«НЕОТРАЗИМЫЙ» БРОСОК В АРКТИКУ
09.09.2010
Антон ЛОБАНОВ
В последнее время, когда речь заходит о возрождении Северного морского пути, все чаще приходится использовать такое слово, как «впервые». Впервые с советских времен в этом году большая часть горючего для Чукотки доставлена именно по этому маршруту. Впервые в истории две недели назад по Арктическому коридору успешно прошел супертанкер-стотысячник «Балтика» с грузом газоконденсата, доказав принципиальную возможность работы таких судов на этой трассе. И наконец, на этой неделе в Анадырь, впервые преодолев Севморпуть, прибыл морской спасательный буксир (МСБ) «Неотразимый» с участниками высокоширотной экспедиции МЧС и ГОСАКВАСПАСа на борту, в задачи которых входило решение важнейших вопросов по дальнейшему освоению Арктики. В том числе и связанных с созданием арктических поисково-спасательных центров в регионе – опять же первых в истории.
ГОТОВНОСТЬ ПОДТВЕРДИЛИ
7 сентября к 12-му причалу Анадырского морпорта в сопровождении катеров Отдела ГИМС ГУ МЧС России по Чукотскому АО подошел МСБ «Неотразимый», завершив свой переход из Архангельска в Анадырь, начавшийся еще 21 июля. После приветственного слова, произнесенного на причале заместителем губернатора Евгением Данилюком, и вручения традиционного хлеба-соли нам удалось побеседовать с руководителями экспедиции, которые рассказали об основных результатах перехода, его значении для дальнейшего развития Арктики и трудностях, с которыми пришлось столкнуться в пути.
– Сама идея этого перехода родилась в связи с 20-летием МЧС России. Однако основной целью высокоширотной экспедиции является подтверждение готовности наших сил и средств для работ в Арктической зоне РФ по поиску и спасению людей и проведению подводных работ специального назначения. Ведь это становится сейчас особенно важным в связи с активизацией действий государства по развитию Севморпути и возрождению северных регионов страны, – сказал заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, заместитель руководителя штаба по подготовке и проведению экспедиции Максим Владимиров. – Кроме того, в наши задачи входила проверка фактического состояния навигационного, гидрографического, аварийно-спасательного и материально-технического обеспечения арктических районов Северного морского пути.
По словам Владимирова, сама экспедиция состояла из трех основных этапов. На первом МСБ «Неотразимый» проводил работы по поиску и обследованию потенциально опасных объектов в заливах архипелага Новая Земля. Вторым этапом стали учения сил и средств РСЧС по поиску и спасению людей на воде, тушению судового пожара и ликвидации разливов нефти в портах Дудинка и Тикси. И заключительным этапом стал переход в порт Анадырь.
– Помимо этого, в пути были промежуточные этапы, в том числе заходы в Певек и Провидения, а также другие порты, где предполагается создание поисково-спасательных центров в Арктике, – добавил Максим Викторович.
СПАСАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРАМ БЫТЬ
Именно вопросам создания арктических спасательных центров было уделено особое внимание в ходе экспедиции, а также на состоявшейся в Анадыре встрече ее участников с представителями правительства Чукотского АО, городской администрации и руководителями Анадырского морпорта.
– С целью реализации поручения правительства страны о развитии Арктики и решения Совбеза РФ для обеспечения безопасности людей и перевозок, туристической деятельности, набирающей обороты в арктическом регионе, планируется создание ряда таких формирований на всем участке – начиная от Мурманска, заканчивая Анадырем, – объяснил капитан первого ранга Владимиров. – Изначально предполагалось, что центров будет 10 численностью до 160 человек каждый, полностью оснащенных техникой и плавсредствами. Кроме того, рассматривается и предложение создать два-три базовых центра, а в остальных предусмотреть вахтовый метод работы, например, по 30-40 человек, меняющихся каждые один-два месяца. И именно по результатам нашего перехода будет уточнено как окончательное количество центров, так и их место расположения, поскольку по объективным причинам в некоторых районах тяжело набирать, обучать и содержать такое количество спасателей. Однако то, что они будут созданы, уже не вызывает никаких сомнений, тем более что об этом официально заявил и глава МЧС Сергей Шойгу.
В свою очередь начальник ГУ МЧС России по Чукотскому АО Михаил Зивилев уточнил, что относительно Певека, Провидения и Анадыря уже поступила корректировка, исходя из которой следует, что численность спасательных центров в этих населенных пунктах составит около 40 человек. Они будут оснащены полутора десятками единиц техники и плавсредств.
ОТ ДЕкЛАРАЦИЙ К ДЕМОНСТРАЦИИ
В целом участники высокоширотной экспедиции сошлись во мнении, что все поставленные перед ними задачи успешно выполнены, чему не помешали ни несколько крупных ледовых массивов, которые пришлось преодолеть буксиру, ни даже повреждение, полученное судном.
