Киноистории с продолжением
01.04.2022

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru
На премьерный показ выпускных работ участников кинолаборатории «Чукотка.DOC», которая действовала в Анадыре с 5 по 27 марта, пришло столько зрителей, что губернатор Роман Копин в приветственном слове отметил, что если так пойдёт дальше, надо будет думать о расширении кинотеатра «Полярный». Аншлаг объяснялся просто – публика с нетерпением ждала показа сразу десятка короткометражек, созданных жителями Чукотки при поддержке профессиональных кинематографистов.
Под руку с профессионалами
Открывая кинопоказ, художественный руководитель Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон» Филипп Абрютин и продюсер фестиваля Оксана Лахно не могли скрыть волнения, ведь тем самым они подводили итоги шести лет работы по созданию фильмов на Чукотке.
– С кинолаборатории начинался полёт «Золотого ворона» в 2016 году. Там же произошла встреча с некоторыми из наших сегодняшних слушателей. С тех пор ежегодно организуем различные мастер-классы, например, по кастингу, работе режиссёра с актёрами, а на этот раз мы впервые проводили лабораторию при мощной поддержке Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ). Её работа продолжалась чуть больше трёх недель, и сегодня мы как организаторы тоже сдаём своего рода экзамен, – рассказал художественный руководитель фестиваля «Золотой ворон» Филипп Абрютин.
Подогревая ожидание зрителей, организаторы дали слово каждому режиссёру короткометражных фильмов, которые за время работы лаборатории довели до логического завершения две документальных и восемь игровых картин совершенно разного жанра – от мелодрам до криминальных комедий и мистических чукотских историй. Это вдвое больше, чем ожидали организаторы. Ещё две короткометражки «заглохли» на этапе съёмок.
Все 34 выпускника кинолаборатории – жители Анадыря, Угольных Копей, Усть-Белой и Билибино – перед тем, как приступить к съёмкам, прослушали интенсивный курс занятий по драматургии, режиссуре и звукорежиссуре, монтажу, работе на площадке. Занятия продолжались до последнего дня лаборатории, причём и в теории, и на практике участников сопровождали профессионалы. И за два дня до премьерных показов каждая из съёмочных групп заочно защищала свои фильмы перед преподавателями СПбГИКиТ.
Вздрогнули и посмеялись
Долгожданный показ начали с документальных картин. Обе они были связаны с сохранением традиций. Так, исследователь музыкальной культуры народов Чукотки Ирина Калюжная по следам вышедшего в прошлом году сборника «Науканские напевы» создала одноимённый фильм, рассказывающий о старинном эскимосском поселении и тех ансамблях, где до сих пор хранят наследие уже несуществующего Наукана. А картина Элины Курицыной «Эргырон» приоткрыла закулисную жизнь всемирно известного Государственного академического чукотско-эскимосского ансамбля.
– Мне эта тема близка, поэтому я присоединился к команде, снимавшей фильм «Эргырон», выступив в качестве одного из трёх операторов и монтажёров, – поделился Вячеслав Вельвун из Билибино, фильм которого о местном национальном ансамбле «Тиркитир» стал победителем окружного конкурса «Киновзлёт» в 2021 году. – Сложновато было уложиться в срок – и съёмки провести, и всё смонтировать всего за полторы недели надо было. Но это знания, большой опыт, который обязательно пригодится.
Если документальные фильмы оказались тематически близки друг к другу, то игровые были совершенно разного жанра и характера. Заставил вздрогнуть от неожиданности мистический «Эттыкей» Сергея Гавриленко, рассмешил и сорвал шквал аплодисментов смелый пародийный «Компромат» Никиты Березнякова, кого-то тронула до слёз «Сказка для Алисы» Марты Сизиковой. Публика не оставила без ощутимой поддержки ни одну картину, особенно бурно реагируя на появление на большом экране знакомых лиц. Как, например, в фильме «Алло» – одной из двух работ опытного участника кинолаборатории Ивана Семиклетова. Но, пожалуй, больше всего зрительских симпатий досталось закрывавшей показ комедии «Савелий» – работе дебютанта Михаила Макушкина. Во многом её успех был определён тем, что главную роль исполнил один из кураторов кинолаборатории, профессиональный актёр и режиссёр Денис Шаблий.

Жёстко и по существу
– Идея была снять весёлую историю с какой-нибудь местной особенностью. Выбрали загар после зимней рыбалки, – рассказал сценарист и режиссёр одной из самых больших команд кинолаборатории Михаил Макушкин. – Всё в целом получилось именно так, как я хотел. Были, конечно, допущены ошибки – постановочные, со звуком, монтажные. Но мы пришли учиться и набираться опыта. С командой сплотились, вместе дорабатывали сценарий, чтобы сделать его ещё смешнее. Много пришлось поработать с реквизитом, часть изготовили самостоятельно. У нас было семь съёмочных дней, самым плодотворным из которых выдался первый, когда получилось отснять три из семи локаций. При съёмках все шли нам навстречу. Даже в аэропорту удалось договориться отодвинуть чучело медведя, потому что неудобно было снимать при его обычном положении.
Команды сплотились не только внутри себя, но выручали и друг друга. Например, режиссёры одних фильмов становились актёрами в других, помогали в технических вопросах.
– В фильмах «Алло» и «Компромат» я исполнил главные роли, которые оказались мне близки по духу, в картине «День на любовь» был звукорежиссёром, – говорит выпускник Чукотского окружного профильного лицея Владислав Якимов. – Причём если актёрский опыт у меня ещё был, то со звуком мне впервые довелось столкнуться на серьёзном уровне и были проблемы неполного понимания как работает аппаратура, чего нужно избегать, чтобы не было лишних шумов. Зато теперь понимаю, в каком русле хотел бы двигаться дальше. Мне интересна операторская работа и звукорежиссура и после этой лаборатории я планирую поступать в Санкт-Петербургский институт кино и телевидения.
При всём теплом отношении к участникам кинолаборатории, преподаватели зачастую высказывали весьма жёсткие мнения, особенно на творческом экзамене. И об игре актёров, и о работе операторов и режиссёров, и о недостатках сценариев, и о шаблонности или наивности некоторых историй. Больше всего замечаний было к звуку. К сожалению, с ним на финальном показе имели проблемы две из десяти картин. И всё же профессионалы не могли в итоге скрыть удовольствия от работы с начинающими чукотскими кинематографистами. А значит, продолжение следует.
Кстати
25 самых активных и имеющих высшее образование участников кинолаборатории получили удостоверения о повышении квалификации в сфере кинопроизводства СПбГИКиТ. А все снятые в лаборатории фильмы автоматически стали участниками конкурса «Киновзлёт» Международного арктического кинофестиваля, который запланирован на осень этого года. По словам продюсера «Золотого ворона» Оксаны Лахно, лучшие работы получат продвижение на российских и зарубежных кинофестивалях, после того, как будут окончательно доработаны и решатся вопросы с авторскими правами на использованную в них музыку.