Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Белый и непушистый

14.01.2022

Белые медведи пришли к селу Рыркайпий вслед за моржами в 2007 году. Сейчас на берегу порой их можно видеть десятками.  ФОТО: ИЗ АРХИВА ЗАПОВЕДНИКА «ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ»

Самира АСАДОВА

asadova@ks.chukotka.ru

 

На состоявшейся в октябре прошлого года в Анадыре научно-практической конференции «Вселенная белого медведя» было принято решение объявить 2022 год на Чукотке годом белого медведя. Умка давно стал символом нашего региона, но многие ли представляют, что это за зверь, каковы его повадки и насколько он опасен. Об этом мы поговорили со старшим научным сотрудником Лаборатории экологии млекопитающих Института биологических проблем Севера Дальневосточного отделения РАН и Национального парка «Берингия» Анатолием Кочневым, который наблюдает фауну Чукотки с начала 80-х годов прошлого века.

Что за зверь человек

– Анатолий Анатольевич, вы начали изучать морских млекопитающих Восточной Арктики в 1983 году и уже тогда не могли не встречаться с белым медведем, для которого большинство из них являются предметом охоты. Что скажете о ситуации тех лет?

– Раньше, в 80-е годы, были другие ледовые условия. Десять лет подряд лёд в Чукотском море не уходил всё лето, а вокруг Врангеля льды не размыкались вовсе, и конфликтные ситуации белого медведя с человеком наблюдались относительно редко. Уже в 90-х годах был на моей памяти первый случай, когда лёд совсем ушёл от острова Врангеля, и на берегу скопилось очень много медведей, которые, судя по всему, никогда раньше не сталкивались с человеком. С нами в пределах видимости от нашего жилья на мысе Блоссом (расположен на юго-западной оконечности острова Врангеля. –Прим. ред.) находилось 150 медведей, причём на всём острове их было гораздо больше. Мы ходили, занимались научной деятельностью, подсчётами и наб людениями, а они не могли понять, что за зверь человек, и пытались нас обнюхать. Им важно было выяснить, добыча мы или угроза, по этому мы сразу стали их отпугивать. Ни в коем случае не пытались прикормить или тем более приручить. Мы гоняли их, били палками, чтобы они понимали, что мы можем себя защитить и сделать больно, даже ранить. Поэтому от нас хищники предпочли держаться подальше, постепенно осознавая, что человек может представлять опасность. Но дело не только в этом. Сначала мы жили на мысе вчетвером, потом остались два специалиста, в том числе и я, и нам необходимо было ежедневно проходить 2 километра до маяка от домика, чтобы отслеживать мишек. Тогда я понял, что сотня медведей не так страшно. Чем больше зверей, тем безопаснее, потому что когда их много, они не особо интересуются человеком.

– Вы встретили большое скопление медведей на острове Врангеля, который считается родильным домом умки, но сейчас белый медведь наблюдается в непосредственной близости от населённых пунктов Чукотки, а порой и заходит в них. Взять тот же Рыркайпий, где их видят десятками…

– В Рыркайпии моржи, а следом и белые медведи появились сравнительно недавно – с 2007 года, когда ухудшилась ледовая обстановка. Раньше на мысе Кожевникова была отличная зона отдыха, все ходили туда на шашлыки, гуляли. Сейчас медведи приходят сюда есть туши подавленных своими же сородичами моржей. Но я не назвал бы этих медведей конфликтными, потому что для многих конфликтный –это тот, кто сломал сарай и вытащил кымгыт, собаку задрал... На самом деле такие случаи чаще встречаются в сёлах, где ведётся морзверобойный промысел, а в том же Рыркайпии, где не занимаются добычей морских млекопитающих, конфликтов намного меньше. Там, где люди хранят мясо, содержат собачьи упряжки и варят им еду, где присутствуют вкусные для полярного хищника запахи, вот там он и появляется. В Рыркайпии на мысе Кожевникова мишки живут практически бок о бок с человеком, они выбрали себе этот участок, но редко подходят к селу. Впрочем, иногда бродячие собаки, являющиеся проблемой во многих сёлах и городах, вносят свой «вклад». Эти бесстрашные псы приходят на мыс и лают на мишек, после чего хищник обязательно пойдёт по их следу, чтобы узнать, кто так громко шумел. В итоге собака, казалось бы, оберегающая человека, провоцируют заход умки в село.