– Были трудности, льды, шторма, однако большую часть пути мы прошли самостоятельно, без ледоколов, – сказал капитан МСБ «Неотразимый» Федор Кукачев. – Лишь для преодоления Хатангского ледового массива, где судно и получило небольшое повреждение, потребовалось сопровождение атомного ледокола «Таймыр». Таким образом, мы подтвердили, что проход таких буксиров, как наш, по Северному морскому пути вполне осуществим.
– Ходить по Севморпути можно и нужно, как это делали наши предки и мы сами в недалеком прошлом, – уверен заместитель начальника ФГУ «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» по безопасности мореплавания, старший экспедиции на борту МСБ «Неотразимый» Юрий Любин. – Здесь наши родные воды, родные берега, родные порты, которые нужны стране. И тем приятнее видеть осовремененные порты и населенные пункты Чукотки, куда мне ранее уже доводилось заходить и чего я, признаться, не ожидал увидеть, особенно после посещения Тикси, оставившего несколько гнетущее впечатление. Не менее приятно в ходе экспедиции было наблюдать возросшую активность в Арктическом коридоре, оживление коммерческих перевозок, активизацию научной и туристической деятельности в регионе.
– Если еще совсем недавно государство лишь декларировало свои намерения по возрождению Северного морского пути в качестве стратегической трассы, то уже сейчас мы наблюдаем прорыв в арктическом судоходстве, – резюмировал заместитель губернатора Чукотского АО Евгений Данилюк. – Подтверждением тому является и эта высокоширотная экспедиция, которая говорит о том, что наша страна продолжает укреплять свои позиции в Арктике. В конечном итоге такая политика призвана сделать регион не только привлекательным с точки зрения коммерческого использования, но и повлиять на улучшение социально-экономических условий жизни северян.
P.S. После официальных мероприятий участники
высокоширотной экспедиции провели экскурсии для
анадырских школьников на борту МСБ «Неотрозимый» и встретились с учащимися Чукотского многопрофильного колледжа. Сразу же после пополнения запасов горючего, воды
и продовольствия судно отправится в обратный путь по Севморпути, чтобы 5 октября прибыть в Архангельск.
Кстати
На следующей неделе из северонорвежского Киркенеса в Китай по Севморпути отправится балкер «Nordic Barents» с грузом железорудного концентрата. Он станет первым судном под иностранным флагом, которое пройдет Арктический коридор транзитом из одного иностранного порта в другой.
В последнее время, когда речь заходит о возрождении Северного морского пути, все чаще приходится использовать такое слово, как «впервые». Впервые с советских времен в этом году большая часть горючего для Чукотки доставлена именно по этому маршруту. Впервые в истории две недели назад по Арктическому коридору успешно прошел супертанкер-стотысячник «Балтика» с грузом газоконденсата, доказав принципиальную возможность работы таких судов на этой трассе. И наконец, на этой неделе в Анадырь, впервые преодолев Севморпуть, прибыл морской спасательный буксир (МСБ) «Неотразимый» с участниками высокоширотной экспедиции МЧС и ГОСАКВАСПАСа на борту, в задачи которых входило решение важнейших вопросов по дальнейшему освоению Арктики. В том числе и связанных с созданием арктических поисково-спасательных центров в регионе – опять же первых в истории.
ГОТОВНОСТЬ ПОДТВЕРДИЛИ
7 сентября к 12-му причалу Анадырского морпорта в сопровождении катеров Отдела ГИМС ГУ МЧС России по Чукотскому АО подошел МСБ «Неотразимый», завершив свой переход из Архангельска в Анадырь, начавшийся еще 21 июля. После приветственного слова, произнесенного на причале заместителем губернатора Евгением Данилюком, и вручения традиционного хлеба-соли нам удалось побеседовать с руководителями экспедиции, которые рассказали об основных результатах перехода, его значении для дальнейшего развития Арктики и трудностях, с которыми пришлось столкнуться в пути.
– Сама идея этого перехода родилась в связи с 20-летием МЧС России. Однако основной целью высокоширотной экспедиции является подтверждение готовности наших сил и средств для работ в Арктической зоне РФ по поиску и спасению людей и проведению подводных работ специального назначения. Ведь это становится сейчас особенно важным в связи с активизацией действий государства по развитию Севморпути и возрождению северных регионов страны, – сказал заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, заместитель руководителя штаба по подготовке и проведению экспедиции Максим Владимиров. – Кроме того, в наши задачи входила проверка фактического состояния навигационного, гидрографического, аварийно-спасательного и материально-технического обеспечения арктических районов Северного морского пути.
