Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

С подиума на ярмарку

01.12.2023

Коллекция национальной одежды «Свежее дыхание» камчатской мастерицы Людмилы Юлтыгиной в этом году уже удостоилась высокой оценки специалистов в одной из номинаций Международной ярмарки «Сокровища Севера». ФОТО: ИА «ЧУКОТКА, ДАНИЛ ЧЕРКАЛИН

Самира АСАДОВА
asadova@ks.chukotka.ru

С этнодефиле начался 17 ноября в Окружном Доме народного творчества Первый межрегиональный фестиваль «Три сестры: Чукотка, Камчатка, Якутия», посвящённый искусствам и ремёслам северных народов, для которых всегда одним из ключевых умений было изготовление тёплой, прочной и красивой одежды из природных материалов. Вплоть до завершения фестиваля 22 ноября его участники смогли не только узнать много нового о её видах и элементах и приобрести понравившиеся экземпляры, но и научиться самостоятельно делать рукавицы, торбаза, чижи и малахаи.

Дефиле с угощением

Первой изделиями коллекции «Свежее дыхание» удивила гостья с Камчатки, председатель камчатской родовой общины «Вэнкой» Людмила Юлтыгина. Мастерица представила свой вариант осовремененной традиционной корякской одежды из натуральной замши, расписанной акриловыми красками, и аксессуаров. В этом году Людмила Юлтыгина со своей коллекцией стала победителем XI Фестиваля этнического костюма «Полярный стиль» в номинации «Лучший современный костюм с этническими элементами», прошедшего в Москве в рамках выставки-ярмарки «Сокровища Севера – 2023 – Мастера и художники России», поэтому в Анадыре её ждали с особым интересом.

Людмила Юлтыгина помимо коллекции национальной одежды привезла с Камчатки головные уборы, рукавицы, сувениры, панно и сумочки в традиционном стиле, изготовленные из кожи рыбы с отделкой из меха. морского котика. ФОТО: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ

Также внимание привлекли изготовленные камчатской мастерицей две чукотские кухлянки, расписанные на тему жизни прибрежных и кочевых жителей соседнего края, и эвенские, нымыланские и чаучевенские малахаи. Каждый головной убор оказался уникален покроем, узорами и украшениями, а также разнообразием использованных материалов, среди которых как шкуры морского котика, нерпы, оленя, так и овчина и даже современные ткани. Многим запомнились и стилизованная шапочка оленевода, сшитая из шкуры морского котика, шапки для рыбаков, которые можно надеть поверх балаклавы, и специальные рыбацкие рукавицы.

Очень эффектно выступили гости из Республики Саха (Якутия), начавшие с традиционного обряда, направленного на укрепление связи между регионами, после которого последовали национальные угощения: кумыс, кёрчэхом – десерт из сливок с ягодой, саламат – блюдо, приготовленное из внутреннего жира с добавлением муки.

– Второй раз посещаю Чукотку в рамках культурных мероприятий. По традиции мы всегда угощаем гостей, поэтому вместе с делегацией приготовили наши традиционные блюда, – поделилась якутская мастерица Лена Егорова. – Чукотские девушки согласились побыть нашими моделями, и якутские изделия из серебра – головные украшения, нагрудники, задники, пояса, серьги, браслеты и кольца прекрасно смотрелись на ваших красавицах. Также мы представили традиционные якутские женский и мужской костюмы, в которых обязательно есть украшения из серебра.

ФОТО: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ

Третьими на подиум вышли чукотские мастерицы, которые показали мужскую и женскую одежду, обувь и головные уборы, а также выступили с небольшой сценкой на чукотском языке.

– На первый фестиваль мастеров пошива традиционной одежды и изделий мы, мастерицы из Ваег, привезли верхний женский меховой комбинезон – керкер, нижние и верхние женские кухлянки, окрашенные в красный цвет по традиционной методике ольховой корой, – рассказала ваежская мастерица Светлана Коравье. – Также представили вниманию высокие и низкие женские торбаза, которые можно было увидеть в сценке на чукотском языке, повествующей о том, как жители одного из стойбищ встречаются друг с другом в новой сшитой своими руками одежде.

Все эти изделия в дни фестиваля можно было увидеть и приобрести, побывав на трёх ярмарках, – свой день был у оленеводов, морзверобоев, а ещё один объединил мастеров всех трёх регионов-участников.

– Территориально-соседская община «Лорино» представила на ярмарке не только изделия косторезного искусства – гравированные моржовые клыки, миниатюрные скульптуры, брелоки и украшения в виде серёжек и подвесок, но и работы мастериц пошивочной мастерской. Это украшения и аксессуары, одежда – жилетки и штаны, обувь – тапочки и чижи, шапки из нерпичьей шкуры, которую обрабатывают на заводе в Лорино, – поделилась мастерица ТСО «Лорино» Светлана Чайвыргина.

Помимо национальной одежды, изготовленной мастерами трёх соседних регионов, большим спросом у посетителей пользовались настенные панно, брелоки, браслеты, магниты, расписанные бисером шкатулки и лосиные рога.

Мастерицы и косторезы ТСО «Лорино»  в день ярмарки традиционных технологий и культуры морских охотников подробно рассказали о своей  деятельности. ФОТО: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ

Немало посетителей побывало и на тематических вечерах, на которых чукотские и эскимосские ансамбли выступили с небольшими концертными программами. Кроме того, большой популярностью пользовались мастер-классы, проведённые умельцами для всех желающих.

Руки – главный инструмент

По признанию многих участников фестиваля, наиболее запоминающимся стал мастер-класс гостьи с Камчатки Людмилы Юлтыгиной по пошиву национальной и современной одежды северных народов, где она обучала кроить без измерительных инструментов.

По её словам, издревле крой национальной одежды хозяйки и мастерицы выполняли без измерительных инструментов, при этом каждое меховое изделие шилось индивидуально. Этому необходимому для каждой девушки и женщины делу обучали старшие.

– Например, для раскроя шапки женщины использовали руки «заказчика». Пальцы растопыривали, прикладывали с обеих сторон к голове, а затем их рисовали на материале. После, исходя из их длины, вырисовывались боковые детали, определялась середина головного убора, чтобы закрывались и лоб, и макушка, и затылок. Это крой эвенской шапочки, которая была популярна в советское время, когда именно такие головные уборы шили для детей, – рассказала Людмила Юлтыгина.

А вот камчатский малахай, который очень схож с чукотским, кроился немного иначе: здесь середина центральной детали, закрывающей лоб, макушку и затылок была длиннее, за счёт чего получались «ушки» малахая.

– Крой обуви также индивидуален и делается без линеек. Сначала мы обрисовываем пятку на материале, а затем придаём ей овальную форму, что поз­волит сделать обувь одинаковой (в дальнейшем не нужно будет искать левый и правый торбаз или чиж). Это позволяет сэкономить время при необходимости быстро одеться и делает такую обувь более износостойкой, – отметила Людмила Михайловна.

На первый мастер-класс камчатской мастерицы пришли чукотские рукодельницы и женщины, желающие с «нуля» освоить крой и пошив национальной одежды, славящейся прочностью, экологичностью, теплом и удобством.

– На уроках им предстояло не только понять, как кроить «на коленке», но и в конце серии мастер-классов изготовить самостоятельно одно из изделий – рукавицы, торбаза, чижи, шапку понравившегося вида. И с этим практически все успешно справились, – поделилась собеседница «КС».

В завершение фестиваля участницы мастер-класса по пошиву камлейки, проходившего в течение нескольких дней под началом руководителя ансамбля «Солнышко» Людмилы Макотрик, показали результаты своей работы. ФОТО: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