В Рыркайпии более серьёзную обеспокоенность лично у меня вызывает не поведение медведей, а деятельность людей. Это хорошо видно с раннего утра. Когда в котельной подкидывают уголь, а дым валит из трубы и по ветру идёт к моржовому лежбищу, то звери сразу кидаются в море и давят друг друга. А сейчас планируется постройка ВПП, потому как действующая находится вдалеке от села, на расстоянии около 8 километров. Такое решение может привести к весьма негативным последствиям.

Одичавшие собаки являются одной из проблем многих чукотских сёл. Собираясь в стаи, они атакуют любых зверей, включая хозяина Арктики. ФОТО: АНАТОЛИЙ КОЧНЕВ

Нужны ли передержки

– Но всё же, на ваш взгляд, число конфликтных ситуаций человека с белым медведем в последнее время имеет тенденцию к увеличению?

– Как правило, количество конфликтов возрастает при отсутствии льда. Хищники начинают искать альтернативное пропитание и идут в сёла. Раньше был естественный отбор, выживали те звери, которые не приходили к человеку, потому что тех, которые приходили, обязательно старались добыть. Сейчас хищники всё чаще появляются вблизи от человека и больше не боятся его –это становится нормой, и тогда зверь может посчитать человека добычей. Увы, но городская культура проникает всё глубже и захватывает даже коренных жителей. Особенно это касается женщин, которые испытывают большее чувство жалости к полярному хищнику. В Интернете бесконечное множество постов и комментариев в защиту белого медведя, но никто не задумывается, насколько опасен он может быть, если его приручить. Мишку, прикормленного человеком, можно считать погибшим, потому что в природе он не сможет выжить самостоятельно и всегда будет искать пищу рядом с человеком.

– Кстати, в этой связи ещё один вопрос. В октябре «КС» писал, что в 2022 году на Чукотке планируется создать передержки для медвежат-сирот, которые в поисках пропитания приходят к сёлам. Их собираются выкармливать, а потом отпускать в естественную среду. Что вы думаете по поводу этой инициативы?

– Один раз выкормить умку всё-таки удалось, и это было не так давно в Рыркайпии («КС» писал об этом случае в номере от 27 сентября 2019 года. – Прим. ред.). Но важно понимать, что тогда инспекторы Медвежьего патруля не стали кормить медвежонка с рук, а просто разрубали туши моржей, остававшиеся в окрестностях села. Тем самым можно сказать, что они давали ему доступ к питанию, но в то же время не позволяли привыкнуть к человеку, гоняя его подальше от села и показывая, что человек опасен. Поэтому я не уверен в том, что передержки принесут желаемый результат. Кроме того, чтобы получить подтверждение успеха адаптации после передержек, необходимо метить животных. Иначекак понять, что именно выкормленный человеком медвежонок не погиб и достиг зрелости?

В реальности всё не так просто: медвежонок, прикормленный человеком, всё равно стремится к людям в поисках пропитания. Из одного села он идёт в другое, начинает ходить без всякого страха. Часто таких детёнышей либо изымают, потому что они начинают со временем представлять опасность, либо на них нападают стаи собак, что случилось в прошлом году в Рыркайпии, когда около недели медвежонок бродил у села. Надо сказать, что собаки – отдельная проблема. В сёлах они совсем одичали, был случай, когда я ходил снимать нерпу и мишек на косу, а они собрались в большую стаю и гонялись за всеми зверями в окрестностях.

Белый или бурый?

– Однако утверждают, что существуют способы выкармливания бурых медвежат. Почему их нельзя применить к умке, ведь эти хищники –родственники?

– Действительно, есть опыт по выращиванию бурых медвежат-сироток. Недавно ушедший от нас заслуженный эколог России, доктор биологических наук, специалист мирового уровня в области охраны и управления популяциями бурого медведя Валентин Пажетнов разработал целую методику, где он не только выкармливал медвежат в специальной одежде, не пропускающей человеческий запах, но и учил копать корешки, добывать рыбу, разорять муравейники. Но есть одно большое отличие – белый медведь питается теплокровными морскими млекопитающими, и человеку не под силу научить его добывать нерпу, это может только другой умка.

