Разбойник и воробушек весны
16.02.2024

Елена ШНЫРЁВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Зима в тундре – своеобразный антракт, чтобы весной звуки жизни раздались в полную силу. Время будто застывает в ожидании следующего короткого лета. Несмотря на то, что некоторые птицы вполне способны переносить холод, пургу и темноту, отсутствие подходящего корма почти всех вынуждает улетать с острова Врангеля на зимовку вместе с наступлением холодов. Но каждую весну, повинуясь инстинкту, они вновь преодолевают тысячи километров и неизменно находят дорогу домой.
Знакомьтесь, пуночка!
У острова Врангеля особый природоохранный статус в том числе и потому, что здесь встречаются редкие виды птиц (например, белая сова, вилохвостая чайка, кулик-желтозобик).
Однако обитают на территории заповедника и вполне обыкновенные пернатые, которым в целом уже ничто не угрожает. Один из таких примеров – небезызвестная на Чукотке пуночка. На самом деле, эта птичка – не что иное, как полярный воробей. Её с нетерпением ждут на острове, ведь долгожданная весна наступит лишь с прилётом пуночек.
Эта небольшая птица является циркумполярным видом, то есть обитает по всем арктическим территориям Восточного и Западного полушарий. Пуночки первыми нарушают звенящую тишину, задавая основной мотив мелодии тундры. Несколько недель остров принадлежит только им. В течение мая самцы беспрерывно поют. Уверенными звонкими трелями они привлекают самку на отвоёванный участок. У каждого самца своя, особая песня, но в общих чертах все они похожи и довольно мелодичны. Ожесточённые конфликты за «место под солнцем» и партнёра происходят регулярно как между самцами, так и между самками. В ход идут крылья, лапки, клювы. Соперники ворчливо верещат, атакуют друг друга, а их перья летят во все стороны…
Когда пара сформировалась, самец всё время держится рядом с избранницей. Во второй половине мая пуночки строят гнёзда из стеблей трав, лоток выстилают перьями. Пуночкам нужны укрытия: они гнездятся в расщелинах и пустотах между обломками каменных глыб, на обрывистых берегах рек, нередко среди завалов плавника и даже в полуразрушенных лемминговых норках.
В начале июля появляются слепые, почти голые и постоянно голодные птенцы, требующие непрерывного ухода. Оба родителя по очереди приносят различных насекомых в качестве корма. На белковой диете птенцы быстро растут, и вскоре первые птенчики покидают гнёзда. Ещё не научившись летать, они разбредаются вокруг гнезда. Несколько недель призывные трели выпрашивающих корм птенцов не будут давать родителям покоя, пока выводки не встанут на крыло. Осенью уже самостоятельно они откочуют на зимовку южнее. А следующей весной жизненный цикл повторится вновь.

Почти универсальный бургомистр
Ещё один «обыкновенный» вид – бургомистр, или большая полярная чайка. Наверное, нет на Чукотке человека, кто бы не встречал этих крупных и весьма крикливых птиц. Но если мы привыкли видеть их в качестве довольно нахальных соседей в городах и посёлках, вечно занятых поисками пищи и оставляющих всюду следы своей жизнедеятельности, то на острове Врангеля эти чайки ведут себя по-другому. Они, разбойничая, «собирают дань» с других морских птиц – обитателей «птичьих базаров». Поэтому их и зовут бургомистрами.

Это красивые сильные и в каком-то смысле совершенные морские птицы, которые зимуют на открытой воде. Прилетая на остров, бургомистры начинают гнездиться значительно раньше других видов – в конце мая – начале июня. Гнёзда они обычно строят в верхней части скал и очень агрессивно охраняют свои участки, а появление их птенцов приходится на период массовой откладки яиц у других пернатых.
Как большинство морских птиц, бургомистры живут несколько десятков лет, верны своему парт-нёру, району гнездования (то есть острову Врангеля) и даже гнездовому участку, из года в год возвращаются на одни и те же родные скалы. Зимой пары распадаются, и каждый сезон начинается с привыкания друг к другу. Это важный ритуал: самец и самка медленно ходят вокруг ещё покрытого снегом гнезда, низко наклонив головы, и громко кричат. Самка настойчиво толкает самца клювом, ожидая подарка. Обычно это свежая или старая погадка (непереваренные остатки пищи, изрыгаемые в виде комка) или камешек, что по большому счёту неважно. Подарок носит символический характер, здесь важно внимание. В итоге пара воссоединяется, и бургомистры приступают к ремонту гнезда, используя любой подходящий материал – прошлогоднюю листву, мох, стебли трав и перья.
В конце июня у бургомистров появляются птенцы. Буквально на следующий день птенчикам предлагают первый корм. Нередко это яйца и появившееся на свет потомство других птиц, которые добываются тут же, на скалах.
Промысел яиц и птенцов даже на многотысячной колонии — целая наука. Моевки и кайры без драки не расстаются со своими кладками и выводками. Разбойнику-бурго-мистру весьма непросто добыть что-нибудь в районах, где птицы гнездятся особо плотно, поэтому они предпочитают охотиться на периферии, где отпор не настолько сильный. Бургомистры – птицы всеядные: помимо яиц и птенцов морских птиц, они питаются леммингами, кладками и потомством любых других видов пернатых. Не брезгуют эти чайки падалью и отбросами.
Бургомистра смело можно назвать почти универсалом. Он умеет практически всё: уверенно шагает по суше, отлично плавает, хорошо парит, неутомим и обладает огромным терпением. Не могут они только нырять на большую глубину. По мере взросления между птенцами бургомистров начинается настоящая битва за пищу, которую им приносят родители. Взрослые птицы никогда не вмешиваются. Видимо, воспитывают в своих отпрысках бойцовский характер, который им так необходим будет в дальнейшей жизни.