НАДЁЖНЕЕ ДАТЧИКОВ
19.03.2021

Анна СИБИРЯКОВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Предугадывать, как поведёт себя погода, – дело неблагодарное, особенно на Чукотке. Но есть люди, которые не устают замерять и изучать основные данные о погоде, чтобы составить её прогноз. В преддверии Всемирного дня метеорологии мы встретились с директором Анадырской гидрометеорологической обсерватории Марией Кондаковой и узнали, как живут и работают те, благодаря кому мы практически наверняка знаем, чего ждать от природы завтра.
Хотя в Анадырской гидрометобсерватории непосредственно составлением прогноза погоды не занимаются, но ежедневно несколько раз в сутки точно по времени на станциях снимают и передают метеоданные в Певек – в Чукотское управление гидрометслужбы. Делают это не только на старейшей в округе метеостанции на мысе Обсервации, где наблюдения за погодой ведут с 1889 года, но также в Эгвекиноте, Марково, Канчалане, труднодоступных Танюрере и Эньмувееме.

Прямая речь
Мария КОНДАКОВА:
– Метеорологи – это люди с определённым складом ума и характера, не любящие суеты, но при этом очень ответственные и точно в срок умеющие выполнять работу. Ведь ровно за 10 минут они должны обойти площадку и в строгой последовательности снять наблюдения, закодировать их и передать. От того, насколько правильно они это сделают, и будет зависеть качество прогноза.
– Каждые три часа мы наблюдаем за температурой воздуха, давлением, направлением и скоростью ветра, влажностью, видимостью, облачностью. В Эгвекиноте, Марково и Канчалане специалистам в этом помогают автоматизированные метеокомплексы, но они не дают полной картины – с их помощью не определишь видимость и облачность, к тому же в плохую погоду они порой выходят из строя, так что метеорологи всегда нужны, – уверена Мария Кондакова.
Оборудование, по её словам, сейчас для работы имеется, куда больше проблем с кадрами. Полный штат, пять техников-метеорологов, есть только на мысе Обсервации. В том же Канчалане сейчас один человек работает сутками – его просто некому сменить, поэтому наблюдения проходят по сокращённой программе, но всё же ведутся ежедневно.
Трудности в привлечении метеорологов на Чукотку в первую очередь связаны с низкой зарплатой и непростыми условиями труда. Поэтому Мария Владимировна, которая в этом году уже 10 лет, как руководит Анадырской гидрометобсерваторией, убеждена, что случайных людей в профессии нет.
Кстати, вопреки расхожему мнению о недостоверности прогнозов погоды их оправдываемость на Чукотке составляет 96-98 %. И это при том, что в отличие от материка сеть метеостанций в нашем огромном округе намного реже, и синоптикам часто приходится работать в условиях дефицита данных. А ещё иногда неполадки со связью не дают возможности вовремя отправить данные, как случается, к примеру, на труднодоступном Танюрере.
– Нехватка данных есть, сеть станций редкая, хотелось бы больше и гидрологических, и метеорологических постов, и чтобы снегооблёты и спутники были. Но пока работаем с тем, что имеем, хотя станции и посты вырабатывают свой ресурс, – констатировала Мария Кондакова. – С другой стороны, сейчас многое автоматизировано, а ведь когда-то данные отправляли даже морзянкой. Хорошо и то, что мы самостоятельно можем заниматься снабжением станций. В этом году, например, в распоряжение обсерватории поступил ТРЭКОЛ. В ближайшем будущем ждём по федеральной программе поставок датчиков ветра, температуры воздуха, почвы, весовые датчики осадков и даже профилограф – прибор для измерения скорости течения рек и расчёта речного стока.
