Большая страна в технике «суйбокуга»
22.09.2023

Нелли ХАЛГИНОВА
halginova@ks.chukotka.ru
Более 30 свитков с картинами, посвящёнными разным регионам России, в том числе Чукотке, привезла в Анадырь художник-реставратор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Ирина Левашева. Эти удивительные работы, выполненные мастером в технике японской живописи «суйбокуга», стали основой её выставки «Моя большая страна» (0+), которая открылась в Музейном Центре «Наследие Чукотки» 14 сентября и продлится до 1 ноября.

Вдохновлённая Демидовыми
Ирина Левашева – известный в нашем округе человек, связанный с Музейным Центром более чем десятилетним сотрудничеством. За это время Ирина Анатольевна отреставрировала свыше 100 работ чукотских косторезов и гравёров, а утончённые, выполненные в восточном стиле свитки художника не раз выставлялись в залах музея. Более того, порядка 50 из них хранятся в его фондах, а один – «Моржи» – экспонируется на открывшейся вчера выставке.
Посетители музея в день её открытия смогли увидеть свитки с картинами, на которых запечатлены красивейшие уголки России – Камчатка, Чукотка, Дагестан, Байкал, Урал, Приморье, а также Москва и Ростов-Ярославский. Это монохромная живопись разных лет, вошедшая в новый проект художницы «Моя большая страна», задуманный Ириной Левашевой год назад в Москве.
Тогда же в течение всего нескольких дней она написала 49 работ, посвящённых садам и оранжереям известнейших русских предпринимателей дореволюционной эпохи горнозаводчиков Демидовых, положивших начало промышленному комплексу на Урале. Все эти произведения затем были представлены на выставке, проходившей с 20 мая по 31 июля в Нижнем Тагиле. Её название – цитата из трёхстишия японского поэта XVIII века Кобаяси Исса: «Цветы будто с небес упали – так хороши!». Одну из работ, которыми любовались в прошлом году жители Нижнего Тагила, – одноимённый триптих с изображением луговых цветов, что растут на Урале, можно увидеть и на выставке «Моя большая страна» в Анадыре.
Путешествие по картинам
Нужно отметить, что необычное название носит не только картина, написанная в Нижнем Тагиле. В 2021 году Ирина Левашева во время поездки в соседствующий с Чукоткой регион создала работы «На Камчатке развлекали нас касатки» и «Я медведя не видела. Вачкажец на Камчатке», передав свои впечатления от посещения изумительной красоты горного массива, являющегося древним потухшим вулканом.
– Сопровождающие утверждали, что тут водятся медведи. Мы действительно заметили их следы, но самих мишек увидеть не удалось. Я потом так и говорила: мы медведя не видели, зато он видел нас, – улыбается Ирина Анатольевна.
Она пишет свои произведения как с натуры, так и по фотоматериалам. Например, со спортсменом Хабибом Нурмагомедовым Ирина Анатольевна не виделась ни разу. Но во время путешествия по Дагестану она вдохновилась его фотографиями в местных СМИ. Композицию будущей работы придумала сама, в итоге получилась картина, которая и передаёт силу непобеждённого бойца смешанных единоборств, и напоминает о его малой родине.
Свитки с изображениями бурятских женщин XIX века и монаха тоже созданы благодаря снимкам – в данном случае размещённым в этнографическом сборнике. И монах, и бурятки, жившие два столетия назад, которых художник показала по-своему, получились настолько живыми, что удостоились высшей оценки пользователей Интернета, где Ирина Левашева опубликовала картины.
Художник-реставратор Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства (Москва) Ирина Левашева является членом президиума Творческого союза художников России, членом Всеяпонского общества искусства суйбокуга (Токио). Удостоена благодарности Российской академии художеств за активную творческую деятельность в области реставрации предметов старины и интерьеров культовых и гражданских зданий, а также золотой и серебряной медалей Творческого союза художников России за вклад в отечественную культуру.

По принципу «югэн»
Свои картины Ирина Левашева создаёт в технике японской живописи суйбокуга, что дословно переводится «вода, тушь, картина». В работе она применяет японские кисти, тушь и минеральные краски, а также тончайшую китайскую рисовую бумагу.
Суйбокугой Ирина Анатольевна увлекается с 2003 года, а её наставницей была художница Ямада Мидори. В 2007 году Ирина Анатольевна получила яшмовую печать мастера и творческое имя Счокрэй («Прекрасный Пион») с правом преподавания японской живописи, чему по сей день обучает желающих на базе музея, в котором трудится. Как пояснила сама Левашева, её имя состоит из двух иероглифов. Один выбран наставницей и означает «прекрасный, изящный», а второй – самой Ириной Анатольевной. «Пион – мой цветок: жизнеутверждающий, символ любви и богатства», – поделилась художник, чьи работы были представлены на 100 выставках в разных городах России и Японии, в том числе 50 – персональных.
Впрочем, впечатляют все её работы – от «Москвы» до «Приморья». Нашему округу и его людям Ирина Левашева тоже посвятила немало произведений, но на выставке представлены два из них: помимо «Моржей» это ещё и диптих «Осенняя тундра Чукотки», созданный в прошлом году.
– Я не раз бывала на Чукотке, а в 2016 году впервые посетила её осенью. И потому на моей картине именно осенняя тундра. Я постаралась передать и суровую красоту вашей земли, и её богатства, которыми она славится, – рассказала Ирина Анатольевна, уточнив, что именно подразумевается под этим понятием. Прежде всего, по её словам, это месторождения полезных ископаемых. На картине их нет, но поскольку автор – мастер японской живописи, где действует принцип югэн – «таинственность, недосказанность», зритель мысленно может дописать то, что осталось вне свитка – залежи золота, олова, серебра, меди.
– В японской живописи, которая сродни каллиграфии, одним движением нужно изобразить суть рисунка, композиции и задачу, которую ставит художник. В Стране восходящего солнца бытует понятие «таинственность, недосказанность», поэтому, когда долго смотришь на работу японского художника, как бы погружаешься в неё и путешествуешь по картине. А самый высокий пилотаж мастера – когда зритель, глядя на его работу тушью, видит цвет, – подчеркнула Ирина Левашева.
Кстати
Произведения Ирины Левашевой прекрасно оформлены дизайнером и реставратором Рашидом Казимовым, также принявшим участие в открытии выставки. «Задача оформителя в том, чтобы верно угадать тон, на который накладывается работа художника. Поскольку мы имеем дело с монохромной живописью, то передо мной стоит задача помочь зрителю раскрыть авторский замысел, – рассказал Рашид Мамедович, который, как и Ирина Левашева, является профессиональным реставратором. Нынешний его приезд в Анадырь – четвёртый по счёту. С 12 по 18 сентября художники уже отреставрировали 14 работ чукотских мастеров из фондов Музейного Центра. Кроме того, в воскресенье Рашид Казимов провёл мастер-класс по реставрации предметов из кости.