Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Со зрителем поговорили играючи

05.04.2023

Актриса Ольга Лосева за спектакль представала перед Николенькой (Валерием Кукушкиным) в 12 разных образах. ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru

Роль не наблюдателя, а активного соучастника, направляющего ход движения спектакля, предложил анадырской публике Театр РОСТА в Царицыно (бывший Московский областной государственный театр юного зрителя), который привёз с собой на Чукотку две постановки. С большим успехом у зрителей они прошли в середине марта в Окружном Доме народного творчества. Приезд столичных артистов организовал Росконцерт в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

Со сцены в зал и обратно

Благодаря содействию Министерства культуры жители Чукотки за последние пять лет чаще видят работу профессиональных артистов, но, пожалуй, первый раз в таком формате. Спектакли, прямо во время которых актёры начинают обсуждать с залом только что отыгранные сцены, со стороны напоминали больше театрализованный урок литературы.

Большинство зрителей составили ученики средних и старших классов, которым такой формат пришёлся по душе – они с удовольствием отвечали на вопросы артистов, когда те спускались в зал, высказывали своё мнение о героях, их переживаниях, соотносили со своим жизненным опытом. Причем разговор шёл не о каких-то пустяках. В спектакле по мотивам известной трилогии классика отечественной литературы «Толстой: Детство. Отрочество. Юность» одной из главных тем стало восприятие ребёнком смерти.

– Этот спектакль возник из домашнего задания на лето артистам – подумать, какие темы интересуют. Я пришёл к выводу, что меня интересует тема смерти и отношение к ней. Перечитав несколько произведений, решил порассуждать с детьми на эту тему с помощью героев Льва Толстого. Коллеги подхватили идею, так и возник спектакль, – рассказал актёр театра РОСТА Валерий Кукушкин, который исполнил в постановке главную роль Николеньки, у которого умирает мама. – Для меня это уникальная возможность вступить в диалог со зрителем, увидеть отклик из зала. Это опасный путь, но очень интересный. Важно не потерять историю, которую ты рассказываешь, но при этом слышать, что чувствует зал в этот момент.

Помогала Валерию погрузить анадырских школьников в мир Льва Толстого актриса Ольга Лосева, которая перевоплощалась по ходу спектакля в 12 разных персонажей – детей и взрослых, мужчин и женщин.

– Для меня это, конечно, опыт очень интересный. Я люблю перевоплощения, это мой конёк, с удовольствием играю этот спектакль и рада, что мы привезли его в Анадырь.

Меня порадовало, что анадырские дети очень отзывчивые и рассказывают свои самые сокровенные истории, не боятся говорить, доверяют артистам. Случились и открытия, которые мы возьмём для дальнейшего развития спектакля, – рассказала Ольга Лосева.

Одна из участвовавших в обсуждении постановки «Толстой: Детство. Отрочество. Юность» зрительниц Алина заметила, что в жизни редко удаётся так свободно поговорить.

Чукотские дети взрослее

Больше двух часов продолжился спектакль – диалог со зрителями. Чтобы он не показался слишком мрачным, отрывки из трилогии Льва Толстого перемежались чтением юмористических рассказов и даже показом эпизодов мультфильмов, например «Тайны Коко». Такой современный подход к инсценировке классики оказался весьма неожиданным для детей.

– Я понимала, что это будет новая постановка, но именно такой формат не ожидала увидеть, он мне понравился, потому что я люблю поговорить и послушать других людей, это позволяет лучше понять себя и развиться. Близка мне оказалась и тема взросления, она достаточно остро стоит передо мной – в каких-то моментах я чувствую себя взрослой, а в каких-то ещё ребёнком, который всего боится, – поделилась одиннадцатиклассница СОШ № 1 Дарья Иванченко.

Дети помладше – с 6 по 8 класс – тоже нашли для себя много полезного в такой форме подачи.

