12+

Трудно не только людям

10.01.2025

Зимой почти ничто не напоминает о том, что остров Врангеля является «жемчужиной Арктики»  с богатейшей флорой и фауной. В районе горы Три друга царит белое безмолвие. ФОТО: УЛЬЯНА БАБИЙ

Ульяна БАБИЙ, руководитель научного отдела Государственного природного заповедника «Остров Врангеля»
gazeta@ks.chukotka.ru

В номере от 1 ноября мы рассказывали, как проходит зимовка у сотрудников отдела охраны Государственного природного заповедника «Остров Врангеля». Но зима становится испытанием не только для людей. Стоит отъехать пару километров от центральной базы, и складывается впечатление, будто остров застыл в молчании и жизнь на нём замерла. Припай, как невидимый страж, заковал побережье в ледяные объятия, а тундра, наполненная гомоном птичьих голосов, уже молчит. Но всё же у этого безмолвия есть свои обитатели.

Остров Врангеля – поистине уникальная земля. В 2004 году он получил постоянную «прописку» в перечне объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Не в последнюю очередь это случилось благодаря его поразительному биологическому разнообразию. Количество видов флоры и фауны здесь значительно превышает показатели, характерные для многих других арктических территорий сходного размера. Особенно это заметно в летний период, когда остров Врангеля превращается в настоящий рай для десятков видов птиц, а тундра покрывается пышным ковром из ярких цветов, манящих сотни видов насекомых.

Пернатым тут не место

Другое дело – зима. Царство полярной ночи на острове Врангеля пернатых особо не привлекает. Чем меньше длина светового дня и ниже температуры, тем быстрее птицы покидают суровые края. Их отпугивает не столько холод – в конце концов, и летние месяцы на острове не застрахованы от внезапных бурь. Самая серьёзная проблема –  острая нехватка пищи, которая вынуждает их покидать родной остров. Зимой тундра отдыхает от подавляющего большинства птиц. Лишь неприхотливый ворон, который может питаться в том числе и падалью, живёт здесь круглый год, хотя ещё 30 лет назад встречи с ним на острове Врангеля были скорее редкостью даже летом. Такая тенденция отмечается по всей Арктике.

А вот самой выносливой тундровой птицы – белой куропатки – на острове нет, хотя она может перенести морозы до – 50 градусов. Объясняет её отсутствие всё тот же дефицит корма. Зимой куропатка, как правило, питается побегами кустарников (ив, берёзок, ягодников). Эти растения в достатке на материковой Чукотке, но практически повсеместно отсутствуют на острове Врангеля либо погребены под метровым слоем снега.

Желание «убыть в зимний отпуск» касается как видов, обитающих в тундре, так и морских птиц. Хотя последние задерживаются в прибрежных водах дольше, рано или поздно им приходится мигрировать в поисках открытой воды, так как её вытесняет морской лёд. Беринговы бакланы, ипатки и топорки откочуют южнее в относительно более тёплую акваторию, а чайки и морские утки останутся зимовать на открытой воде полыней.

Дальше всех отправится полярная крачка. На острове Врангеля эти птицы устраивают колонии и гнездятся вдоль лагун и бухт и тут же, в море, добывают пропитание. Пожалуй, один из самых удивительных фактов о полярной крачке – её способность совершать рекордные миграции. Расстояние, которое преодолевает крачка за свою жизнь, соответствует трём полетам на Луну и обратно.

Полярная крачка – удивительная птица. Лето  она проводит в Арктике,  а зиму – в Антарктике, преодолевая за жизнь  около 2,5 млн кило- метров.

Куда улетает крачка из Арктики, чтобы перезимовать? Ответ кроется в самом её названии. Полярная крачка – единственная птица, мигрирующая из Арктики в Антарктику и обратно, то есть от полюса к полюсу. Эти чайки преодолевают в год от 59 500 до 81 600 км без учёта передвижений в период гнездования. Поскольку крачки живут более 30 лет (официально зарегистрированный рекорд – 34 года), за свою жизнь они могут пролететь около 2,5 млн км. И пока на острове Врангеля лютует полярная ночь, крачка будет «загорать» в южном полушарии. Ну а потом наоборот!

Питаясь леммингами

Во время зимы неприхотливому ворону скрашивают компанию молодые белые совы, которые остаются на острове, если осенью численность леммингов была высокой. К сожалению, не все из них дотянут до весны, потому что грызунов в какой-то момент может стать очень мало.  Их численность – величина не постоянная и сильно отличается как по годам, так и по сезонам. На острове Врангеля обитают два вида леммингов – сибирский и копытный, причём оба являются эндемиками (то есть встречаются только на острове). Примечательно, что эти грызуны остаются активными вне зависимости от сезона: зимой они не спят, а так же бегают, кормятся и дают потомство, как и в бесснежное время.

