Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ НА СЕВЕР

20.04.2018

ЗИМНИК ПЕВЕК – БИЛИБИНО ИЗМЕНИТ МАРШРУТ? В актуальных планах Чукотуправтодора – немного изменить маршрут на автозимнике Певек –Билибино. В настоящее время Чукотская горно-геологическая компания намораживает для своих нужд трассу зимника от Певека до месторождения Двойное. Далее от Двойного до Илирнея действует уже построенный участок дороги Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь. Если недропользователи по просьбе правительства округа разрешат использовать свой участок и другим перевозчикам, тогда дорожным службам останется обустроить отрезок от Илирнея до Билибино. Общее расстояние зимника немного увеличится, зато перевозчики здорово выиграют в скорости и безопасности движения. Чукотуправтодор производит расчёты, сколько средств необходимо для содержания зимника через Илирней.
Тонкий лёд из-за тёплых зим заставляет дорожников подумать о приобретении более лёгкой современной техники для содержания ледовой переправы через Анадырский лиман. ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ Олег ЧЕСНОКОВ
olegu@ks.chukotka.ru

Завоз топлива и продовольствия в отдалённые сёла Чукотки вследствие аномально тёплых и многоснежных зим создал для округа дополнительные сложности. В прошлом году непросто шёл завоз нефтепродуктов в Омолон. Этой весной властям вновь пришлось принимать нестандартные управленческие решения, направляя группу из десятка ТРЭКОЛов для доставки топлива в Чуванское и Ламутское («КС» писал об этом в прошлом номере). С какими основными трудностями сегодня сталкиваются чукотские дорожники? С этим вопросом мы обратились к начальнику Государственного казённого учреждения «Управление автомобильных дорог Чукотского АО» Вадиму ТИТОВУ.
СРОКИ НАМЕРЕНЫ ПРОДЛИТЬ
По словам Вадима Титова, в 2018 году в эксплуатацию были введены зимник Певек – Билибино, участок зимника на автодороге Эгвекинот – Мыс Шмидта и ледовая переправа Анадырь – восьмой причал. При этом Певек – Билибино был открыт с двухнедельной задержкой по причине аномально снежной и тёплой зимы с частыми пургами. Между тем объём грузов, который необходимо перевезти по нему в 2018 году, существенно вырос. Если в 2015 – 2017 годах по нему доставлялось по 2-3 тысячи тонн, то на 2018 год запланировано перевезти 6-7 тысяч тонн, включая топливо и грузы, необходимые для строительства и ввода в эксплуатацию месторождения Песчанка. С учётом этих изменений принято решение продлить срок его эксплуатации на 10 дней, до 25 апреля. Естественно, это можно будет сделать только в том случае, если позволит погода.
Особое беспокойство у дорожников вызывает тот факт, что при ограничении максимальной массы гружёного автотранспорта на некоторых участках зимника до 28 тонн по нему движутся автопоезда (особенно с топливом) общим весом до 50 тонн. Они быстро разбивают трассу, что создаёт угрозу безопасному проезду транспорта.

