Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

СНЕГОХОДЫ СДЕЛАЛИ БЕНЗОВОЗАМИ

18.05.2018

Кстати

ГУП ЧАО «Чукотснаб» является основным поставщиком нефтепродуктов в регион. Главные объёмы дизтоплива приходят в округ по Севморпути из Мурманска – 103 568 тонн. В этом году первые танкеры выйдут оттуда на Чукотку ещё до 10 июля. Самолётное топливо и бензин доставляются из дальневосточного порта Находка – 6 950 тонн. Сейчас Чукотснаб находится в стадии конкурсных процедур и участвует в тендерах как на поставку топлива, так и на фрахт судов. К концу октября предприятие планирует завершить топливную навигацию, доставив в округ 110 518 тонн.
Майя ТИМЧЕНКО
timchenko@ks.chukotka.ru

Погодные аномалии этого года доставили массу неприятных моментов и специалистам ГУП ЧАО «Чукотснаб». Чтобы в отсутствие пригодных для движения по автозимнику грузовиков обеспечить бензином и авиатопливом село Марково Анадырского района, предприятие вынуждено было впервые использовать в этих целях снегоходы. В результате за несколько дней таким способом удалось доставить в населённый пункт почти 16 тонн горючего.

НЕ ДОЖИДАЯСЬ ФОРС-МАЖОРА
– Наше предприятие традиционно обеспечивает бензином разных марок, а также самолётным топливом сёла региона, включая те, что находятся в Анадырском районе, – рассказал директор ГУП ЧАО «Чукотснаб» Александр Алимов. – Ежегодно на нефтебазе АРУ-1 на мысе Обсервации формируются колонны по четыре-пять заправщиков на базе автомобилей «Урал», чтобы выйти по зимнику с грузом топлива к перевалбазе Яры, откуда горючее уходит в ближайшие сёла, в том числе Марково, расстояние до которого от окружного центра составляет около 600 километров. Так предполагалось сделать и сейчас, однако в этом году автомобили не смогли достигнуть даже «американки», так называемого нулевого километра реки Анадырь, находящегося примерно в 90 километрах от окружного центра. Причём это расстояние машины преодолевали почти четыре дня и всё-таки вынуждены были вернуться назад. Не скрою, для нас это оказалось полной неожиданностью – значит, налаженная схема завоза топлива, которая работала годами, оказалась на сей раз несостоятельной.
В связи с этим, по словам нашего собеседника, проблемная ситуация с высокооктановым топливом возникла и в Марково. Дабы не допустить дефицита горючего в поселении, с перевалбазы пришлось направить пять снегоходов с санями, на которых были закреплены ёмкости для топлива. За несколько дней таким способом в село было доставлено почти 16 тонн бензина.
– На самой базе стояла пара снегоходов, но основная группа пошла на Марково из Анадыря, так как на месте не было достаточного количества ёмкостей и техники. Ситуация сложилась экстренная, и приходилось любыми способами выходить из положения, – пояснил Александр Владимирович. – Завоз был организован в апреле, и никто не понимал, как ситуация будет разворачиваться дальше, насколько погодные условия позволят завершить работы. В случае резкого потепления можно было не успеть сделать даже намеченное.

ЧТОБЫ НЕ ДАВИТЬ НА НАСТ
– И всё же в отдалённые сёла Анадырского района бензин и авиационное топливо к середине мая были завезены, причём в Канчалан и Ваеги практически в полном объёме – по 13,9 тонны и 39 тонн бензина различных марок соответственно, – продолжил директор предприятия. – По состоянию на среду, 16 мая, остались небольшие проблемы по Ламутскому. Туда доставлен бензин в количестве 11,9 тонны, или 58 % от необходимого количества. Но и этих объёмов сельчанам хватит практически до середины лета. Оставшееся количество горючего, которое сегодня находится в соседнем Чуванском, будет доставлено в Ламутское в ходе речной навигации. Кроме того, в летний период танкерами малого класса Анадырского морского порта топливо также доставляется к перевалбазе Яры, а затем развозится по сёлам марковского куста.
Конечно, доставка горючего в эти населённые пункты является очень затратной. Но даже не это главное – сам факт доставки в предложенных погодой условиях был под вопросом. По словам Алимова, предприятие не было в полной мере готово к такой аномальной зиме и не менее аномальному началу весны. Соответственно, не располагало оно и необходимой для работы в таких условиях техникой – приходилось нанимать частников, техника которых тоже не всегда хорошо работала, подчас ломалась на трассе, поэтому работа по завозу бензина и авиационного топлива и не была завершена в полном объёме.
– Сейчас мы эту проблему учли и к следующему году закупим подходящую для такой экстренной перевозки горючего технику, – добавил Александр Владимирович. – Она будет базироваться на перевалбазе Яры в 40 километрах от Марково. Туда поступит несколько единиц для санно-тракторного поезда, в который войдут болотоходы, оказывающие малое давление на грунт и снежный наст. Они потянут за собой сани с ёмкостями для топлива, объём которых будет подбираться исходя из технических возможностей поезда – примерно по 15-20 кубометров.

Между тем

В сёлах округа с каждым годом увеличивается потребность в высокооктановом топливе.
– У сельчан растёт количество снегоходов, квадроциклов и моторных лодок. И если в прежние годы потребителям хватало бензина марки АИ-80, то сегодня спрашивают АИ-92 и АИ-95 для заправки появившейся современной техники, – сообщил директор Чукотснаба Александр Алимов, добавив, что аналогичная ситуация наблюдается и в окружном центре.