Красиво летят перелётные гуси
05.05.2023

Ульяна Бабий, начальник отдела по научной работе Государственного заповедника «Остров Врангеля»
gazeta@ks.chukotka.ru
Во вторую субботу мая международная научная общественность будет отмечать Всемирный день мигрирующих птиц. Можно сказать, что это праздник и для Чукотки, поскольку в нашем регионе гнездятся более 200 различных видов пернатых, подавляющее большинство из которых являются перелётными. Крупнейшие птичьи колонии и базары находятся на побережье Берингова моря и острове Врангеля, а дальние и причудливые пути миграции завораживают не только орнитологов-профессионалов, но и обычных любителей. Два раза в год пернатые срываются с насиженных мест и отправляются в опасное путешествие за сотни, а то и тысячи километров. И чем больше расстояние, тем больше у нас вопросов…
Когда гудит тундра
Одна из наиболее крупных колоний перелётных птиц находится на острове Врангеля, который часто называют жемчужиной Арктики. Здесь в долине реки Тундровой одновременно выводит потомство не менее 400 тысяч белых гусей. Хотя это один из самых распространённых видов гусей в мире, в Азии он массово гнездится только на заповедном острове Врангеля. Здесь, на особо охраняемой территории, где запрещена любая хозяйственная деятельность (в том числе охота и сбор яиц), птицы чувствуют себя в относительной безопасности.
На остров гуси прилетают каждый год во второй половине мая. Хорошо замаскированные по прилёте белоснежные птицы становятся слишком заметными после схода снега, поэтому, чтобы обезопасить себя от хищников, они собираются в большие колонии.
Прилететь на остров Врангеля в мае – своего рода лотерея. Весна частенько запаздывает в Арктику и скорее напоминает зиму: низкие температуры, пурги, недостаток кормов. Гуси вынуждены, не теряя времени, приступать к гнездованию, чтобы птенцы успели окрепнуть и научиться летать до наступления холодов. Начало гнездования – битва не на жизнь, а на смерть. В эти дни тундра гудит – сотни тысяч гусей выясняют отношения в борьбе за подходящую для гнезда территорию. Кажется, что колония никогда не спит…

Птичкина конвейере
С 1969 года белый гусь на острове Врангеля находится под постоянным наблюдением специалистов. В остальной части ареала (в России и США, куда он отлетает на зимовку) сейчас это обычный неохраняемый вид, который испытывает пресс со стороны охотников. Для того чтобы оценить его масштабы и скорость восстановления популяции, учёные вот уже несколько десятилетий используют метод кольцевания. Он же позволяет установить места гнездования и зимовки этих птиц.
Массовое кольцевание проводят во время линьки, когда гуси теряют способность летать. Они становятся уязвимы, держатся группами, как правило, возле озёр, где могут спастись в случае опасности. Да, в это время гуси не могут летать, но способны бегать, причём достаточно резво. Увидев человека на расстоянии нескольких километров, стая молниеносно «дезертирует» и, повинуясь инстинкту, бежит к озеру. Поэтому задача сотрудников заповедника – не быть замеченными раньше времени. Обнаружив подходящую стаю, нужно дождаться, когда птицы отойдут подальше от спасительного водоёма, незаметно «отрезать» их от озера и направить в сторону загона. Довольно быстро стремительный бег переходит в шаг, а команда мечения терпеливо сопровождает гусей до загона (кораля), который делают из мягкой сети, закреплённой на жёстких стойках.

Кольцевание – своего рода конвейер, хотя и весьма увлекательный. Птицу извлекают из кораля, определяют пол, промеряют и взвешивают, оценивают стадию линьки и степень окрашенности, а затем надевают кольцо на лапу. Данные по каждой особи нужно обязательно отразить в журнале.
С 1975 года на острове Врангеля примерно таким способом было окольцовано не менее 30 тысяч белых гусей, каждому из которых надели по элегантному алюминиевому кольцу с индивидуальной комбинацией букв и цифр. Но чтобы кольцевание принесло пользу, должно произойти повторное прочтение номера. Для этого нужно либо ещё раз отловить гуся, либо найти кольцо на мёртвой птице. Тогда станет понятна общая картина перемещения птиц и можно будет ответить на вопросы о продолжительности жизни, выживаемости, предположить масштабы и причины смертности в разные периоды жизненного цикла.


