Столько счастья привалило!
22.11.2024

Инна ГЛАДКОВА ФОТО АВТОРА
gazeta@ks.chukotka.ru
В посёлке Эгвекинот в Центре досуга и народного творчества состоялась премьера спектакля «(Не)реальная история». Желающих приобщиться к искусству лицедейства оказалось настолько много, что пьеса по мотивам произведения Анастасии Матрохиной шла дважды – сначала в 5, а затем в 7 часов вечера.
Что можно сказать о новой постановке? Как всегда, в выборе пьесы, в декорациях, реквизите зрители увидели авторский почерк режиссёра Любови Шпомер, которая возглавляет Народный драматический театр с 2008 года. На сцене минимум мебели, никаких посторонних предметов, которые бы не использовались. Если это стул, то на нём обязательно посидят, если тахта, то на ней полежат, а на хрустальном шаре – погадают. По ходу действия героини спектакля вкушают пищу, и здесь тоже нет никакой бутафории – свежий хлеб и сало для артистов предоставили местные предприниматели.
Всё действие происходит в одних декорациях, которые по ходу пьесы не меняются. Кстати, и большинство действующих персонажей всё время остаются на сцене, то вступая в диалог, то выполняя функцию «стаффажных» фигур.
С ролями, как посчитали многие из зрителей, артисты народного театра справились. Некоторые были настолько естественны в своих образах, что казалось, будто автор создавал героев под конкретных актёров.
Итак, роли в «(Не)реальной истории» исполнили:
Яжемать сЫночки – Татьяна Чай; Дама, у которой есть всё, – Ольга Отинова; Мать-одиночка, уборщица – Кристина Белозорова; молодое поколение – Елизавета Кириллова; мадам Засирулина – Наталья Степанова; городская сумасшедшая Любаша – Ирина Гуркина; секретарь Эльвира – Анна Чемякина; Яснодышащая (в миру Зинаида) – Анастасия Глотова.
Директором спектакля была Галина Тойкина, звукорежиссёром – Александр Тойкин, мастером по свету – Евгений Прибылев, костюмером – Светлана Заплаткина. За конферанс отвечала Елена Катаева.
Что сказать о самой пьесе? По жанру «(Не)реальная история» – лёгкая комедия, в которой, однако, есть определённая мораль. Это история о женщинах, ищущих решения своих проблем и счастья. О женщинах, измученных материальными заботами, неустроенностью личной жизни, тревогами по поводам явным и надуманным.

Действие происходит в квартире, снятой на короткий срок. В ней ведёт приём ясновидящая, яснослышащая, яснодышащая гадалка, допуск к которой предоставляет экзальтированная секретарша Эльвира. С первых минут зрителю понятно, что перед ними две аферистки, а анкеты, которые заполняют клиентки (мужчин целительница душ категорически не принимает), отвлекают внимание. Да и сама услуга, которую оказывает Яснодышащая, трактуется весьма туманно: якобы, пообщавшись с духами, она решит проблемы, сделав людей счастливыми. И здесь для спекуляций громадное поле возможностей.
На деле «ясновидящая» и её секретарша разыгрывают якобы случившееся убийство гадалки, и перепуганные клиентки платят по 50 тысяч рублей, чтобы секретарша вызвала полицию после их ухода и скрыла, что они находились в квартире во время совершения преступления.
Кульминацией является появление местной сумасшедшей Любаши, которая вваливается на чужую жилплощадь в поисках ма-а-аленькой собачки. Рассматривая присутствующих в бинокль и тыча в них зонтиком, она то предрекает замужество, то даёт совет завести слепую кошку, а потом удаляется с требованием зайти к ней за животинкой.
Многодетная владелица клининговой фирмы, живущая в этом же подъезде, поясняет, что у Любаши 22 кошки и 16 собак, но она как Ванга – тоже, мол, просветлённая. Однажды вцепилась в неё и не пустила в автобус, а тот через две остановки попал в аварию.
Женщины медленно приходят в себя. Дама, у которой есть всё, внезапно понимает, как сильно её любит муж. Уборщица решает выйти замуж за турка и работать в его цветочном магазине. Яжемать и представительница молодёжи выясняют, что сЫначка и интернет-жених – одно и то же лицо, и решают дружно его между собой поделить.
А вот приехавшая из деревни, уставшая в дороге и проспавшая на тахте большую часть времени Засирулина неожиданно обогащается. Она невольно становится свидетельницей чудесного воскрешения Яснодышащей и слышит все подробности провёрнутой не в первый раз аферы. За молчание она «отжимает» у мошенниц приличный куш и отбывает обратно к мужу-алкоголику.
Вот такая лёгкая история, заставившая зрителей не раз смеяться над удачными репликами, колоритными персонажами, неожиданными поворотами сюжета. И хотя мне, например, так и осталось непонятно, считает ли автор общение с духами и предсказание будущего чистой воды галиматьёй либо оставляет пространство для разных мнений, общую идею поиска счастья я разделяю. Вот только у каждого оно своё, и только ты сам можешь понять, в чём оно заключается.
Как сказала одна из героинь пьесы: «Хорошо, что столько счастья привалило, главное, что не раздавило!».
Драматический театр в посёлке Эгвекинот был основан в 1962 году. Первым его руководителем и режиссёром стала Лариса Кожеченкова, а дебютной работой – спектакль «Чемодан с наклейками» по пьесе Д. Угрюмова. В 1974 году коллектив получил звание народного. За время существования театра было поставлено более 70 спектаклей, а через актёрскую труппу прошло свыше 145 человек. В 2009 году на базе народного театра начала работу детская театральная студия «Калейдоскоп». За последние три года актёрский состав почти не изменился, а если кто-то всё же принимал решение выехать в ЦРС, то его место занимали молодые артисты. В Эгвекиноте свой театр очень любят. Центр досуга и народного творчества, при котором работает труппа, постоянно пополняет фонд театральных костюмов, приобретает реквизит и изготавливает декорации к новым спектаклям.