Согревшие Антарктиду
10.03.2023

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru
Среди членов жюри VI кинофестиваля «Золотой ворон» была одна очень интересная гостья. Журналист и режиссёр Ольга Стефанова, которая уже на протяжении 14 лет изучает Антарктиду, на сегодняшний день является лишь пятой россиянкой, перезимовавшей на самом холодном и необитаемом континенте планеты, и первой, сделавшей это без мужа. Но главное достижение отважной женщины не в этом – вместе с командой единомышленников она реализовала проект по реставрации кладбища одной из российских антарктических станций, о чём рассказала зрителям Анадыря в своём документальном фильме «Остров Буромского. Согревшие Антарктиду» (12+).
Не желает приятного просмотра

Из четырёх документальных фильмов Ольги Стефановой, посвящённых Антарктиде, она привезла на Чукотку свою последнюю работу 2020 года. Лента «Остров Буромского. Согревшие Антарктиду» повествует о судьбах тех, кто работал на одной из российских антарктических станций и там же упокоился навсегда.
– Фильм непростой, хотя самый дорогой моему сердцу из всего, что довелось сделать в Антарктиде, – подчеркнула режиссёр. – Остров Буромского – это маленький клочок земли в Южном океане, названный в честь похороненного там в 1957 году участника Второй советской антарктической экспедиции Николая Буромского. Впервые на этом острове я оказалась в 2013 году, когда была специальным корреспондентом «Вестей», увидела, в каком запустении находятся места захоронений полярников, и узнала, что у Российской антарктической экспедиции не хватает финансов и людей, чтобы заниматься кладбищем. Тогда я решила, что должна исправить эту ситуацию. Три года ушло на организацию экспедиции, и в сезон 2016/17 года (в Антарктиде навигация длится с ноября по март. – Прим. ред.) команда из восьми человек отправилась на реставрацию. По возвращении ещё два года я искала информацию о погибших.
Ольга Стефанова выяснила, что истории этих людей, за очень редким исключением, ранее не были нигде показаны и рассказаны, а материал пришлось собирать буквально по крупицам.
– Ещё с первой поездки в 2008 году у меня появилась очень нахальная, но полезная привычка – просить у полярников скопировать материалы, которые они снимали во время зимовки для себя, и среди них есть кадры, которые являются огромной удачей для документалиста. В итоге всё сложилось в полнометражный фильм, – продолжила режиссёр. – Перед его показом я никогда не желаю приятного просмотра, но потом часто слышу, что зрители увидели в этих историях что-то своё, личное, а кто-то даже нашёл ответ на мучавший его вопрос. Это фильм не про смерть, хотя он и посвящён погибшим полярникам, а про жизнь, про радость, про полноту счастья, которое бывает у человека, когда он обрёл смысл жизни.
А ещё картина рассказывает о том, какие трудности приходится преодолевать там, когда смерть человека становится данностью. Как сложно хоронить людей на Крайнем Севере или вывозить умерших на «материк», жители Чукотки представляют. Но на самом юге планеты условия ещё суровее, поэтому из 81 погибшего российского полярника на Родину отправлены тела лишь 11 человек. Остальные покоятся в саркофагах прямо на скалах. И достаточно большая часть из них – именно на острове Буромского, до которого от ближайшей станции Мирный в период антарктической зимы можно дойти по льду. Родственники в Антарктиду приезжают крайне редко, в исключительных случаях. Саркофаги ветшают, на острове Буромского с момента первого захоронения прошло больше 60 лет, прежде чем появилась группа людей, которая за две недели преобразила внешний вид кладбища.


Справка «КС»
Первое захоронение в Антарктиде относится к 90-м годам XIX века – ещё до экспедиции одного из открывателей Южного полюса Роберта Скотта. Биолог Николай Хансен во время первой норвежской зимовки тяжело заболел и попросил себя похоронить там же. Для этого пришлось взрывать скалы и делать в них углубление. Сложенная из камней могила учёного до сих пор сохранилась.

