Анадырь






0
ощущается как -5
84.21
92.00
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Очень боевой народ

15.03.2024

К увлечению военным делом чукчей Александра Нефёдкина привело изучение боевых колесниц Древней Греции, конструкцию которых он сопоставил с… нартами. ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ

Нелли ХАЛГИНОВА
halginova@ks.chukotka.ru

Доктор исторических наук Александр Нефёдкин впервые в качестве лектора принял участие в семинаре на XVI литературном конкурсе имени Ю. С. Рытхэу. Жители Чукотки общались с ним в Публичной библиотеке имени Тана-Богораза, а также в Музейном Центре «Наследие Чукотки», где он выступил с четырьмя лекциями, в том числе о чукчах, когда-то ушедших в Якутию и называемых ныне заколымскими. В настоящее время учёный работает над новым изданием книги о военном деле чукотского народа.

«Летающие» воины

Александр Нефёдкин – личность на Чукотке известная, несмотря на то, что сюда он приезжает нечасто: его нынешний визит в Анадырь был всего лишь третьим. У нас известность ему принесла книга «Военное дело чукчей», вышедшая в свет в 2003 году.

– Моя основная работа – научный сотрудник лаборатории исторической антропологии Белгородского государственного национально-исследовательского университета и вторая – главный редактор военно-исторического журнала Parabellum novum, издаваемого в Санкт-Петербурге. К теме «Военное дело чукчей», благодаря которой меня знают на Чукотке, я пришёл случайно, исследуя историю древнегреческих колесниц. Поскольку сведений о них было мало, я решил сопоставить колесницы и нарты, распространённые на северо-востоке России. Нарты меня по-настоящему заинтересовали, и я решил исследовать всё, что связано с этим древним средством передвижения. В итоге получилась книга о военном деле чукчей. Работал над ней с 1998 по 2003 год, – рассказал Александр Константинович.

Интересно, что доктору наук удалось живо и занимательно написать о коренном народе региона, в котором он ни разу до этого не был. Когда книга вышла в свет, Александр Нефёдкин отправил один экземпляр в Анадырь, в библиотеку Тана-Богораза, где только спустя 10 лет состоялась её авторская презентация. А после представления книги в стенах Санкт-Петербургского государственного университета имени Герцена, чукотские студенты приобрели несколько экземпляров и переслали в регион.

Тогда же случилась и первая поездка Александра Нефёдкина на Чукотку, в ходе которой он собрал материал, использованный затем при подготовке издания «Военная культура чукчей», опубликованного в 2017 году. В том же году «Военное дело чукчей» издали повторно. Повышенный интерес к работе понятен. Во-первых, это была первая в историографии книга, специально посвящённая военному делу чукчей. Во-вторых, она содержала новый взгляд на историю народа, который в массовом сознании представлялся слишком упрощённо, а подчас и комично (вспомним советские анекдоты).

«Вот как в донесении в тобольскую канцелярию (1732 г.) характеризовал этот народ его непримиримый противник капитан Д. И. Павлуцкий: «Чукчи – народ сильный, рослый, смелый, плечистый, крепкого сложения, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают. Стреляют из луков и бросают камни, но не очень искусно», – писал Александр Нефёдкин. Добавим, что Павлуцкий 21 марта 1747 года был разбит и погиб в бою с немирными чукчами недалеко от нынешнего села Марково.

Лекции в Музейном Центре «Наследие Чукотки» в какой-то степени продолжили эту тему. Когда доктор исторических наук поделился своей версией о судьбе так называемых заколымских чукчей, ушедших с территории современной Чукотки за Колыму – в соседнюю Якутию, где они кочевали между этой рекой и Индигиркой, некоторые слушатели стали рассказывать учёному о «летающих» во время сражений предках.

– Надеюсь, что четвёртое издание книги «Военное дело чукчей» всё-таки будет, поэтому сейчас собираю материал для этой книги. Устные истории о «летающих» воинах меня заинтересовали. Как пишут в интернете, давным-давно у чукчей использовался такой приём: один воин становился на два копья, стоящих параллельно друг другу, остальные мужчины поднимали эти копья и подбрасывали человека, как с батута, направляя его «полёт» в сторону врага. Ни в фольклоре, ни у Тана-Богораза подобных историй я не находил, тем не менее вести исследования в этом направлении нужно, – считает Александр Нефёдкин.