Однако при всех плюсах традиционное кольцевание не позволяет судить о межгодовой изменчивости в сроках миграции и миграционных остановках на пути перелёта. Для решения такого рода задач (и не только) учёные используют индивидуальное цветное мечение, получившее распространение в 1970-80-х годах.
Общий принцип аналогичен: в дополнение к кольцу на лапе на шею гусей надевают крупный цветной пластиковый ошейник с буквенным, цифровым или смешанным кодом. Этот код виден с большого расстояния, и его можно прочесть при помощи подзорной трубы либо рассмотреть на фотографии. Таким образом, у орнитологов появилась возможность более регулярной идентификации и наблюдения отдельных птиц в течение многих лет, что позволило получить бесценную информацию об особенностях гнездования, территориальных отношениях внутри колонии и межгодовых перемещениях. С 1988 года на острове Врангеля цветными ошейниками помечено около 4 тысяч гусей. Фактически мы получили 4 тысячи историй их жизни.
Но, безусловно, настоящим прорывом в изучении миграций птиц стало использование спутниковых передатчиков, получивших распространение с начала 1990-х годов. Этот метод позволяет проследить абсолютно все перемещения помеченной птицы.
Тайны, которые разгадали
Примерно так, с помощью последовательных многолетних наблюдений, орнитологи шаг за шагом складывают мозаику жизни гусей: места и сроки зимовок, время отлёта, продолжительность перелётов и остановок, сроки гнездования и многое другое. Что же нам стало известно за эти годы?
Белые гуси, наблюдаемые в настоящее время на северо-востоке Азии (в том числе и на острове Врангеля), в основном зимуют в Северной Америке. Осенью они летят вдоль побережья Чукотки, двигаясь на восток к двум различным районам зимовки. Достигнув Аляски, птицы мигрируют вдоль тихоокеанского побережья. В районе устьев рек Фрейзер и Силлугамиш в Британской Колумбии (Канада) часть из них остаётся на всю зиму. Здесь зимуют исключительно врангельские гуси. Остальные, не достигнув «северной» зимовки, поворачивают на восток к верховьям реки Макензи и оттуда летят на запад к местам «южной» зимовки в Калифорнии (США), преимущественно в долине реки Сакраменто, где помимо врангельских гусей проводит зиму многочисленная популяция из Западно-Канадской Арктики. По результатам спутникового мечения выяснилось, что в последние годы белые гуси с Центрального американского пролётного пути залетают на остров Врангеля.
Небольшая популяция гусей зимует в Японии. Пути их миграции проходят вдоль морских побережий Чукотки, Камчатки, Курильских островов и Сахалина. Исторически существовало значительно больше азиатских зимовок, но к 19 веку численность и ареал гусей в Азии намного сократились.
Давно замечено, что весной у некоторых гусей голова и шея могут иметь ржавый налёт. Как выяснилось, окрашенность появляется на зимовках и во время миграций. Абсолютное большинство «краснолицых» птиц проводит холодное время года на «северной» зимовке, целиком лежащей в прибрежных областях, где гуси наиболее тесно связаны с участками побережья в устьях рек. В солоноватой воде заболоченных морских побережий содержатся соли железа, и оперение окрашивается во время кормёжки. Чем дольше птицы держатся здесь, тем интенсивнее цвет.
Гуси живут до 30 лет. Пары образуются в молодом возрасте на зимовках, где могут встретиться птицы из совершенно разных частей ареала. Самец и самка вместе круглый год. «Разводы» редки, для этого нужны очень веские причины, такие как гибель партнёра или серия неудачных сезонов размножения. Оказалось, что молодые гусыни возвращаются с зимовок на места своего рождения, а образовавшие с ними пары самцы преданно следуют за ними вне зависимости от того, где сами вывелись. Каждый удачный сезон сильнее связывает самку с районом гнездования. Иногда пары из года в год возвращаются к старому гнезду, даже если это место ещё покрыто толстым слоем снега.

