Анадырь






+ 2
ощущается как 0
79.00
90.01
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Когда загудят теплоходы

06.06.2025

Уже в третьей декаде июня свежевыкрашенный пасссажирский катер «Камчатка», получивший новый двигатель, начнёт курсировать между берегами Анадырского лимана.

Андрей НОСКОВ, Земфира АЗАМАТОВА ФОТО
gazeta@ks.chukotka.ru

Морской порт столицы Чукотки, отметивший в конце мая своё 70-летие, вступает в очередную навигацию. Для генерального директора АО «Анадырьморпорт» Виктора Тюхтий, который 23 года возглавляет предприятие, она станет уже 45-й по счёту. Как сообщил Виктор Анатольевич, первое в этом году судно FESCO MONERON портовики примут 22 – 23 июня, и к его встрече у них практически всё готово.

Для генерального директора АО «Анадырьморпорт» Виктора Тюхтий нынешняя навигация станет уже 45-й по счёту.

Портофлот не подведёт

– К навигации текущего года мы подходим в штатном, стабильном режиме. Сейчас завершается подготовка портофлота, вскоре его будет принимать Российский речной регистр судоходства, – сообщил Виктор Тюхтий. – Заканчивается ремонт подъёмно-транспортных механизмов, оборудования, так что к открытию навигации подойдём в состоянии полной готовности. Обработка судов, как всегда, будет производиться с помощью шести портальных кранов, функционирующих непосредственно на причале. Два других крана находятся на территории старого порта, в нижней части столицы Чукотки. По контейнерам и генгрузу ориентируемся на объёмы 2024 года, когда в общей сложности все три порта предприятия – в Анадыре, Провидения и Эгвекиноте переработали порядка 240 тысяч тонн грузов.

По словам Виктора Анатольевича, приходящие в окружную столицу теплоходы, как и прежде, подведёт в порт буксир-кантовщик «Михаил Куркутский», уже сейчас стоящий на воде. Баржа, прежде носившая название «Славянка» и недавно переименованная в честь заслуженного ветерана-портовика Геннадия Деревянко, будет осуществлять речные перевозки. А две другие баржи – «Шторм» и «Гром» вновь задействуют на внутрилиманных направлениях.

Готовы к навигации и пассажирские суда «Камчатка» и «Капитан Сотников», на которые установлены новые двигатели. «Камчатка» выйдет в свой первый рейс навигации-2025 в третьей декаде июня, как только Анадырский лиман полностью очистится ото льда, и вновь начнёт осуществлять перевозки между его берегами. «Капитан Сотников» будет доставлять пассажиров из окружной столицы в посёлки Провидения, Беринговский и Эгвекинот и обратно с 1 июля.

– В целом нынешняя вооружённость порта собственным флотом, в том числе и пассажирским, составляет порядка 20 судов, из которых два самоходных плашкоута – «Вайгач» и «Михаил Семёнов» предназначены для работы вдоль морского побережья. Ещё два танкера будут доставлять топливо в верховья рек, – уточнил Виктор Тюхтий.

Справка «КС»

До создания в Анадыре морского порта здесь действовала плавбаза Чукотторга, которая осуществляла все речные перевозки. В соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 20 мая 1955 года № 1044 и Приказом министра морского флота СССР от 28 мая 1955 года № 237 в посёлке Анадырь был создан приписанный к порту Провидения портопункт для перевалки грузов, доставляемых морскими транспортными судами в адрес местных организаций. Во вновь созданном портопункте начали трудиться 48 человек. Обработка судов производилась на рейде Анадырского лимана. Доставка грузов на берег осуществлялась катерами типа «Дальдок» и «КЖ» на 100-тонных плашкоутах, а перевозка по рекам – на плавсредствах типа «кавасаки» и «Дора». В первую навигацию анадырские портовики обработали 15,4 тыс. тонн народно-хозяйственных грузов.

Восточные ворота

В структуру АО «Анадырьморпорт» помимо морского порта столицы Чукотки входят также морские порты Провидения и Эгвекинот, которые являются важнейшими звеньями в обеспечении необходимыми навигационными грузами восточной части Чукотки.

