Конкуренция за морзверя
21.03.2025

Наталья ГРИГОРЬЕВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Довольно успешно морзверобои Уэлена начали сезон охоты в этом году. Первый выход на кромку льда состоялся 17 января, когда промысловикам удалось добыть шесть нерп. Всё складывалось благоприятно и в дальнейшем, пока в конце февраля в окрестностях самого восточного населённого пункта России не появился умка, который в течение двух недель, несмотря на усилия волонтёров «Медвежьего патруля», не отходил от населённого пункта и периодически появлялся на его улицах. В целях обеспечения безопасности охотников промысел, который у уэленцев имеет ряд особенностей, пришлось приостановить.


– Традиционно зимой и весной мы охотимся на кромке льда рядом с селом, а ближе к лету, в мае, переезжаем на базу Дежнёва. В связи с этим нашему филиалу № 1 территориально-соседской общины «Дауркин» даже квоту на добычу морских млекопитающих разделили между двумя морями – Чукотским и Беринговым. Это объясняется тем, что в летний период в Уэлене сильные ветры и Чукотское море постоянно штормит, а мы не выходим на охоту в шторм. А чтобы своевременно освоить квоту, летом охотники ведут промысел в Беринговом море у мыса Дежнёва, где море спокойнее, – рассказал заведующий уэленским филиалом ТСО КМНЧ «Дауркин» Виталий Карев. – В этом году по квоте нам полагается 200 нерп: по 100 в Чукотском и Беринговом морях. И с начала сезона охоты мы уже добыли 59, однако из-за белого медведя, гулявшего с конца февраля по Уэлену и в его окрестностях, промысел пришлось приостановить.
По словам Виталия Карева, первый раз умку заметили в Уэлене вечером 26 февраля. Бродившего на окраине зверя отогнала группа «Медвежьего патруля». Но на следующий день по виду трёхгодовалый медведь вернулся. Так в течение двух недель он бродил по селу, а инспекторы «Медвежьего патруля» постоянно прогоняли зверя за пределы населённого пункта и умка уходил на лёд моря, но ненадолго.
– Да, Уэлен находится на пути миграции белого медведя, и проходящие мимо нас хищники не редкость. Правда, этот что-то задержался, – продолжил собеседник «КС». – Каждое утро мы ставим сети на нерпу. Умка чувствовал запах морзверя, приходил к нашим лункам – раскапывал их, забирал добычу и рвал сети. В течение четырёх дней мы обнаруживали сети пустыми… В результате произошло следующее: у нерп отличное зрение и обоняние, чувствуя опасность, они ушли от Уэлена, а вслед за ними ушёл и медведь в сторону села Инчоун. К настоящему моменту хищник уже неделю не появляется в наших местах, и в эти выходные мы готовимся возобновить охоту на нерпу.
УМКИ СОШЛИСЬ У ТУШИ КИТА. Настоящее нашествие белых медведей отмечалось в феврале в окрестностях Инчоуна, где местные жители одномоментно насчитывали до 22 хищников, чего здесь не наблюдалось с конца прошлого десятилетия. Оказалось, что умок привлекла туша кита, выброшенная осенью на берег чуть западнее села. В основном умки, среди которых были как взрослые самцы, так и медведицы с подросшими медвежатами, оставались вблизи туши, однако молодые звери время от времени наведывались в населённый пункт, где их привлекали контейнеры с хранящейся там рыбой и мясом. Главным образом, это происходило по ночам, тем не менее инспекторы местного «Медвежьего патруля» незамедлительно выдвигались на место, чтобы отогнать незваных гостей от села. Кроме того, волонтёры и инспектор нацпарка «Берингия» напоминали местным жителям о том, как избежать конфликтных ситуаций при встрече с белым медведем, и рекомендовали не выходить без необходимости на улицу в тёмное время суток.