В Заполярье больше тает?
09.09.2022

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru
Несколько любопытных фактов, полученных в ходе полевых работ на Чаун-Чукотке в августе, предстоит проанализировать сотрудникам Анадырского подразделения Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения Российской академии наук (СВКНИИ ДВО РАН). Больше 20 лет они ведут наблюдения за состоянием вечной мерзлоты в Анадырском районе, а с 2020 года проводят геокриологический мониторинг и в окрестностях Певека, причём после этого сезона уже на двух площадках.
С щупом и логгерами
В этом году сотрудники СВКНИИ Олег Трегубов и Константин Уяганский пробыли в Певеке всего неделю – с 18 по 26 августа, но она была очень плодотворной.
– Мы сняли показания с площадки для наблюдений за сезонным оттаиванием многолетней мерзлоты, разбитой ещё в 2020 году. Два года установленное на глубине 20 и 40 см устройство в автоматическом режиме записывало температуру грунта. Кроме снятия показаний, измерили также глубину протаивания. На участке размером 100 на 100 метров самым надёжным способом – щупом – произвели 121 измерение. Сама площадка расположена в нескольких километрах от города у подножия горы. Но одной её мало. Для получения более полной информации нужны были площадки в других ландшафтных условиях. Поэтому по спутниковым снимкам мы нашли подходящее болотистое место к юго-востоку от города. Здесь разбили площадку, промерили, установили датчики и логгеры (приборы для автоматической регистрации заданных параметров. – Прим. ред.), которые ведут запись температуры и влажности почвы, – рассказал ведущий научный сотрудник Анадырского подразделения СВКНИИ ДВО РАН Олег Трегубов. – Ещё с 2020 года мы обратили внимание, что даже торфяные почвы здесь сухие, а это влияет на глубину и скорость сезонного оттаивания. Чем меньше влажность, тем быстрее промерзает и оттаивает почва. За счёт этого фактора, несмотря на то, что ландшафты вокруг, скажем, Анадыря находятся в условиях морского субарктического климата, а в Певеке уже морской арктический климат, глубина протаивания в общем-то оказалась одинаковой. Но нам ещё не ясно, как объяснить то, что местная озёрно-болотная котловина имеет даже большую протайку, чем такой же ландшафт недалеко от Анадыря. Причём разница существенная: если около Анадыря глубина талого слоя составляет 40-55 см, то здесь – 55 и даже 80 см. Будем консультироваться с коллегами и продолжать измерения.
Между тем
В окрестностях Анадыря учёные СВКНИИ ДВО РАН ведут наблюдения за вечной мерзлотой с 1994 года. В настоящий момент учёные работают на трёх участках: у сопки Дионисия, в долине реки Круглой и на северном берегу залива Онемен. Туда исследователи отправились практически сразу же по возвращении из Певека – в конце августа.
Изучили муравьёв
В 2021 году анадырскими мерзлотоведами при финансовой поддержке АНО «Арктический научный центр» в жилой зоне Анадыря проведены комплексные геофизические исследования геокриологических условий. По их результатам составлены карты глубины протаивания мерзлоты в городе и температуры мёрзлых грунтов. Они могут быть использованы в строительстве, в том числе при ремонте зданий, дорог, инженерных сетей, пострадавших от изменения мерзлотных условий. В настоящее время ведётся поиск финансовых средств для завершения работ в Анадыре и продолжения изучения мерзлоты в Певеке.
О своих исследованиях мерзлотоведы рассказали всем интересующимся влиянием изменений климата на инфраструктуру города в Певекской библиотеке 21 августа. Тема оказалась настолько любопытной, что специалистов буквально накануне их вылета из Певека пригласили в Центр образования на встречу со старшеклассниками.

– Ребята были подготовленные, задавали вопросы по существу, высказывали интерес к научным работам, связанным с мерзлотой. Я рассказал о том, чем мы занимаемся, о профессиях, связанных с изучением мерзлоты, затронул криобиологию, рассказал, например, о нашем опыте работы со школьниками в Анадыре, в том числе как мы вместе изучаем влияние температурных условий на жизнь муравьёв, которых мы нашли в окрестностях города. В Певеке я их не видел, но можно изучать и другие объекты, – говорит ведущий инженер Анадырского подразделения СВКНИИ ДВО РАН Константин Уяганский, который несколько лет при поддержке Департамента образования и науки ведёт проект «Криологические исследования школьников Чукотки». – Мы договорились, что в следующем году я приезжаю примерно в это же время, прихожу в школу и вместе со старшеклассниками мы едем на площадку, где я покажу, как мы работаем с щупом и другими приборами, как промеряем глубину оттайки. Договорились также о дистанционном сопровождении школьных научных проектов, связанных с мерзлотой.
Учитель географии Галина Рассолова, выступившая инициатором встречи с учёными, в которой приняли также участие учитель химии и биологии Наталья Деркач и заместитель директора по учебно-методической работе Центра образования Игорь Петреня, видит хорошие перспективы сотрудничества.
– На старшей ступени обучения у нас обязательно написание проектов, и несколько идей, которые до этого были в проработке, приобрели благодаря этому обсуждению больше определённости. Например, в новом учебном году мы собираемся в одном из проектов описывать собранные этим летом мхи и лишайники, а Константин Уяганский предложил не просто указать их виды, а рассказать о них как о способе сохранения вечной мерзлоты, поскольку они для неё выполняют функцию своеобразного «одеяла». Мы планируем и дальше совместно работать, научная поддержка – это всегда хорошо, – поделилась Галина Рассолова.
Что говорят москвичи. В июле – августе в Чукотском районе работала группа учёных и студентов географического факультета МГУ им. Ломоносова, которые тоже изучали проблему вечной мерзлоты («КС» подробно писал об этом в номере от 12 августа). Столичные коллеги чукотских специалистов пришли к неутешительным выводам: в связи с потеплением в Арктике последние 20 лет глубина протаивания ежегодно растёт на 0,7 – 1,8 см. Это отнюдь не безобидный процесс. Оттаивание вечной мерзлоты несёт в себе угрозу для устойчивости зданий и сооружений, которые строились в советское время на сваях совсем в других условиях. Московские учёные установили, что и в Анадыре, и в Лаврентия дома страдают от этого процесса. Также из-за растепления почвы и увеличения периода, когда на море нет ледового покрова, происходит постепенно разрушение берегов штормами и наступление воды на сушу. Как бороться с этими глобальными процессами – пока не очень ясно.