Единственная и неповторимая

Об Антарктиде как об отдельном и очень любимом ею мире Ольга Стефанова готова говорить часами.
– Я была там семь раз, объехала все российские полярные станции, а на Беллинсгаузене зимовала целый год. Была единственным в истории спецкором программы «Вести» в Антарктиде, передавала прямые репортажи. Очень люблю делиться тем, что удалось там узнать и пережить, потому что Антарктида абсолютно ни на что не похожа, здесь живут по своим законам, принятым внутри ценностям, – отметила Ольга. – На Чукотке, конечно, никого не удивишь условиями высоких широт, снегами и ветрами, полярной ночью, домами на сваях и даже на лыжах, но есть в Антарктиде моменты, не похожие на Российскую Арктику. Антарктида никому не принадлежит, там нет границ, весь материк, накрытый ледяной шапкой, достигающей в центре 4 км толщины, окольцован полярными станциями 30 стран.
По словам собеседницы «КС», как правило, все станции расположены на побережье, и только несколько – внутри, на ледовом куполе: американская, франко-итальянская и российская станции. В самом холодном месте на Земле и одновременно Южном геомагнитном полюсе действует наша станция – Восток. От неё на 1,4 тыс. километров вокруг нет никого, летом здесь минус 40, зимой минус 80. Поэтому прибрежную станцию Беллинсгаузен называют полярным курортом. Там рядом много соседей, особенно в сезон навигации: чилийцы, уругвайцы, аргентинцы, китайцы, южнокорейцы и поляки, к которым можно слетать на вертолёте.
– Если на российских станциях коллективы в основном мужские, женщины редко зимуют, то, например, чилийцы зимуют семьями по два года, а на станции есть школа, – делится кинодокументалист. – Странное ощущение, когда выходишь за порог станции вдохнуть свежего воздуха, а чилийские дети на санках катаются, из домиков доносится запах кофе. Когда заканчивается зимовка, празднуют на всю Антарктиду, уставшие от изоляции и полярной ночи люди тянутся к общению, устраивают фестивали. У уругвайцев всегда тамтамы, шум, гам, танцы, китайцы угощают своей традиционной едой, а к нам все приезжают на Масленицу, любят борщ, звонят повару и записываются на него. На нашей базе есть также единственный на всю Антарктиду действующий православный храм. Туристы называют это самым красивым зданием на материке, и некоторым полярникам разрешают привозить невест или жён, чтобы обвенчаться. Зимой любимое развлечение – рыбалка. На этот процесс с удовольствием приходят смотреть пингвины. Хотя международный Договор об Антарктике запрещает приближаться к ним ближе чем на 5 метров, чтобы не пугать, они настолько дружелюбные и любопытные, что часто сами заявляются в гости, причём иногда организованными группами. Общение с ними, кстати, лучший способ снять напряжение, которое неизбежно возникает от пребывания людей в замкнутом пространстве.
Энтузиастка надеется в конце этого года снова отправиться в царство снега и льда, чтобы продолжить реставрацию захоронений на других российских станциях, кроме того, работает над созданием общей базы данных всех умерших в Антарктиде полярников – «Память Антарктиды». При поддержке Фонда президентских грантов пока она восстановила 30 историй людей, которые обрели последний приют среди бескрайних просторов самого холодного материка планеты.
28 января 1820 года участники Первой русской антарктической экспедиции под началом Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева увидели шельфовые ледники шестого материка. Так разрешились многолетние споры о существовании Южной земли, началось постепенное изучение и освоение Антарктиды (название является романизированной версией греческого слова «антарктикос», означающего «напротив Арктики»). К активному строительству полярных станций здесь приступили в середине XX века. 13 февраля 1956 года в ходе Первой советской антарктической экспедиции была открыта первая отечественная станция Мирный, которая долгие годы оставалась главной базой для полярных исследований. Сегодня российской столицей в Антарктиде считается станция Прогресс, где сосредоточено наибольшее количество научных программ и откуда осуществляется вся логистика. На антарктическом побережье также работают станции Новолазаревская и Беллинсгаузен, а в центре материка – Восток.

Все силы идут на Восток
Анна СИБИРЯКОВА
gazeta@ks.chukotka.ru
На днях в Антарктиде завершился очередной строительный сезон на самой труднодоступной российской полярной станции Восток, расположенной в центре материка на Южном полюсе холода. В начале марта температура здесь опускается ниже 60 градусов мороза, и до следующего антарктического лета, которое наступает в январе, прекращаются полёты авиации.
Группа специалистов, ведущих самое масштабное на данный момент в Антарктиде строительство, вернётся сюда к концу года. Тогда уже начнётся завершающий этап пятилетнего проекта по возведению новой станции «Восток», которую планируют запустить в следующем марте. Действующая сейчас была основана ещё в 1957 году, перестраивалась в 80-х годах прошлого века, и за время работы в буквальном смысле ушла под снег: полярники заходят в неё через люки на крыше или прорубленные в снегу тоннели.
Режиссёр Ольга Стефанова видела это всё своими глазами. В 2016 году она выпустила документальный фильм «Станция Восток. На пороге жизни»(12+), который пользовался большой популярностью и даже был показан в новогоднюю ночь на канале «Россия 24».
– Станция находится на высоте 3,5 тыс. метров над уровнем моря. Здесь воздух в 10 раз суше, чем в центре Сахары, а содержание кислорода соответствует этому значению на вершине Эльбруса. Атмосферное давление вдвое ниже нормы, при этом морозы очень сильные – рекорд составляет минус 89,2 градуса. В таких условиях на улице можно находиться не дольше 15 минут. Затем, независимо от того, как человек одет, наступает обморожение. Так что адаптация к жизни на станции проходит очень тяжело, – поделилась Ольга Стефанова.
До относительно недавнего времени считалось, что эта станция находится в абсолютно безжизненном месте. Но под самым высоким её сооружением – буровой вышкой – в 1994 году обнаружили незамерзающее подледниковое реликтовое озеро, название которому дали в честь станции – Восток. Это считается последним великим географическим открытием прошлого века. А 11 лет назад, в феврале 2012 года, в озере под почти четырёхкилометровым слоем снега и льда удалось найти признаки жизни.
– Наши полярники добурились до границы с водой, которая поднялась в скважину и в ней замёрзла. Сейчас в этом керне обнаружена ДНК бактерии, неизвестной науке. Когда будет изобретён способ стерильно поднять воду из озера, мы, безусловно, узнаем, кто там живёт, – уверена собеседница «КС». – Вполне возможно, это открытие будет сделано уже на новой станции Восток.
Кстати
Контрольная сборка зимовочного комплекса станции Восток, рассчитанного на сезонное нахождение 35 человек и оборудованного всем необходимым для круглогодичного проживания 15 полярников, прошла в августе 2020 года на опытном заводе строительных конструкций в Гатчине. Присутствовавшая на сборке Ольга Стефанова заметила, что в новом комплексе «всё сделано по уму и для людей».