– Как думаете, какой из этих зверей опаснее?

– Несмотря на то, что белый медведь на 100 % хищник, он менее опасен, чем бурый. Да, умка превосходит по размерам косолапого, он самый крупный четвероногий хищник. Возможно, поэтому белые медведи чётко просчитывают и оценивают, стоит ли вмешиваться в конфликт, и редко «серьёзно» кусают друг друга. Судя по шрамам старых самцов, могу сказать, что только в брачный период у них происходят настоящие схватки. Серьёзно может укусить или ударить самка, защищая своих детёнышей. Физическое здоровье для полярного хищника очень важно, ведь, получив травму, он может приговорить себя к голодной смерти. В то время как его тундровому собрату не составит труда в летне-осенний период даже с тяжёлой травмой питаться ягодой, корешками, ожидая, когда заживёт рана. Кроме того, более высокая опасность бурого медведя определяется тем, что он куда чаще контактирует с человеком. Умка всё-таки относится к морским животным, он охотится в море, и ему комфортнее на льду.

Смертность медвежьего потомства, по данным учёных, достигает 40   %.  Поэтому, если в выводке  самки двое медвежат, то один из них, с большой долей  вероятности, погибает.ФОТО: ИЗ АРХИВА ЗАПОВЕДНИКА «ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ»

Компетентно

Анатолий КОЧНЕВ:

– Если заботиться о сохранении популяции, то как биолог, отбрасывая всякие эмоции, отмечу, что жизнь взрослого зверя важнее, чем жизнь медвежонка. Смертность детёнышей белых медведей в норме достигает 40 %, почти половина от всего годового приплода. То есть шансы выжить в природе у половины медвежат невелики даже в естественных условиях без вмешательства людей. В то же время для взрослых медведей естественная смертность близка к нулю, и это производители, которые стремятся к размножению и играют главную роль в увеличении численности. Осиротевшие медвежата, как это ни грустно, часто становятся жертвами взрослых самцов, что помогает пережить голодное время. Хотя мне довелось видеть случаи «усыновления» медведицей чужого детёныша. Около полутора месяцев я наблюдал, как медвежонок, потерявший свою мать, искал её долгое время, звал. Их зов похож чем-то на собачий лай, прерывистый, громкий. Он прибился к другой медведице с медвежонком, которая ходила за ним упорно, потому что у неё, по всей видимости, был второй, но не выжил. В итоге медвежонок-сирота стал ходить рядом с ней, но на расстоянии, и играть с её детёнышем. Вместе с ним он питался, поскольку маленьким медвежатам не хватает сил, чтобы разорвать выброшенную или замёрзшую тушу кита или моржа, а мать кормила их обоих.

Кстати

Ещё в 90-е годы самой распространённой судьбой прикормленных белых медвежат, уже не способных к адаптации в естественной среде, была их передача в зоопарки. Однако к настоящему времени такого рода учреждения укомплектованы практически всеми видами животных, в том числе и белыми медведями. Кроме того, в последние два десятилетия популярность зоопарков снижается, потому что современный человек предпочитает наблюдать за животными в стественной среде, а не созерцать их в неволе.

СЕГОДНЯ В МИРЕ НАСЧИТЫВАЕТСЯ ОКОЛО 20-25 ТЫСЯЧ БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ. Они распределяются по 19 субпопуляциям, в числе которых три российских. В Карско-Баренцевоморской учёные насчитывают от 3 до 5 тысяч особей, Лаптевская популяция по разным данным составляет от 800 до 1200 умок и Чукотско-Аляскинская – от 2 до 4 тысяч медведей. Каждая из популяций имеет свой природоохранный статус в Красной книге России. Карско-Баренцевоморская относится к четвёртой категории, куда входят редкие животные, Лаптевская – к третьей, включающей сокращающиеся по численности виды. Чукотско-Аляскинская популяция в настоящее время отнесена к пятой категории, куда входят виды, не определённые по сокращаемости. Это связано, прежде всего, с недостатком точных данных.