По словам Владимирова, сама экспедиция состояла из трех основных этапов. На первом МСБ «Неотразимый» проводил работы по поиску и обследованию потенциально опасных объектов в заливах архипелага Новая Земля. Вторым этапом стали учения сил и средств РСЧС по поиску и спасению людей на воде, тушению судового пожара и ликвидации разливов нефти в портах Дудинка и Тикси. И заключительным этапом стал переход в порт Анадырь.
– Помимо этого, в пути были промежуточные этапы, в том числе заходы в Певек и Провидения, а также другие порты, где предполагается создание поисково-спасательных центров в Арктике, – добавил Максим Викторович.
СПАСАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРАМ БЫТЬ
Именно вопросам создания арктических спасательных центров было уделено особое внимание в ходе экспедиции, а также на состоявшейся в Анадыре встрече ее участников с представителями правительства Чукотского АО, городской администрации и руководителями Анадырского морпорта.
– С целью реализации поручения правительства страны о развитии Арктики и решения Совбеза РФ для обеспечения безопасности людей и перевозок, туристической деятельности, набирающей обороты в арктическом регионе, планируется создание ряда таких формирований на всем участке – начиная от Мурманска, заканчивая Анадырем, – объяснил капитан первого ранга Владимиров. – Изначально предполагалось, что центров будет 10 численностью до 160 человек каждый, полностью оснащенных техникой и плавсредствами. Кроме того, рассматривается и предложение создать два-три базовых центра, а в остальных предусмотреть вахтовый метод работы, например, по 30-40 человек, меняющихся каждые один-два месяца. И именно по результатам нашего перехода будет уточнено как окончательное количество центров, так и их место расположения, поскольку по объективным причинам в некоторых районах тяжело набирать, обучать и содержать такое количество спасателей. Однако то, что они будут созданы, уже не вызывает никаких сомнений, тем более что об этом официально заявил и глава МЧС Сергей Шойгу.
В свою очередь начальник ГУ МЧС России по Чукотскому АО Михаил Зивилев уточнил, что относительно Певека, Провидения и Анадыря уже поступила корректировка, исходя из которой следует, что численность спасательных центров в этих населенных пунктах составит около 40 человек. Они будут оснащены полутора десятками единиц техники и плавсредств.
ОТ ДЕкЛАРАЦИЙ К ДЕМОНСТРАЦИИ
В целом участники высокоширотной экспедиции сошлись во мнении, что все поставленные перед ними задачи успешно выполнены, чему не помешали ни несколько крупных ледовых массивов, которые пришлось преодолеть буксиру, ни даже повреждение, полученное судном.
– Были трудности, льды, шторма, однако большую часть пути мы прошли самостоятельно, без ледоколов, – сказал капитан МСБ «Неотразимый» Федор Кукачев. – Лишь для преодоления Хатангского ледового массива, где судно и получило небольшое повреждение, потребовалось сопровождение атомного ледокола «Таймыр». Таким образом, мы подтвердили, что проход таких буксиров, как наш, по Северному морскому пути вполне осуществим.
– Ходить по Севморпути можно и нужно, как это делали наши предки и мы сами в недалеком прошлом, – уверен заместитель начальника ФГУ «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» по безопасности мореплавания, старший экспедиции на борту МСБ «Неотразимый» Юрий Любин. – Здесь наши родные воды, родные берега, родные порты, которые нужны стране. И тем приятнее видеть осовремененные порты и населенные пункты Чукотки, куда мне ранее уже доводилось заходить и чего я, признаться, не ожидал увидеть, особенно после посещения Тикси, оставившего несколько гнетущее впечатление. Не менее приятно в ходе экспедиции было наблюдать возросшую активность в Арктическом коридоре, оживление коммерческих перевозок, активизацию научной и туристической деятельности в регионе.
– Если еще совсем недавно государство лишь декларировало свои намерения по возрождению Северного морского пути в качестве стратегической трассы, то уже сейчас мы наблюдаем прорыв в арктическом судоходстве, – резюмировал заместитель губернатора Чукотского АО Евгений Данилюк. – Подтверждением тому является и эта высокоширотная экспедиция, которая говорит о том, что наша страна продолжает укреплять свои позиции в Арктике. В конечном итоге такая политика призвана сделать регион не только привлекательным с точки зрения коммерческого использования, но и повлиять на улучшение социально-экономических условий жизни северян.
P.S. После официальных мероприятий участники
высокоширотной экспедиции провели экскурсии для
анадырских школьников на борту МСБ «Неотрозимый» и встретились с учащимися Чукотского многопрофильного колледжа. Сразу же после пополнения запасов горючего, воды
и продовольствия судно отправится в обратный путь по Севморпути, чтобы 5 октября прибыть в Архангельск.
Кстати
На следующей неделе из северонорвежского Киркенеса в Китай по Севморпути отправится балкер «Nordic Barents» с грузом железорудного концентрата. Он станет первым судном под иностранным флагом, которое пройдет Арктический коридор транзитом из одного иностранного порта в другой.