Родившись на острове Врангеля, птенцы не знают, куда и по какому маршруту им предстоит отлетать на зимовку. Они следуют за родителями и зачастую вместе проводят первую зиму. Гусята, по разным причинам потерявшие семью (например, при ночном нападении хищника), прибиваются к другим стаям, кормятся неподалёку и уже вместе с ними отправляются на зимовку. Несомненно, старшее поколение гусей прививает молодым птицам страсть к путешествиям. Осенью гуси улетают туда, где есть корм, а весной стремятся вернуться в родную Арктику для гнездования.
Это далеко не всё, что удалось выяснить орнитологам о белом гусе, и со временем наверняка мы откроем для себя ещё много нового об этой сильной и красивой птице.
Всемирный день мигрирующих птиц – необычная экологическая дата. Уникальность его в том, что он отмечается дважды в году – во вторые субботы мая и октября. Несложно догадаться, что плавающие даты приурочены к весеннему и осеннему пролёту птиц в районы гнездования и обратно к местам зимовки. Инициатором Всемирного дня выступил секретариат Соглашения о сохранении афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц (AEWA) в сотрудничестве с секретариатом Конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных (также известной как CMS, или Боннская конвенция) под эгидой экологической программы ООН. В рамках Всемирного дня проводится широкая кампания с целью расширения знаний о мигрирующих птицах, их местах обитания, путях передвижения и угрозах, с которыми они сталкиваются во время пролёта. Каждый год делается акцент на какой-то определённой теме. Лозунг кампании-2023 – «Вода: поддерживая жизнь птиц».
На птичьем перекрёстке
Чукотка до сих пор остаётся одной из самых малоизученных в орнитологическом плане территорий. В регионе встречается не менее 220 видов птиц, причём большинство из них – мигрирующие. Зимовать на Крайнем Севере осмеливаются не многие. И если холод пугает не всех, то «голод не тётка», и отсутствие кормовой базы вынуждает к перелёту. Даже оседлые ворон, белая и тундряная куропатки откочёвывают южнее.
Чукотский полуостров – оживлённый перекрёсток для птиц, летящих из Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки на гнездование в Российскую Арктику. Не так давно орнитологам стали доступны такие более совершенные методы исследований, как спутниковая телеметрия, которую опробовали на куликах. Мы и раньше знали, что эти птицы – путешественники. Однако благодаря спутниковым передатчикам российские орнитологи выяснили, что круглоносые плавунчики с Чукотки на зиму улетают в Папуа – Новую Гвинею, на Молуккские острова и крайнюю северную оконечность Австралии, преодолевая около 8 тысяч километров. Это направление также облюбовали кроншнеп-малютка и большой веретенник.
В 2016 году австралийские исследователи впервые выяснили, что самки крупных куликов-тулесов, зимующих на юге Австралии, прилетают гнездиться на остров Врангеля. Тулесы очень консервативны и каждый год возвращаются в один и тот же район гнездования, преодолевая тысячи километров, чтобы прилететь туда, где в прошлом году вывели птенцов.
Исландские песочники с острова Врангеля мигрируют в разных направлениях. С жемчужины Арктики птицы летят вдоль тихоокеанского побережья Америки до мест зимовки в Калифорнийском заливе, а популяция материковой Чукотки мигрирует к зимовкам в Индонезии, Новой Гвинее, Австралии и Новой Зеландии.
Все малые песочники Чукотки, предположительно, пересекают Северную Америку по Центральному пролётному пути, вдали от берегов морей, и зимуют на морских побережьях северо-запада Южной Америки. В Аргентине, Уругвае и Парагвае зимует кулик-желтозобик, откуда пути сезонных миграций ведут на север через Бразилию, Мексиканский залив и прерии Северной Америки.
Немногое известно о миграциях хищных птиц, но полученные данные впечатляют. Сапсаны, помеченные в низовьях Колымы, мигрировали в юго-восточную Азию от Кореи до Индонезии, преодолевая расстояние до 6 тысяч километров!

Некоторые перелётные птицы ещё больше удивляют масштабами ежегодных миграций. Например, летом полярная крачка гнездится на Чукотке, а зимует в Антарктиде, наблюдая два лета в течение года. Тонкоклювый буревестник, наоборот, гнездится в Южном полушарии, а летом кочует вдоль Чукотского полуострова.
Кстати
Вдоль всего юго-восточного побережья Чукотки расположена внушительных размеров Сирениковская полынья (около 300 км в длину и 30 км в ширину). Лёд здесь долго не задерживается, благодаря чему на полынье зимуют десятки видов морских птиц: чайки-бургомистры, беринговы бакланы, кайры, чистики, утки-морянки, гаги и каменушки. Встречаются и легендарная розовая чайка, и большой крохаль американского подвида.