Анадырь






-7
ощущается как -14
84.28
92.99
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

«Дикарь» наступает

02.09.2022

ФОТО: АРКАДИЙ СУХОНИН

Майя ТИМЧЕНКО
timchenko@ks.chukotka.ru

По итогам учёта численности дикого северного оленя в январе – марте 2022 года специалисты окружного Департамента природных ресурсов и экологии сделали вывод, что на территории региона обитает около 145 тысяч особей «дикаря». Практически столько же сегодня составляет поголовье домашнего оленя в 14 оленеводческих хозяйствах, где по состоянию на 1 августа выпасалось 146 320 голов.

По словам начальника Управления охраны и использования животного мира Чукотского АО Александра Фатина, поголовье «дикаря» в последние годы имеет тенденцию к росту, несмотря на то, что его активно добывают и коренные жители, и охотники-любители.

В основном стада дикого северного оленя мигрируют по территории четырёх районов округа. Наибольшее их число в охотсезон 2021/22 года регистрировалось в Анадырском районе. Немало «дикаря» и в лесотундре Билибинского района, очагово встречаются его стада в городских округах Певек и Эгвекинот.

– Если в текущем году в результате учёта мы насчитали порядка 145 тысяч голов «дикаря», то в прошлом его количество на Чукотке составляло 130 тысяч. Олень мигрирует, стада уходят в сторону соседней Якутии, возвращаются обратно на Чукотку. Впервые за долгое время «дикарь» смещался и в сторону Камчатского края, в Корякию, где его давно не встречали.

К нынешней осени стада дикого северного оленя дошли до озера Эльгыгытгын, к границе Анадырского и Чаунского районов и выше, в междуречье Большого и Малого Анюя, а также на Омолон.

Оленеводы и специалисты прекрасно знают, какую угрозу представляет «дикарь» для домашнего оленя. Ближе к середине и концу осени у оленей начнётся гон, и «дикарь» крупными стадами двинется в места, где меньше снега и лучше кормовая база. Пути их миграции никто не может угадать заранее, но зачастую они пролегают по маршрутам движения стад домашнего оленя. В результате возникает конкуренция за пастбища, угроза откола домашнего оленя и увода части его стада.

Справка «КС»

Для учёта численности «дикаря» сегодня используется так называемый последовый способ. В течение января – марта специалисты выезжают в охотугодья, где по специальной методике фиксируют следы «дикаря» на участке тундры, после чего можно высчитать его общее количество. Облёт тундры, в ходе которого проводилось наблюдение с помощью технических средств с борта вертолёта, в последний раз на Чукотке выполнялся в 2015 году. Специалисты считают, что этот вид мониторинга нужно возрождать.

В прошлом году, например, «дикарь» на Чукотке пришёл в Анадырскую низменность, в окрестности села Ваеги. В результате от отколов пострадало сельхозпредприятие «Ваежский», которое лишилось ощутимой части поголовья.

Следом за «дикарём», как правило, движется и хищник. Соответственно, когда пути дикого и домашнего оленей пересекаются, растёт травёж поголовья оленеводческих хозяйств.

За последние годы пресс дикого оленя на Чукотке неизменно увеличивался.

– Если посмотреть статистику, динамику миграции, то в 70-х годах прошлого века, например, скопление «дикаря» в тундре на территории Анадырского района тоже наблюдалось. При этом в те годы было хорошо развито домашнее оленеводство – на Чукотке насчитывалось до полумиллиона голов, а «дикаря», в свою очередь, было совсем немного – 10-16 тысяч (такие данные, в частности, приводит доктор биологических наук Николай Железнов), – отметил Александр Фатин. – В настоящее время численность домашнего оленя у нас не такая большая – порядка 140 тысяч голов. Соответственно, на освободившихся пастбищах теперь живёт и увеличивает поголовье дикий северный олень, который пополняет свои ряды в том числе и за счёт отколов одомашненного.

Пока чёткого понимания того, как бороться с «дикарём», нет. Основным способом является информирование хозяйств о движении его масс, чтобы избежать с ними встречи.

– К нам периодически, особенно в зимнее время, обращаются оленеводы с информацией о том, что через маршруты выпаса домашнего оленя проходит «дикарь» и частично отбивает стадо, – рассказал Александр Фатин. – Этой информацией мы и Департамент сельского хозяйства и продовольствия стараемся делиться с бригадами близлежащих хозяйств. К сожалению, зачастую данные приходят с опозданием, так как «дикарь» передвигается быстро и непредсказуемо меняет направление движения. В этом случае оленеводам помогает в первую очередь их опыт, знание тундры и маршрутов миграции дикого оленя.

Кстати

Для более точного мониторинга путей миграции, мест отёла и гона дикого северного оленя специалисты Департамента сельского хозяйства и продовольствия рекомендуют оленеводам установить один-три спутниковых ошейника на особей «дикаря», чьи стада проходят вблизи пастбищ сельхозпредприятий. Такая возможность есть, поскольку вот уже около пяти лет оленеводческие хозяйства Чукотки снабжаются соответствующей техникой.