Сами метеорологи хотели бы обновить ещё и помещения станций, большинству из которых перевалило за полвека. Есть и специфическая чукотская проблема – часть технологических новинок, которые поступают в распоряжение службы, долгое время хранятся в Анадыре из-за нехватки средств на дальнейшую доставку до отдалённых станций. Вот так, совмещая ветхие здания и современное оборудование, пусть не так динамично, как хотелось бы, развивается метеослужба на Чукотке.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЕТЕОРОЛОГИИ учреждён по инициативе Всемирной метеорологической организации и с 1961 года отмечается 23 марта. Инструментальные метеонаблюдения в России начались в 1725 году. На Чукотке становление гидрометслужбы связано с работой Главного управления Северного морского пути в 30-х годах XX века, и лишь после его ликвидации в 50-х годах метеорологи, обеспечивавшие прохождение судов по Арктическому коридору, вошли в состав Гидрометцентра.
На сегодняшний день в состав гидрометслужбы региона входят метеостанции, гидрологические посты, аэрологические станции и океанологические посты. Всего 22 станции и 16 постов обеспечивают наблюдение за погодой в округе, а Управление ГМС базируется в Певеке, где действует центр обработки, анализа и прогнозирования данных, принимающий сведения о погоде со всех метеостанций Чукотки.
И СНЕГ, И ЛЁД, И ВЕШНИЕ ВОДЫ
Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru
Ведущий инженер-гидролог Анадырской гидрометобсерватории Алексей Евстифеев признался, что за последние 20 с лишним лет наблюдений за Анадырским лиманом он не может припомнить столь значительного накопления снега вдоль ледовой переправы, как нынче. Морозная и снежная зима действительно создаёт особую ситуацию, связанную с избыточным давлением снега на лёд.
– Высота снега на ровных участках лимана достигает 60-70 см, при этом толщина льда в среднем составляет 80-90 см, а на фарватере – 85 см. Снег сильно придавливает лёд, который хоть и толстый, но непрочный, рыхлый. При этом исследования показывают, что если высота снега превышает треть толщины льда, находящегося под ним, то лёд погружается под воду, – пояснил специалист, за плечами которого более чем 40 лет работы. – Неудивительно, что в середине февраля у съезда на дорогу при расчистке утонул трактор – ушёл на 10 метров в глубину. Хорошо, что обошлось без пострадавших. Именно поэтому пока и не допускается повышения нагрузки на лёд, в связи с чем остаются сложности с завозом 20 тысяч тонн угля с шахты «Угольная» на Анадырскую ТЭЦ – дорога не позволяет. Впрочем, лёд ещё будет крепчать – впереди половина марта и апрель.
Другой вопрос, что будет, когда водные объекты начнут освобождаться от зимних оков.
– Всё зависит от хода весны. Если она будет затяжной, то уровни в реках ещё могут удержаться на отметке «неблагоприятное явление». Но, если тепло пойдёт одним пиком, велика вероятность повторения половодья 2018 года, – прогнозирует Алексей Юрьевич. – Запасы снега сейчас особенно высоки в районе Марково – до 1,3 м, а это 171 % от нормы, что очень много. Но топит Марково не этот снег, а тот, что лежит в верховьях – у сёл Чуванское и Ламутское. Там снегозапасы тоже большие, но уже не столь критичные – 130-140 % от нормы. Всё равно этого достаточно, чтобы в Марково уровни воды достигли отметки «опасное явление», то есть затопило значительную часть села. В любом случае ждём конца марта-начала апреля, когда обычно формируется максимальный запас снега, и уточнения от снегосъёмок на трёх точках в верховьях реки Анадырь. Как бы там ни было, надо готовиться к тому, что будет высокое половодье и в районе Марково, и у Ваег, и даже у села Усть-Белая, нижнюю часть которого в последние годы стало регулярно подтапливать.
Вместе с тем в Билибинском районе, которому каждый год угрожает большая вода, запасы снега пока находятся в пределах нормы, и оснований для опасений нет. Если, конечно, они вдруг резко не увеличатся в ближайшее время, ведь реальная, а не календарная весна на Чукотке приходит лишь в мае.
Кстати
На вскрытие льда на Анадырском лимане в последние пять лет особенно сильно стало влиять море. Если раньше ледовый панцирь начинал сходить со стороны реки, то сейчас наоборот. Этим объясняется и столь быстрое освобождение лимана ото льда в прошлом году, произошедшее буквально за сутки.