Первые люди на «птичьем базаре»
27.08.2021

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru
Специалисты Российского общества сохранения и изучения птиц (РОСИП) начали этим летом на Чукотке новый долгосрочный проект по изучению «птичьих базаров» в районе мыса Наварин. Эти известные своими штормами места, практически недоступные для высадки с моря, орнитологи никогда раньше не посещали, хотя там гнездится крупная колония птиц, достойная отдельного исследования.
Море теплеет, и это проблема
– Последнее время в связи с глобальными изменениями климата вода Берингова моря теплеет, и это проблема. Но выяснилось, в частности благодаря спутниковым снимкам термографами, что в районе Мейныпильгыно – Наварин вода не теплеет, а значит, в этом регионе сохраняются стабиль-ные условия для того, чтобы существовали «птичьи базары», в отличие практически от всех других мест. И есть шанс, что с колоний морских птиц, которые уже деградируют в смежных регионах, например на Аляске и севере Чукотки, из-за изменений климата птицы будут перелетать в эту часть. Это вызывает особый интерес в научной среде, поэтому мы запланировали этот новый проект, ко-торый подразумевает изучение «птичьих базаров» мыса Наварин именно с суши, – рассказал коор-динатор проекта, член правления РОСИП Андрей Максимов.
«Мы все были в касках»

Вместе с опытными орнитологами Натальей Емельченко и Дмитрием Низовцевым, а также биологами Надеждой Дорофеевой и Иваном Квасовым Андрей Максимов, дождавшись в Мейныпильгыно подходящей погоды, вышел в море. С помощью катера и надувной лодки группа успешно высадилась на узкий берег с высокими скалами в районе мыса Наварин. К приятному удивлению учёных, участок суши позволил пройти по нему и понаблюдать многокилометровые «птичьи базары» от устья реки Пика на западе до оконечности мыса на востоке. За девять дней работы экспедиция справилась с её главной задачей – было заложено 10 площадок для дальнейшего наблюдения за птицами.
– Пройти все доступные участки «базаров» оказалось непростой задачей – мешал прибой, сверху сыпались камни, поэтому мы все были в касках. Нашли самые репрезентативные места, где было больше всего птиц конкретного вида или самое большое разнообразие видов, которые лучше всего будут иллюстрировать изменения «базаров». Эти участки на скале должны быть легко найдены, поэтому выбирали такие, где несложно обозначить границы. Небольшие мониторинговые площадки по 150-200 метров сфотографировали, зафиксировали их GPS-координаты, посчитали внутри птиц и провели суточные наблюдения за ними с видеофиксацией, – рассказала о методике работы участница экспедиции кандидат биологических наук Надежда Дорофеева. – Самыми многочисленными обитателями «птичьих базаров» оказались моевки, кроме них довольно много глупышей – маленьких альбатросов, немало ипаток, чистиков, встречались тонкоклювые и толстоклювые кайры. Топорки тоже были, но они гнездятся очень глубоко в расщелинах и труднодоступны для наблюдения, хотя мы посчитали, сколько их туда залетало. Попадались беринговы бакланы и разные виды чаек, но не только на скалах, а и вдоль берега.
Без красных приливов
Понаблюдали учёные и за мимопролетающими птицами, кормящимися у мыса, хотя порой этому мешали туманы. Также была проведена оценка колебаний суточной активности у постоянно находящихся на «базарах» птиц. Такое поведение наблюдается не у всех. К примеру, ипатки улетают за рыбой далеко в море и появляются на скалах лишь раз в неделю. Также орнитологи провели оценку успешности гнездования – сколько из птиц откладывают яйца.
– Для меня было интересно наблюдать, как ипатки периодически садятся не там, где гнездятся, а где удобнее – подлетают к скале и стараются уцепиться за маленький выступ, карабкаются и падают. Наблюдала сцены, когда птицы сидят бок о бок, чуть ли не на головах друг у друга, идут постоянные конфликты за территорию, – добавила Надежда Дорофеева, которая к тому же является членом Союза кинематографистов России. – В планах сделать небольшой документальный фильм о «птичьих базарах» Наварина в рамках международного проекта по изучению навигации и ориентации птиц. У нас уже есть договорённость с продюсерским центром «Красный квадрат» (крупный медиахолдинг, расположенный в Останкино, который принимал участие в создании фильма о кулике-лопатне. – Прим. ред.)
Кроме непосредственного изучения птиц, попутно велись и другие исследования.
– Мы брали для последующего анализа в Москве пробы воды на предмет изучения красных приливов, которые в прошлом году наблюдались на Чукотке и Камчатке. Искали в этом году их признаки, смотрели, есть ли погибшие животные и птицы. Их очень мало в этом году. Признаков интенсивных не нашли, скорее всего, их нет, год в этом отношении благоприятный, – рассказал участник экспедиции кандидат биологических наук Иван Квасов. – Но, например, мы не встретили в этом месте моржовых лежбищ там, где они обычно были. Возможно, животные не пришли из-за прошлогодних красных приливов, надо наблюдать дальше.
Результатами первой, по словам участников, «пристрелочной» экспедиции, все очень довольны. Конечно, серьёзные научные выводы о состоянии и динамике «птичьих базаров» мыса Наварин можно будет делать лишь через несколько лет исследований, но уже сейчас ясно – эта территория достойна не только отдельного изучения, но и особого статуса.
– Безусловно, заслуживают сохранения «птичьи базары» мыса Наварин и других районов Южной Чукотки. Они должны быть включены в состав природного парка «Земля кулика-лопатня», который охраняет не только места гнездования этого уникального кулика, но и другие компоненты экосистем Южной Чукотки, – солидарен с Андреем Максимовым и идейный вдохновитель экспедиции руководитель РОСИП Евгений Сыроечковский.
Работа по созданию парка «Земля кулика-лопатня», поддерживаемая окружными властями, близится к завершению. Планируется, что особо охраняемая территория объединит земли около Алькатваама, Мейныпильгыно и Хатырки.
Кстати
Исследователи в районе мыса Наварин отметили любопытный факт. В связи с сохранением холодной воды здесь образовалось большое прибрежное скопление серого кита – по словам исследователей, самое крупное в России. Морских исполинов у Наварина настолько много, что их приходилось аккуратно объезжать на подходе к мысу.