По следам чукотского толсторога
28.08.2021

Нелли ХАЛГИНОВА
halginova@ks.chukotka.ru
Участники совместной экспедиции Чукотского арктического научного центра и Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН (г. Якутск), которая в эти дни завершает свою работу, собрали биологический материал чукотского подвида снежного барана для дальнейшего проведения генетических и иных исследований. По следам чубука или толсторога, как ещё называют этот вид парнокопытных, обитающий в Анадырском районе, учёные отправились в начале августа вместе с опытным проводником.
Назад к баранам Железнова
Созданная в декабре прошлого года Автономная некоммерческая организация «Чукотский арктический научный центр», которую возглавил специалист по морским млекопитающим Денис Литовка, недавно заключила соглашение с Институтом биологических проблем криолитозоны о научно-техническом сотрудничестве. Их первой совместной работой как раз и стала экспедиция по исследованию снежного барана с его двумя подвидами – краснокнижным корякским (чукотским) и более многочисленным якутским, обитающими в нашем округе.
– Коллеги из Якутии подобными исследованиями занимаются давно, причём с применением самых современных методов. В то же время им есть чему поучиться у чукотских специалистов, – отметил заместитель директора Чукотского арктического научного центра Евгений Минчак. – Экспедиция, в состав которой вошли сотрудник нашего Центра Мария Семерикова, а также исследователи из Якутии – геоботаник, доктор биологических наук, спасатель международного класса Евгений Николин и криобиолог, кандидат биологических наук Николай Мамаев, работала в Анадырском районе в тесном взаимодействии с опытным охотником, жителем села Чуванское, Валерием Домрачевым. В прежние годы он сотрудничал с известным учёным, доктором биологических наук Николаем Железновым – признанным корифеем в исследовании чукотского подвида снежного барана. Но с тех пор прошли десятки лет и данные, конечно, требуется обновить. Самое же главное заключается в том, что генетические исследования биоматериала снежного барана на Чукотке не проводились никогда. А ведь именно эти данные позволяют вернуться на тысячелетия назад и узнать прошлое вида, чтобы с определённой долей вероятности спрогнозировать его будущее – хотя бы на ближайшие 30 лет.
Актуальность работы экспедиции, по словам учёного, состоит и в том, что сейчас у генетиков уже накоплен значительный объём материала со всех территорий обитания снежного барана, за исключением Чукотки. И когда собранные в регионе пробы будут доставлены в Москву, удастся закрыть большое белое пятно в генетических исследованиях этого животного.

Справка «КС»
Снежный баран (лат. Ovis nivicola – «баран, обитающий в снегу») или чубук, или толсторог – вид парнокопытных из рода баранов. Распространён в Восточной Сибири.
Немногочисленные ископаемые останки снежного барана обнаружены в отложениях плейстоцена и голоцена, их возраст может достигать 100 тыс. лет.
Редким подвидом считается чукотский снежный баран, который отличается более крупными по сравнению с собратьями размерами (длина тела – до 188 см, вес до 150 кг). Встречается на Анадырском плоскогорье, в Бараньих горах Чукотки, хребтах Пикульней, Чантальский и в некоторых других местах. Охота на него запрещена. Якутский снежный баран отличается более светлым окрасом шкуры и меньшими размерами. Этот подвид более многочисленный.
Два берега – два подвида?
– Собранный биологический материал будет передан в лабораторию Всероссийского института животноводства, – уточнил Евгений Минчак. – Результаты этих исследований планируем опубликовать в научных журналах. Но главная наша цель – уточнить численность популяции снежного барана на Чукотке, ареал обитания и пути миграции, чтобы в дальнейшем можно было рассчитать годовой естественный прирост, что необходимо для определения квоты на добычу (в настоящее время на Чукотке она составляет 14 особей якутского подвида в год).
По итогам научной экспедиции её участники ответят и на другой важный вопрос: на самом ли деле в гористых местностях Чукотки вместе с промысловым якутским подвидом снежного барана встречается и его более крупный краснокнижный чукотский собрат, природным разделителем ареала обитания которых считается река Еропол? Подобные исследования на Чукотке также, к слову, ни разу не проводились.
– С помощью коренных жителей мы это определим, и, надеюсь, наш пилотный проект перерастёт в многолетний. Главное – найти и «поставить репер» – исходную точку, от которой мы сможем отталкиваться и затем видеть динамику, чтобы говорить об изменении численности, ареалов обитания животных, потому что в Арктике многое меняется – и природа, и экология, – продолжил учёный. – Любой вид животного уникален тем, что когда-то он был создан природой, и эту уникальность нельзя потерять. Именно поэтому исследования в сфере экологии полезны всем и в первую очередь местным жителям, которых мы и привлекаем к сотрудничеству. Так, участвующий в экспедиции Валерий Домрачев – человек с огромным опытом, взаимодействует с экспедицией, поскольку беспокоится, что будет с промысловым видом снежного барана, на добычу которого ежегодно получает лицензии, поэтому он напрямую заинтересован в росте популяции этого животного. И это замечательно, когда и власть, и наука работают совместно с общинами коренных жителей над непростыми задачами сохранения и рационального использования природных ресурсов региона. Здесь я вижу прекрасный пример сотрудничества и надеюсь, что у нас всё получится – будут научные отчёты и публикации, будет выделяться квота на основании данных о численности снежного барана и генетических экспертиз.