Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Серый кит радует учёных

24.12.2021

ФОТО: ОЛЬГА ТИТОВА

Самира АСАДОВА
asadova@ks.chukotka.ru

В октябре сотрудники АНО «Чукотский арктический научный центр» завершили береговые учёты кито образных в Мечигменском заливе, представив результаты на первом учёном совете организации. Полученные данные станут базой для подготовки доклада, с которым российская делегация выступит на заседании Научного комитета Международной китобойной комиссии, и будут использованы при защите выделяемой блок-квоты на традиционный промысел серого и гренландского китов в водах Чукотки.

Благодатный Мечигмен

Андрей Рябов проводит забор и маркировку проб с туши серого кита: биоматериал помещается в специальную пробирку, на которой указывается дата, наименование материала, а также пол и приблизительный возраст животного. ФОТО: ИЗ АРХИВА АНО «ЧАНЦ» Как известно, Чукотка – единственный регион России, где осуществляется традиционный промысел китообразных. Он имеет ключевое значение для коренного населения округа, проживающего на берегах Берингова, Чукотского и Восточно-Сибирского морей, на протяжении многих веков определяя социально-экономическую структуру прибрежных сёл, и до сих пор играет заметную роль в рационе питания их жителей.
– Научное сопровождение промысла позволяет контролировать состояние популяции и при необходимости регулировать объём выделяемых квот, что даёт возможность не только рационально использовать этот вид биоресурсов, но и гарантированно избежать истребления морских исполинов. Калифорнийско-чукотская популяция серых китов чувствует себя хорошо, а её численность достигает 22-25 тыс. особей. Более того, отмечается стабильный ежегодный рост, в отличие от охотско-корейской (азиатской), состояние которой крайне уязвимое, а численность не превышает 100-120 особей, – рассказал специалист по изучению серых китов АНО «Чукотский арктический научный центр» Андрей Рябов.
По его словам, к настоящему времени распределение и питание серого кита у берегов Дальнего Востока достаточно хорошо изучены. Известно, что большая часть животных лето и осень проводят в северной части Берингова и южной части Чукотского морей, совершая переходы из одного района в другой в поисках пищи. Акваторией их постоянного присутствия у берегов Чукотского полуострова является Мечигменский залив, где животные появляются в мае после ухода льда и не покидают его вплоть до образования льда в ноябре. Эта часть Берингова моря остаётся важным районом нагула молодых серых китов, а их численность может существенно колебаться не только по годам, но и на протяжении одного сезона.
– Данное обстоятельство послужило поводом для начала проведения с 1978 года ежесезонных наблюдений за серыми китами в прибрежных водах Мечигменского залива в районе села Лорино, – заметил специалист. – Залив является своеобразным зеркалом – отражением состояния популяции. Благоприятная среда, богатая кормовая база – крупные беспозвоночные, рачки, морские черви и даже мелкая рыбёшка, мелководье, особые течения и особая фауна привлекают молодых исполинов. Кроме того, в залив впадает множество речушек, что позволяет китам избавляться от паразитов. Они заходят на мелководье с пресной водой и «чешутся» о дно, чтобы избавиться от рачков-паразитов. Такие стёсанные места их прикрепления на коже навсегда остаются белыми.
Подобное поведение, к слову, позволило выявить и такую особенность серого кита, как деление на «левшей» и «правшей». Это определяется по стёсам на левой или правой части верхней челюсти и соответствующим повреждениям усовых пластин, которые учёные отбирают в качестве проб на различные анализы.
Андрей Рябов также добавил, что в среднем молодой серый кит, которого добывают в Мечигменском заливе, весит около 10 тонн. Взрослые животные, достигающие в массе до 30 тонн, уходят дальше на север – в Чукотское, Восточно-Сибирское моря и море Бофорта. Отдельные особи проходят через всю Арктику, а по некоторым данным серых китов видели даже в Средиземном море. Это наводит исследователей на предположения о том, что вид расширяет или восстанавливает свой ареал, так как раньше помимо большой тихоокеанской существовала ещё и атлантическая популяция.

К исполину подошли детально

– В ходе завершившихся в октябре береговых учётов китообразных в Мечигменском заливе были собраны биологические пробы у добытых там морзверобоями животных, – продолжил сотрудник Чукотского арктического научного центра, уточнив, что финансирование ежегодной экспедиционной работы и лабораторных исследований осуществляет Правительство округа. – Например, анализ тканей почек и печени показывает уровень тяжёлых металлов в организме животных. Исследования этих проб, проведённые в этом году коллегами из Центра гигиены и эпидемиологии по Чукотскому АО, показали, что здесь всё в норме. В свою очередь кожа и жир, делящийся на верхний, серединный и нижний слои, отправляются в Институт проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН. При этом кожа идёт на генетические исследования и анализ структуры стабильных изотопов, а по пробам жира определяются стрессовые и репродуктивные гормоны, липидный статус и структура жирных кислот. Результаты уже известны, но мы ждём более подробную информацию, ведь эти работы имеют большое значение для жителей округа, показывая и доказывая безопасность потребления ими китовых продуктов.
Эксперт также отметил, что в будущем чукотские учёные совместно с коллегами из ведущих НИИ намерены окончательно установить причину феномена так называемых «вонючих» китов – животных с резким фенольным запахом, непригодных в пищу, в связи с чем они исключаются из ежегодно выделяемой морзверобоям округа квоты.
– Предстоит подтвердить или опровергнуть не менее восьми гипотез. Среди них – воздействие биотоксинов и нейротоксинов, вырабатываемых при цветении бурых водорослей, вредное влияние химикатов, применяющихся при тушении пожаров, а также кетозные процессы в организме китов, когда происходит выделение значительного объёма альдегидов и кетонов при поедании и распаде значительной белковой массы. Проверка каждой из этих гипотез требует значительных затрат и привлечения специалистов соответствующих отраслей. Сложность вызывает тот факт, что таких китов практически невозможно визуально определить – ошибаются даже опытные морзверобои с многолетним стажем, – заключил Андрей Рябов.

Справка «КС»

На протяжении ряда лет ежегодно выделяемая морзверобоям округа квота на добычу серого кита составляет 135 особей. Всего в этом сезоне, по состоянию на 20 декабря, охотники 10 территориально-соседких общин, имеющих разрешение на промысел, загарпунили 127 животных, большая часть которых – 105 морских исполинов – традиционно пришлась на долю морзверобоев Чукотского района.