Анадырь






-7
ощущается как -14
82.77
94.16
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Трогать разрешается

26.05.2023

В Музейном Центре хранятся фрагменты поворотного гарпуна, которым на протяжении столетий пользовались морские охотники Чукотки. После попадания в морзверя древко гарпуна легко отделялось и оставалось на плаву, соединяясь с наконечником длинным линем и сигнализируя о месте нахождения добычи. Сам наконечник благодаря асимметричной форме поворачивался в теле зверя и становился поперёк входного отверстия. Даже крупная добыча, например кит, не могла освободиться от поворотного гарпуна и постепенно теряла силы,  тем более что обычно её поражали несколько раз. ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru

В субботу, 20 мая, в округе прошла традиционная акция «Ночь музеев». В честь Года педагога и наставника её тему назвали «История и истории». О том, как жила Чукотка и развивались сами музеи, в различной форме в этот вечер рассказывали многочисленным гос­тям, пришедшим в учреждения культуры.

С крылатым предметом

В Музейном Центре «Наследие Чукотки» многие истории объединили темой «крылатого предмета». Используемый морскими охотниками поворотный наконечник гарпуна, изображённый на билетах и подарочных значках, символизировал интерес к изучению культуры и быта коренных жителей. Сначала посетителей собрали вместе в малом зале Окружного Дома народного творчества. После короткого обзора главных исторических памятников Чукотки гостей разделили на группы, которые по очереди отправились в маленькое путешествие по музею.

Одной из первых встречала площадка, посвящённая косторезному искусству Чукотки. Выставка, рассказывающая о становлении Уэленской косторезной мастерской, подробно раскрыла гостям вечера эту грань творчества коренных жителей.

С «душой народа», выраженной в национальных танцах, знакомила всех Екатерина Петрова. Она учила основным движениям чукотских, эскимосских, эвенских и даже ительменских танцев. В комнате отдыха посетители музея приобщались к «Незабытым традициям», нанося один из видов орнамента – геометрический, растительный или животный – на небольшой медальон из рога оленя.

На третьем этаже работало сразу две площадки. Гости археологической не только слушали рассказ о жизни древних людей на Чукотке, но и отвечали на вопросы викторины, а также пробовали себя в роли археологов. Каждый желающий мог достать из шкатулки артефакт и попытаться определить, из чего он сделан и для чего применялся раньше. По соседству можно было ознакомиться с различными системами письменности, например юкагирским алфавитом и знаменитыми графемами Теневиля – простого оленевода-самоучки, предпринявшего в первой трети XX века попытку создания самобытной чукотской письменности. В завершение каждый попробовал создать свою систему обозначений.

– Уже третий раз посещаю «Ночь в музее», с удовольствием хожу, потому что в городе не так много развлечений, а это весьма познавательно и развивает. О письменности новые факты для себя узнала. Такие мероприятия надо проводить гораздо чаще, – считает Евгения Ещанова.

Приятные впечатления остались и у других участников, которых в этот вечер пришло более 80.

– Каждая площадка хороша по-своему. Доступно преподносят информацию с возможностью потрогать, окунуться в этот мир, пообщаться, задать вопросы, – отметила ещё одна посетительница «Ночи» Инна Круглова.

Как пояснила заместитель директора Музейного Центра «Наследие Чукотки» Ирина Романова, в этот вечер его сотрудники рассказывали истории о самых интересных моментах в культуре и жизни древних людей и постарались сделать так, чтобы это было динамично и интерактивно.

Гости окружного музея с интересом знакомились с предметами быта древних людей, добытыми археологами. ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ

Создать экспозицию

Более 50 певекчан собрались в субботу вечером в Чаунском краеведческом музее. Здесь «Ночь музеев» решили посвятить историям чаунской тундры. Но сначала гости ознакомились с выставкой о неизвестных страницах русской графики, где в картинной галерее были представлены рисунки авангарда 1910 – 1920 годов.

По традиции программа «Ночи» началась с детского блока. Самые юные посетители увидели экспонаты из мира минералогии и палеонтологии, причём они должны были идентифицировать палеонтологический предмет, а минералы зарисовать. Затем гостей ждал фильм о пегтымельских петроглифах на интерактивном столе.

На втором этаже мастерицы показывали, как сплести национальную головнушку, изготовить своими руками традиционное женское украшение и вышить его бисером. Обучали этому искусству руководитель арт-мастерской Татьяна Туреси со своей ученицей.

На протяжении всей программы работал урок музейного дела. По словам директора музея Валерии Швец-Шуст, это наиболее интересная творческая мастерская, где раз в год посторонним людям разрешалось взять в руки экспонаты.

– Мы предлагали совершенно разнородные предметы – фотографии, предметы палеонтологии, другие экспонаты. Человеку надо было самостоятельно собрать выставку и сформулировать её концепцию. В роли экспозиционеров пробовали себя очень многие, и это было интересно, потому что выставки все получились очень концептуальные, осмысленные, – рассказала Валерия Юрьевна.

На этом «Ночь» в Чаунском краеведческом музее не закончилась. Поскольку в Заполярье на улице уже постоянно светло, программа переместилась на примузейную территорию, где многие пробовали себя в метании аркана на рога, а также вместе с артистами Екатериной Балыковской и Константином Инанто разучивали танцевальный номер о молодой нерпе. Всё действо завершилось в тематическом парке «Край земли – край настоящих людей», где можно было угоститься горячим чаем и лепёшками.

В Певеке «Ночь музеев» не обошлась без метания чаата на рога оленя. ФОТО: ЕКАТЕРИНА ВОЛОБУЕВА

Тем временем

В Билибинском районном краеведческом музее имени Г. С. Глазырина к организации акции подошли традиционно. Гостям рассказали об истории проведения «Ночи музеев», а открыли мероприятие воспитанники Билибинской школы искусств. Присутствующим показали, из чего состоит эвенский костюм, проведя конкурс рисования эвенского орнамента. Самые юные посетители приняли участие в конкурсе «Нарисуй мамонта», а взрослые – в викторине, посвящённой истории музея и его экспозиции.