ДИСТАНЦИЙ БОЛЬШЕ НЕТ
Есть и другие проблемы, связанные с эксплуатацией снежных дорог.
– Дорожные организации округа, победившие на аукционах и выполняющие работы по содержанию и эксплуатации автозимников, необходимой техникой оснащены не в достаточном количестве, да и та уже устарела и практически выработала свой ресурс, часто выходит из строя в самый неподходящий момент, – продолжил Вадим Титов. – А поскольку эти дорожные ремонтно-строительные предприятия в основном являются акционерными обществами, то они должны сами зарабатывать и технику приобретать за свой счёт.
Начальник Чукотуправтодора также отметил, что в настоящее время ликвидированы существовавшие в советские времена так называемые дорожные дистанции (линейные «посты» дорожников) на протяжённых маршрутах Билибино – Омолон, Певек – Билибино, Билибино – Анюйск. Нет пунктов обогрева (отдыха) и питания для водителей, крытых стоянок для дорожной техники. Это не позволяет распределить технику для одновременной работы на всём протяжении маршрута, а также осуществлять её своевременное техническое обслуживание и ремонт. Раньше дорожные дистанции обустраивались через 80-100 км, на них имелись ДЭС, пункты заправки ГСМ, радиостанции. Затраты на обустройство и содержание дорожных дистанций сегодня исключены из нормативов на содержание автомобильных дорог. Средства выделяются только на содержание самой автодороги. Впрочем, подобный подход диктует сама контрактная система, определённая законодательством.
– Подрядчик не может знать, выиграет ли он аукцион на следующий год или участок достанется кому-либо ещё, поэтому и не вкладывается в организацию подобных дорожных дистанций, – объяснил Вадим Титов. – Кроме того, отсутствие стабильной связи не позволяет получать своевременную информацию о состоянии проезда и погоды на автозимнике, где находится техника, и как дела с топливом. В этом году был случай, когда пурга продолжалась около недели, колонна машин стала. Топливо стало заканчиваться, переливали из одних машин в другие, грелись. Это заставляет вспомнить об организации работы в советское время. С другой стороны, сегодня перевозчики могли бы сами «скинуться» и обустроить на автозимниках несколько точек с запасом ГСМ, поскольку эта история повторяется едва ли не каждую зиму.

«ДИКАЯ» ПЕРЕПРАВА СТАНЕТ ЛЕГАЛЬНОЙ
Что касается ледовой переправы Анадырь – восьмой причал, то в последние годы из-за тёплой погоды она стала особенно проблемной. Это очевидно и для дорожников, и для контролирующих органов, и для самих водителей. Так, максимальный разрешённый вес автомобилей этой зимой весь период эксплуатации дороги не превышал 3,5 тонны.
С учётом сложившейся ситуации Чукотуправтодор по заданию правительства округа начал разработку проекта трассы Рыббаза № 2 – Шахтёрский. Маршрут этот хорошо известен: обычно анадырские водители по первому льду организуют здесь «дикую» переправу.
Как показала практика, на этом участке лёд стаёт раньше, и при достижении им толщины 30-40 см там сможет работать дорожная техника, что позволит уже в следующем году открыть официальное движение через лиман раньше обычного. Затем начнутся работы на традиционном участке от стелы до восьмого причала. Обе трассы будут находиться под контролем гидрологов и дорожников.
Озабоченность работой ледовой переправы, да и в целом всех автозимников высказал и начальник Управления связи, транспорта и дорожного хозяйства ЧАО Андрей Быков.
– Традиционно анадырская ледовая переправа работает до конца апреля, но в этом году, если из-за тающего льда возникнут проблемы с безопасностью, трассу для автомобилей мы закроем раньше, – пообещал он. – Переправляться разрешат только ТРЭКОЛам.
Также, по словам Андрея Быкова, второй год подряд возникают проблемы с вводом в эксплуатацию самого длинного в округе автозимника Билибино – Омолон. Правительство принимает для этого все возможные меры. В частности, в Билибино находится первый заместитель губернатора Леонид Николаев, который лично занимается организацией завоза топлива в Омолон и грузов для строительства линии электропередачи Билибино – Песчанка.

Справка «КС»

Чукотка является регионом с дорожной сетью, изолированной от единой сети дорог страны. В ведении Чукотуправтодора находятся автомобильные дороги общего пользования регионального значения суммарной протяжённостью около 3 тыс. км. В их числе 1300 км – автозимники с продлённым сроком эксплуатации, ещё 1159 км относятся к категории автозимников. Все эти трассы строятся так называемым способом снежного наката, то есть методом уплотнения снежной целины без подготовки грунтового основания. Снег уплотняется бульдозерами с прицепными волокушами-гладилками из труб за один проход и по одному следу сразу по всей ширине полотна зимника. Доуплотнение происходит под действием самих автомобилей.