– В будущем хочу стать актёром, и для меня было полезно увидеть, как артисты передают эмоции – они так реалистично смеялись, что смеялся и я. Было интересно побыть участником происходящего, – рассказал ученик 7 класса Матвей Ворсин, который поделился с артистами даже своими самыми кошмарными снами.

Помогающая вести в зале обсуждение педагог театра Александра Никитина отметила характерные особенности юных анадырских зрителей, которые, по её словам, оказались ментально взрослее более наивных московских школьников.

Спектакль «Около музыки» Валерий Кукушкин и Аркадий Черкашин играли в малом зале Окружного Дома народного творчества, создав там раскрепощённую атмосферу. ФОТО: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ

Жизнь около музыки

Если спектакль по Льву Толстому проходил на большой сцене, то постановку «Около музыки» по одноимённому сборнику рассказов Нины Дашевской зрители смотрели в малом зале. Впрочем, просто отсидеться у них тут тоже не получилось. Им вновь предлагалась активная роль.

– Актёры спрашивали, как мы можем описать звуки, какой из них лучше передаёт ту или иную эмоцию. И каждый потом изобразил свой звук: кто-то стучал по стулу, кто-то хлопал в ладоши, а я просто наслаждался. Когда спросили, каким звуком я могу описать дружбу, в голове сразу возникла гитарная мелодия. Сами артисты на этом инструменте тоже играли очень красивую мелодию, специально написанную для спектакля. Это погрузило в атмосферу, и было ощущение, что присутствуешь на квартирнике, – считает зритель Александр Гнеденко.

Действие в этом спектакле тоже держалось на диалоге двух актёров. Только теперь партнёром Василия Кукушкина, кстати, однофамильца одного из персонажей, стал Аркадий Черкашин. Они погрузили зрителей в атмосферу связанных друг с другом историй о музыке и дружбе, которые нашли отклик не только у детей, но и у взрослых.

– Спектакль запомнился в первую очередь душевной, домашней обстановкой, этому способствовал как замечательный тёплый текст, так и атмосфера, создаваемая актёрами, а переходы от игры на сцене к игре с залом были очень органичными. Лично для меня это было не столько о творчестве, сколько о том, как человек чувствует себя в этом мире, и о том, что у него есть много возможностей познать его, – поделился зритель Кирилл, который побывал на обоих спектаклях театра РОСТА, заметив, что общение со зрителями – весьма интересная режиссёрская находка.

– Эти спектакли выросли из зрительского клуба театра, где мы читаем и обсуждаем современную детскую литературу. Два-четыре дня мы организуем читку по ролям, разговариваем, смотрим, интересно ли детям и взрослым. Если да, идём на следующий этап – строим мизансцены, организуем пространство спектакля. И третий этап – учим текст, откладываем листы – и тогда это уже мы позиционируем и представляем как спектакль, – пояснил режиссёр театра РОСТА Николай Дручик. – Будем продолжать.

Между тем

Помимо спектаклей артисты Театра РОСТА провели в Анадыре несколько встреч и мастер-классов для учителей истории, литературы, педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования, где показывали различные методики обсуждения спектаклей.

ОТ ТЮЗА К РОСТУ. Театр РОСТА в Царицыно, до прошлого лета известный как Московский областной государственный театр юного зрителя, открылся в 1930 году в качестве филиала Московского ТЮЗа. В то время это был единственный передвижной театр юного зрителя в СССР. Не так давно началась новая веха в истории театра. В 2013 году здание капитально отремонтировали, а через год его художественным руководителем стала популярная актриса театра и кино Нонна Гришаева. Она вышла на сцену в первом же сезоне в спектакле «Леди Совершенство» про Мэри Поппинс. Основную часть афиши театра занимают спектакли для детей младшего школьного возраста – постановки по классическим произведениям и сказкам, но в необычной форме. В репертуаре более 30 постановок разных жанров: мюзиклы, драмы и спектакли с элементами театра кукол. В январе 2021 года во время пожара было уничтожено большинство костюмов театра, но уже через полгода он возобновил свою деятельность.