Немного о заколымских

– Чукотский фолькор рассказывает, что где-то в районе современного Рыркайпия возникла вражда между предводителями Крехаем и Еррувой, переросшая в настоящую войну. Это, кстати, один из немногих примеров, когда чукчи воевали с чукчами. Обычно какие-то недоразумения между собой они решали мирным путём, но в этом случае не получилось. И, поскольку группировка Крехая была малочисленной, ему со своими людьми пришлось уйти вначале на запад Чукотки, затем – в Якутию. Когда именно это произошло, можно судить по записям русского исследователя и путешественника Фердинанда Врангеля, побывавшего на Чукотке в 1820 – 1824 годах. Опираясь на рассказы местных жителей, он пишет, что 200 лет назад между чукчами была война. Это единственный источник, из которого можно узнать условную дату ухода Крехая и его людей с территории Чукотки – примерно 1620 год, – рассказал учёный.

Чукчи, придя на территорию между Колымой и Индигиркой, где тогда жили юкагиры, после кратковременной вражды наладили с ними мирные отношения. И когда русские казаки прибыли туда в 1642 году, стали союзниками юкагиров, выступив против пришельцев одним фронтом. Апогеем вражды между заколымскими чукчами и казаками стали 1660 – 1680 годы. Чукчи нападали на казаков, стараясь нанести вред Нижнеколымскому острогу. Такая ситуация продолжалась до 1710 года и, как написано в отчёте, «подъезжали к Нижнему ковымскому зимовью воровские чукчи с обманом; и из тех чюкоч поиман один человек, чюкоцким названием Ниткаль». После этого упоминаний о них долго никто не находил.

– Исследователи полагали, что большое количество чукчей погибло из-за эпидемии или же они ушли на свою родину. Но в 90-е годы прошлого века новосибирский учёный Александр Элерт (1954 – 2022), работавший в архивах, нашёл в сибирских дневниках немецкого исследователя Герхарда Миллера (автора первого в истории научного труда о Сибири «История Сибири», изданного в 1750 году) сведения о том, что здесь на самом деле произошло. По моей просьбе Александр Христианович перевёл фрагменты записей с немецого на русский язык, и выяснилось вот что. Периодически между заколымскими чукчами и чукчами, живущими на территории современной Чукотки, случались столкновения. Так как первых было меньше, они решили двинуться на запад и дошли до Таймыра, совершив этот переход с 1716 по 1721 год. В это время заколымские чукчи вступали в борьбу с русскими, якутами, самоедами (тавгами) и тунгусами (эвенами), по территории которых продвигались. И когда они, наконец, дошли до Таймыра, из 500 человек в живых остались только три семьи. Вот почему, совершив грандиозный переход с территории близ Нижней Колымы до Таймыра, заколымские чукчи, или сюпся, как их называли местные жители, исчезли. И только потом, когда в середине XIX века нижнеколымская администрация разрешила чукчам, живущим на территории современной Чукотки, перейти Колыму и поселиться между этой рекой и Индигиркой, «настоящие люди» опять появились в этом районе. Жили они здесь до времени коллективизации. Потом большая часть зажиточных, имеющих много оленей, чукчей вновь ушла на Чукотку. А оставшиеся в Якутии живут близ Колымы, в частности в посёлке Черском, – заключил Александр Нефёдкин.

Справка «КС»

Александр Нефёдкин родился в 1968 году в Ленинграде. С отличием окончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета в 1994 году. Там же в 1998 году защитил кандидатскую диссертацию «Боевые колесницы в Древней Греции (XVI – I вв. до н. э.)». Докторскую диссертацию «Конница эпохи эллинизма (военный и социальный аспект)» успешно защитил в октябре 2007 года в Ставропольском госуниверситете. В марте 2018 года Нефёдкин получил первую премию XII литературного конкурса имени Ю. С. Рытхэу в номинации «Публицистика» за тетралогию книг по истории и культуре Чукотки, изданных в 2016 – 2017 годах. Он автор более 280 научных и научно-популярных работ по военному делу, включая 30 монографий.