– Объём грузооборота в Провидения не слишком велик – порядка 20 тыс. тонн в навигацию, – продолжил собеседник «КС». – Тем не менее у этого порта неплохие перспективы, связанные с развитием Северного морского пути, так как Провидения – единственный по трассе незамерзающий порт с большими глубинами бухты, где возле причала она составляет 10 метров. При реконструкции туда можно смело подводить суда-стотысячники. Не зря порт Провидения, отцом-основателем которого был легендарный моряк-полярник, дважды Герой Советского Союза Иван Папанин, изначально называли восточными воротами в Арктику.

По словам Виктора Анатольевича, это был динамично развивающийся порт, где имелась бункеровочная база и суда пополняли запасы топлива, воды. Там же находилась контора Торгмортранса, через которую экипажи получали необходимые объёмы продовольствия.

– Сейчас рассматривается возможность сделать Провидения перевалочным портом, чтобы грузы, доставляемые судами усиленного ледового класса, следующими из европейской части по Севморпути, перегружались там на суда, пришедшие с юга и юго-востока стран Азиатско-Тихоокеанского региона, – поделился Виктор Тюхтий. – Что касается Эгвекинота, то этот порт изначально был построен для разработки Иультинского олово-вольфрамового месторождения, которое в силу проводимой в 90-е годы прошлого века политики было закрыто, а порт начал работать преимущественно для нужд Эгвекинотской ГРЭС и рудника на месторождении Валунистом. Сейчас Валунистое завершает свою работу, в связи с чем снижаются и наши объёмы. Думаю, что было бы полезным возродить на новом технологическом уровне Иультинский ГОК, ведь месторождение до сих пор хранит большие объёмы олова и вольфрама. Это дало бы серьёзный рост экономики не только Эгвекинотскому муниципальному округу, но и региону в целом. Тем более что портовая база там находится в хорошем состоянии.

В центральных ремонтно-механических мастерских порта работы по подготовке к навигации идут круглый год.

Научить и передать

Не обошёл стороной Виктор Анатольевич и проблемные вопросы, напрямую влияющие на работу морпорта и его будущее.

– Сегодня у нас остро ощущается кадровый голод, в первую очередь в части рабочих специальностей, – заметил он. – Не хватает докеров-механизаторов, слесарей, сварщиков, токарей и не только. В недавние времена специалисты приезжали к нам с Украины, в частности из Одессы и Николаева. Сйчас в силу известных обстоятельств это невозможно, приглашаем профессионалов из Калининграда, Омска, Воронежа и других российских городов. Например, на портофлоте у нас работает много новых специалистов, прибывающих из Омска. Но в целом костяк уже сложившийся. Едут постоянные работники, уже знающие специфику Крайнего Севера, которые могут осуществлять обработку морских и речных судов в наших условиях, а также выполнять ремонт основных производственных фондов. Однако местных кадров совсем немного.

В связи с этим, по глубокому убеждению директора Анадырского морпорта, необходимо возрождать систему подготовки местных высококвалифицированных рабочих-портовиков в рамках среднего специального технического образования.

– Будем надеяться, что Эгвекинотское профтехучилище, Чукотский многопрофильный колледж – пусть постепенно, но всё же восполнят пробел в нужных портам Чукотки рабочих специалистах, – заметил Виктор Тюхтий. – Не менее острой проблемой для предприятия является комплектация инженерно-техническими работниками. К нам в порт в апреле этого года приезжал директор Якутского института водного транспорта, с которым мы обсудили эти проблемы. Есть надежда, что чукотские ребята поедут учиться в этот вуз, но здесь главное, чтобы они вернулись обратно, работали в порту. Это крайне важно, ведь недалёк тот час, когда у нас не останется наставников – тех, кто смог бы передать свои знания. Преемственность в нашем деле крайне важна, и в этом вопросе мы, судя по всему, находим понимание и со стороны властей округа.

В навигацию-2025 «Капитан Сотников» выйдет в первый рейс вдоль побережья Чукотки 1 июля. ФОТО: ЗЕМФИРА АЗАМАТОВА

Причалить в Лаврентия

В редакцию «КС» неоднократно обращались жители округа с просьбой выяснить, почему с навигации прошлого года в расписании нет рейсов пассажирского теплохода «Капитан Сотников» из Анадыря в административный центр Чукотского района село Лаврентия, которые в летний период были хорошей альтернативой авиатранспорту. При этом другие пассажирские перевозки вдоль побережья – в посёлки Провидения, Эгвекинот, Беринговский производились.

