В сообществе равных
23.05.2025

Андрей НОСКОВ
gazeta@ks.chukotka.ru
С 2023 года, когда чукотское региональное отделение Союза художников России возглавила директор Уэленской косторезной мастерской Александра Ныпевги, ряды организации существенно пополнились представителями нашего округа, преимущественно косторезами и гравёрами. Только с начала текущего года численность реготделения увеличилась почти на треть и сейчас составляет 23 человека. Все вновь принятые в Союз мастера работают с материалами традиционным способом, характерным для уэленской школы косторезного искусства, хотя некоторые из них и не являются жителями самого восточного населённого пункта Евразии.
Уникальная семья
Как ранее сообщал «КС», в 2024 году членами Союза художников России стали известные уэленские мастера Максим и Марина Эргиро, Зоя Гемауге, Александр Таёргин, Наталья Умкина (Гоном), Александр Тынетегин и Александр Эйнетегин. В этом году в Союз приняты их коллеги уэленцы Вероника Эргиро, Павел Каляч и Роман Кейнон, косторезы из Лорино Владимир Аляпаак, Билибино – Александр Рультырей и Анадыря – Надежда Ионова и Ольга Манасбаева.
– Вероника Эргиро – потомственный художник, родилась в семье известных уэленских косторезов Максима и Марины Эргиро, которая, к сожалению, не так давно ушла из жизни. Сразу после школы пришли они в мастерскую и всю жизнь проработали вместе. Максим был резчиком, а Марина – гравёром, – рассказала директор Уэленской косторезной мастерской, председатель Чукотского регионального отделения Союза художников России Александра Ныпевги. – Веронику, младшую из трёх своих дочерей, родители с малых лет обучали тайнам профессии, и своё мастерство она демонстрировала с юных лет, принимая участие в зональных выставках в Хабаровске. Девушка получила профессиональное косторезное образование в Чукотском многопрофильном колледже, где её преподавателем была Надежда Ионова, и во время учёбы неоднократно участвовала в Дельфийских играх, на которых её работы дважды отмечались золотыми медалями, а также удостаивались бронзы.
От отца Вероника переняла мастерство резчика, а от матери – гравёра и поэтому может работать по двум этим направлениям. Среди работ Вероники, безусловно, особо выделяются мамонты, которых она мастерски вырезает из позвоночной пористой кости.
По словам Александры Ныпевги, брат девушки Антон Эргиро, знаменитый чукотский танкист с позывным «Дежнёв», отличившийся в боях специальной военной операции и награждённый накануне 80-летия Великой Победы шестой боевой медалью, тоже хорошо рисует и режет по кости.
– Конечно, очень хотелось бы, чтобы и Антон после окончания службы влился в коллектив Уэленской косторезки, – добавила Александра Валерьевна.
Кстати
Уэленские мастера готовятся в сентябре представить Чукотку на юбилейном Восточном экономическом форуме во Владивостоке, а в октябре – на Международной выставке косторезного искусства в Магадане. Также им поступило официальное приглашение вновь посетить Казахстан в 2026 году с персональной выставкой работ. В перспективе – участие в очередной выставке «Сказ на бивне мамонта», которую планируется провести в Японии в 2028 году.
Традиции – основа мастерства
– Павел Каляч и Роман Кейнон достаточно молодые резчики, обоим нет ещё и сорока. Они работают в традиционном направлении и достигли весьма существенных высот в косторезном искусстве, – продолжила Александра Ныпевги. – Павел Калач, который трудится в Уэленской мастерской сравнительно недавно, с 2017 года, хорошо чувствует и умеет выразить в скульптуре динамику, движение человека или животного. Он идеально копирует работы наших знаменитых, уже ушедших мастеров, буквально один в один, так, что их невозможно отличить от оригинала. Среди его работ – «Борьба за невесту», «Высадка в шторм», за которую он был награждён серебряной и бронзовой медалями. Так что за восемь лет он достиг больших успехов и постоянно совершенствует своё мастерство. Кажется, что для него нет ничего невозможного, настолько он чувствует материал, что очень важно для резчика по кости.
Роман Кейнон, как отметила Александра Ныпевги, отличается тем, что весьма умело воспроизводит из подручного материала животный мир Чукотки – моржей, медведей, волков, оленей, собак. Просто изумительно получаются у него собачьи и оленьи упряжки.
Из молодых художников и Владимир Аляпаак, работающий в косторезной мастерской территориально-соседской общины «Лорино» и тоже продолжающий семейную традицию. Его дядя Олег трудился в Уэленской мастерской, но предпочёл профессию морзверобоя в ТСО «Дауркин». Он замечательно изготавливал сувенирные ножи из кости, которые представляли собой настоящие произведения искусства.

Тематику определяет место
– А вот Александр Рультырей, работающий в Билибино, уже достаточно зрелый и по возрасту, и как художник, что чувствуется в его работах, – заметила Александра Валерьевна. – То, что он живёт в Билибинском районе, который по своей природе и животному миру отличается от побережья и тундры, сказывается и на творчестве мастера. Он вырезает фигуры лосей, деревья, любит работать с рогом снежного барана, с бивнем мамонта. Кость при этом может быть различная, но он умеет сочетать разные материалы, передавая динамику и характер животного – того же медведя среди кустарника, выстроить сюжетную линию в том или ином произведении. Одним словом, работает на высоком профессиональном уровне.
При этом собеседница «КС» обратила внимание, что косторезную школу Александр Рультырей проходил именно в Уэленской мастерской – ещё в советское время, когда там работали те мастера, которых сегодня мы называем классиками. С другой стороны, он много почерпнул и у магаданских косторезов, включая умение передавать на кости как флору – деревья, кустарник, листву, так и фауну, копируя изображаемого животного в полном соответствии с тем, как оно выглядит в реальности.
Живая преемственность
– Ольга Манасбаева – личность на Чукотке известная и уникальная. Уже в молодые годы она вела уроки косторезного мастерства, и я тоже многому у неё научилась. Прежде всего, Ольга Карабаевна умеет рисовать, а рисунок – это азы, это начало начал в нашей профессии, – отметила Александра Ныпевги. – Она из тех мастеров, кто предпочитает работать по кости традиционным способом, хотя может использовать и современные методики, в этом отношении ей подвластно всё. Вскоре Ольга Манасбаева будет представлять Уэленскую косторезную мастерскую в Ханты-Мансийске, где проведёт в том числе и мастер-класс, потому что знает абсолютно всё, что касается нашей профессии и особенностей чукотской косторезной школы. Неслучайно она входила в состав жюри выставки «Сокровища Севера» в 2024 году.
Ещё один новый член Союза художников России – Надежда Ионова, бывшая ученица Ольги Манасбаевой. Сегодня девушка уже сама преподаёт косторезное искусство в Чукотском многопрофильном колледже, так что преемственность у наших известных мастеров есть.