПАТЭС завершился этап по оборудованию шпунтового свайного основания линии берегоукрепления и подходной дамбы.
Как пояснил Евгений Ковалевский, работа на объекте идёт круглосуточно. Непосредственно корреспондентам удалось увидеть отсыпку грунта и забивание очередной сваи в причал. К настоящему времени уже готово более половины (около 320 метров) мола.
Подрядчиком строительства гидротехнических сооружений является ООО «Трест Запсибгидрострой». По словам руководителя штаба строительства Андрея Гуменникова, это далеко не первый арктический проект компании. До переезда в Певек сотрудники Треста сооружали причал для ямальского проекта по производству сжиженного природного газа. Климат в селе Яр-Сале, где и разместился «Ямал СПГ», с певекским вполне сопоставим, поэтому для сотрудников Запсибгидростроя суровые условия Чукотки можно назвать привычными. Единственным непривычным явлением для прибывших строителей стал певекский «южак» – ураганный ветер до 45 м/с, периодически дующий с континента.