– Теплоходу «Капитан Сотников» попросту некуда подойти в Лаврентия несмотря на то, что причал там имеется, – комментирует генеральный директор АО «Анадырьморпорт» Виктор Тюхтий. – Для того чтобы можно было высадить и взять пассажиров на борт, судно должно стать к причалу и поставить трап, однако причал, о котором идёт речь, находится в аренде у одного из местных предпринимателей. Раньше на нём осуществляли погрузо-разгрузочные работы ООО «Чукотоптторг», АО «Чукотская торговая компания», но из-за непомерно высоких тарифов, которые установил бизнесмен, эти компании вынуждены работать на необорудованном берегу. Вот и мы до 2024 года за пользование теплоходом «Капитан Сотников» причалом оплату не производили, так как он, как известно, совершает социально значимые рейсы, которые субсидируются из окружного бюджета, но в прошлую навигацию швартоваться там мы уже не смогли.

По словам Виктора Анатольевича, АО «Анадырьморпорт» были выставлены жёсткие коммерческие предложения: за пять швартовок «Капитана Сотникова», согласно договору, если таковой был бы подписан, арендатор запросил 8 млн руб.

– Если Анадырьморпорту будут покрыты эти расходы, «Капитан Сотников» вновь начнёт осуществлять рейсы в Лаврентия – акционерное общество в убыток себе работать не должно, – заметил Виктор Тюхтий. – Также, как нам видится, Администрации Чукотского района нужно садиться с предпринимателем-арендатором за стол переговоров и вести предметный и конструктивный диалог по поводу обеспечения социально значимых рейсов в Лаврентия. Но пока, насколько известно, такого диалога нет.

Обратил внимание гендиректор Анадырьморпорта и на ещё одну связанную с этой проблемой ситуацию.

– Не следует забывать и о ежегодном фестивале морских охотников «Берингия» с традиционной регатой на кожаных байдарах, который этим летом планируется провести в Чукотском районе. В прошлом году, когда фестиваль принимал Провиденский муниципальный округ, для обеспечения перевозки пассажиров, его гостей и туристов мы подключали паром «Анадырь». Теперь же вводиться в эксплуатацию он не будет – судну попросту негде работать. Так что решать вопрос с подходом «Капитана Сотникова» к причалу в Лаврентия необходимо ещё и по этой причине. О ситуации органы власти округа проинформированы, – заключил Виктор Тюхтий.

Между тем

В мае 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о включении рек Анадырь и Канчалан в перечень внутренних водных путей России, что открыло путь для улучшения здесь условий судоходства за счёт работ по измерению глубин, дноуглублению, очистке фарватера, установке навигационных знаков и разработке лоцманских карт. Всё это крайне важно для осуществления речной навигации, ведь за сезон суда Анадырского морпорта совершают около 40 рейсов в восемь сёл, расположенных на берегах рек Анадырь и Канчалан, в которых проживает треть населения Анадырского района. Так, в прошлом году по ним была осуществлена транспортировка 22,4 тыс. тонн жизненно важных грузов. Тогда же сотрудники Анадырского участка Якутского района водных путей начали работу по оборудованию реки Анадырь навигационными знаками, которых установили более 20. Кроме того, были проведены исследования глубин и проектных уровней воды, что позволит лучше планировать маршруты. Эта работа будет продолжаться.

28 мая Анадырский морпорт отметил 70-летний юбилей. В этот день поздравить портовиков в кинотеатр «Полярный» пришли члены Правительства округа, представители организаций и предприятий, общественники. «Главное богатство порта – люди, которые в любую погоду обеспечивают его бесперебойную работу, которые десятилетиями отдавали и отдают свои силы, знания и опыт этому делу. Мы видим, как развивается инфраструктура порта, внедряются современные технологии, повышается эффективность работы. Уверен, что впереди у порта – новые страницы славной истории», – отметил первый заместитель главы региона Павел Каргаполов. Он также вручил портовикам награды: «Знак признания заслуг» – Валерию Акимову, Василию Салмину, Наталии Прутяну, почётные грамоты губернатора – Максиму Тюхтий, Александру Колесникову, Владимиру Солодовникову, Ирине Свирской, благодарности губернатора – Светлане Базарсадуевой, Владимиру Колмогорову, Илье Рындя, Оксане Смирновой, Сергею Талалаеву, Ильдару Юсупову.