Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ИЗУЧАЯ, СБЕРЕГАЮТ

14.08.2020

Эти крошечные птицы весом не более 40 граммов преодолевают до места зимовки в Юго-Восточной Азии более 5 тысяч километров. Анастасия ВИДИНЕЕВА,
Юлия ДАРКОВА фото
vidineeva@ks.chukotka.ru

Новое сокращение численности краснокнижного кулика-лопатня в окрестностях Мейныпильгыно по итогам этого полевого сезона зафиксировали орнитологи Русского общества сохранения и изучения птиц. Популяции других видов куликов, гнездящихся на Чукотке, тоже уменьшаются, к сожалению, констатируют учёные, которые вот уже 20 лет занимаются изучением и сохранением редких птиц в нашем регионе.
Евгений Сыроечковский: «Если бы не решение КНР прекратить осушение Жёлтого моря, кулик-лопатень исчез бы первым». НАХОДКИ В ПОЛЕ
– Изначально нашей задачей была инвентаризация белых пятен на карте Чукотки и изучение редких видов, –рассказал генеральный директор Русского общества сохранения и изучения птиц Евгений Сыроечковский. – Первый полевой сезон в Мейныпильгыно прошёл ещё в 2001 году. Тогда в поле зрения в большей степени были гуси, но кулик-лопатень сразу обратил на себя внимание. В то время о нём, кроме того что это редкий вид, почти ничего не было известно. Мы сразу поняли, что с птицей что-то не так. Нашли меньше, чем ожидали, а в некоторых местах и не встретили вовсе.
С тех пор кулик-лопатень настолько завладел вниманием учёных, что, по словам Евгения Сыроечковского, проект
по его изучению стал наиболее крупным на территории Российской Арктики. Параллельно орнитологи наблюдают и за другими птицами, тем более что только одних куликов на территории Чукотки обнаружено 25 видов. По ходу полевых сезонов накапливались новые данные и даже происходили открытия. К примеру, на южной Чукотке был обнаружен ранее неизвестный очаг гнездования исландского песочника, а также морская птица с необычным названием и видом – большая конюга. Новым словом в орнитологии стало доказательство кольцевой миграции зуйка-галстучника, который с Чукотки долетает до Нила и обратно через всю Евразию. – На южной Чукотке за годы наблюдений не только нашли ранее неизвестные районы гнездования многих видов птиц, но и отметили расширение ареалов к северу, связанное, предположительно, с потеплением климата. Впервые доказано гнездование на Чукотке американского пепельного улита (тоже вид кулика). Сейчас готовим к выходу монографию «Птицы южной Чукотки», – рассказал Евгений Сыроечковский.
Ещё много важных для науки деталей уточнили в ходе многолетних сезонов наблюдений орнитологи. К примеру, опровергли представление о том, что морские птицы концентрируются в основном в районе Чукотского полуострова (где находятся Чукотский и Провиденский районы), описав самые большие птичьи базары между рекой Аин и мысом Наварин и к северу до посёлка Беринговского. На одном из них длиной в 70 километров насчитывается до миллиона птиц. Эта территория, кстати, с началом работы природного парка «Земля кулика-лопатня» станет особо охраняемой.

КИТАЙ УСЛЫШАЛ УЧЁНЫХ
К редким на Чукотке относятся несколько десятков видов птиц. К огорчению исследователей, в эту категорию стремятся попасть и некоторые другие.
– За последние 10 лет на Чукотке и повсюду в Восточной Азии наблюдается сокращение численности ряда видов: реже на 60-70 % стали встречаться, к примеру, большой песочник и малый веретенник, –поделился Евгений Сыроечковский. – Это определённо связано с неблагоприятными условиями в местах пролёта на зимовку. Кстати, это же представляет серьёзную угрозу и для кулика-лопатня.
Перелётным птицам, гнездящимся на Чукотке, зимовать приходится далеко на юге – в Таиланде, Саудовской Аравии, Австралии и даже Новой Зеландии. Путь миграции неблизкий, и на маршрутах их подстерегает много опасностей. Одну из них представляет активная хозяйственная деятельность человека. На территории Юго-Восточной Азии есть стратегически важные остановки для пополнения сил пернатых. Но, из-за осушения, к примеру, Китаем Жёлтого моря для развития сельского хозяйства, в привычных местах «дозаправки» не стало корма и возможности отдохнуть. Птицы вынуждены искать новые участки или просто продолжать путь. В результате у некоторых просто не остаётся сил долететь, выживают лишь немногие. К примеру, тот же кулик-лопатень весом около 40 граммов преодолевает до места зимовки более 5 тысяч километров.
Развитие экономики КНР чуть не обернулось экологической катастрофой, пока государство не прислушалось к голосу природоохранных организаций и не ввело несколько лет назад мораторий на дальнейшее преобразование побережья своей страны.
– Если бы не это решение, кулик-лопатень исчез бы первым, а вслед за ним многие другие виды перелётных птиц, – убеждён Евгений Сыроечковский. – Успешность их миграции очень зависит от состояния приливно-отливных зон. И если на территории Китая теперь строго следят за тем, чтобы их перестали осушать, то в Северной Корее продолжают это делать, причём в последние два года очень активно. Это одна из возможных причин сокращения популяции кулика-лопатня на Чукотке, которую мы наблюдали в этом сезоне. Меньше птиц, чем обычно, вернулось ещё в прошлом году, хотя до 2018-го численность росла. Мы надеялись, что это сезонное колебание, но в этом году, кроме меченых нами взрослых птиц, вернулись всего четыре – это очень мало.
Таких дальних мигрантов, как кулик-лопатень, очень сложно охранять. Это требует международного сотрудничества на государственном уровне. Кстати, в Бангладеш, Вьетнаме, Китае и Таиланде учёные тоже встречают куликов и стараются их уберечь.
А в Новой Зеландии и Австралии есть даже специальные госпрограммы для охраны этих птиц.
Орнитологи убеждены: чтобы  уберечь  от исчезновения краснокнижный вид, необходимо международное сотрудничество  на государственном уровне.

Кстати

Конечно, свои «недруги» есть у куликов и на Чукотке. В этом сезоне наблюдатели отметили большую активность разных разорителей гнёзд – от сусликов до лисиц. А распространившиеся за последние годы в районе Мейныпильгыно вороны, по предположению учёных, даже стали «специализироваться» на куликах.