Полярная сова остаётся зимовать, если осенью численность лемминга была высокой. ФОТО: СЕРГЕЙ ГОРШКОВ

Лемминги круглый год остаются одинаково привлекательными для такого хищника, как песец, который всю зиму бродит по заснеженной тундре и морскому льду в поисках хоть какой-то еды.

На острове Врангеля были зафиксированы редкие случаи, когда белые совы паразитировали на песцах. В зимний период сотрудники заповедника стали свидетелями интересного зрелища: белая сова терпеливо дожидалась, пока песец не выловит лемминга из снега, и, воспользовавшись моментом, бесшумно подлетала, чтобы отобрать трофей. Трудно сказать, насколько часто это происходит, но случаи такого беззастенчивого «воровства», безусловно, имеют место.

Лемминги (сибирский и копытный) являются эндемиками, то есть эти виды водятся только на острове. Зимой они не впадают в спячку, ведут активный образ жизни и, соответственно, могут стать объектом добычи для птиц и песцов.  ФОТО: СЕРГЕЙ ГОРШКОВ

Умки не дремлют

Каждый, кто хоть немного знаком с заповедным островом Врангеля, наверняка знает, что здесь находится родильный дом белых медведей. Это действительно так: на острове в берлоги залегает большая часть беременных самок чукотско-аляскинской популяции белого медведя. Умке не особо нужна суша. Если бы ледовая обстановка позволила, он бы вообще не сходил на берег. Но порой это необходимость. Несмотря на то, что белый медведь чувствует себя уверенно и привычно на ледяных просторах, суша остаётся более подходящим местом для выращивания потомства. Пока остальные медведи (например, самцы и мамы с уже подросшими медвежатами) бродят в полудрёме по льду в поисках тюленей, медведицы дарят жизнь крошечным медвежатам, находясь в пространстве своей снежной берлоги.

Белый медведь – один из постоянных зимних обитателей заповедника. Хотя умки отлично чувствуют себя  на морском льду, где охотятся на тюленей, выводить потомство они всё же предпочитают в берлогах на суше.  ФОТО: СЕРГЕЙ ГОРШКОВ

Для других хищников зима – пора любви. Под покровом ночи волки и росомахи предпочитают заниматься семейными хлопотами, налаживая связь с противоположным полом. Тем не менее детёныши у них появятся ближе к лету, когда будет больше шансов их прокормить. Но и зимой звери активно кормятся, и рассчитывать им, после того, как популяция северного оленя на острове почти вымерла, приходится только на многострадальных овцебыков. Эти с виду мощные ровесники мамонтов всю зиму пасутся на обдуваемых склонах сопок и тщательно экономят энергию.

Овцебыки, завезённые на остров в 1975 году, сильны тем, что держатся группой. При нападении волков они не бегут, а смыкают строй, образуя каре либо занимая круговую оборону. ФОТО: УЛЬЯНА БАБИЙ

В случае нападения волков они не станут далеко бежать, а применят веками отточенную систему защиты, выстроившись в каре или заняв круговую оборону. В этих боевых построениях молодняк находится в центре под защитой взрослых особей. Но порой стадо всё же несёт потери. И тогда, после ухода волков, росомахи, песцы и вороны ещё долго будут лакомиться остатками чужого пира.

На этом снимке песцы поедают останки овцебыка, брошенные волками. ФОТО: УЛЬЯНА БАБИЙ

ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ НЕ ЗРЯ НАЗЫВАЮТ «ЖЕМЧУЖИНОЙ АРКТИКИ». Для него характерно очень высокое разнообразие флоры и фауны, необычное для высоких широт. Так, к настоящему времени в заповеднике выявлено 382 вида и подвида сосудистых растений. Это больше, чем известно для всего огромного Канадского Арктического архипелага и в 2-2,5 раза превышает количество видов на других арктических территориях аналогичных размеров. То же самое касается орнитофауны. На суше и в прибрежной акватории острова наблюдается 169 видов птиц, большинство из которых залётные. Гнездование подтверждено для 62 видов, что также представляет собой внушительное число. Богатство флоры и фауны, среди представителей которых несколько десятков эндемичных видов, учёные связывают с уникальной судьбой острова. Во время последних ледниковых и межледниковых периодов он не покрывался льдами и не затапливался водой, что способствовало максимальному сохранению биоразнообразия.