Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Морские исполины уходят на зимовку

03.11.2023

Вытащить добытого кита на лёд не просто – тащат люди, впрягая собак и снегоходы. ФОТО: ИЗ АРХИВА АНДРЕЯ РЯБОВА

Ульяна БАБИЙ
gazeta@ks.chukotka.ru

Сезон наблюдений за китами подходит к концу. Морские исполины Чукотки готовы отправиться в долгое путешествие к местам зимовки, а учёные сворачивают полевые работы и приступают к отработке полученных данных. Результаты обещают быть весьма интересными, ведь в этом году специалисты не только осуществляли научное сопровождение промысла серых китов в Лорино, но и дали старт долгожданному проекту по анадырской белухе.

Выше квота – больше проб

Сотрудник Чукотского арктического научного центра Андрей Рябов завершил полевой сезон в Лорино, где вот уже в 45-й раз российские специалисты по китообразным осуществляют научное сопровождение промысла. Работа проходила с мая по октябрь в два этапа и включала ежедневные береговые учёты и сбор образцов для специальных лабораторных исследований.

По словам Андрея, в 2023 году морзверобойной общине «Лорино» добавили квоту, поэтому и проб удалось собрать больше. Около 400 образцов тканей пойдут на изучение генетики, определение жирных кислот, органических пестицидов, гормонов и не только.

Как отметил учёный, в этом сезоне морзверобои взяли больше молодых самцов. В целом сейчас китобои стараются добывать неполовозрелых особей, поскольку они меньше, их легче доставить и вытащить на берег, тогда как крупные половозрелые киты агрессивнее и опаснее, а также успевают накопить большой объём вредных веществ.

– По береговым наблюдениям серых китов в Мечигменском заливе с каждым годом становится всё больше, – отметил специалист. – В прошлом году мы насчитали около 80 особей (максимум в один день) и связывали это с ледовой обстановкой. Берингов пролив и север были закрыты льдом, оттого серые киты не прошли в Чукотское море и дальше, поэтому их локальная численность тогда возросла. Но в этом сезоне новый рекорд – больше 150 китов! Это неожиданно, ведь лёд отступил до 10-го градуса северной широты, море было открыто далеко на север, и при этом вдруг китов стало больше. Причина пока не ясна.

Кстати

Андрей Рябов родом из Лорино. Как и все мальчишки, в детстве он играл на берегу, когда морзверобои возвращались с добычей. В то время они ещё добывали огромных половозрелых китов. Уже тогда в Лорино работал известный во всём мире специалист по серым китам Сергей Блохин, за которым Андрей наблюдал, будучи ребёнком. В науку Андрей пришёл около 15 лет назад, помогая в реализации проекта спутникового мечения анадырских белух. Сейчас у него уже богатый и разнообразный опыт работы в рамках научных исследований морских млекопитающих и рыб как Чукотки, так и сопредельных районов – от Охотоморья до Японии и Аляски. А в начале 2000-х годов Андрей Рябов заведовал оружейным складом села Лорино и не понаслышке знает, что такое китобойный промысел. «Мне приятно, когда династии охотников продолжаются. В этом году Антон Рыпхиргин устроился охотником в бригаду отца. Меня это радует до глубины души», – отметил учёный.

Найти по запаху

Первый этап экспедиции интересен специалистам с точки зрения выявления так называемых «вонючих» китов. Обычно весной среди первых серых китов, подходящих к Чукотскому полуострову, попадается несколько таких особей. Как подчеркнул Андрей Рябов, по сравнению с прошлым сезоном их было меньше. Хотя, конечно, китобои всегда обращают внимание, есть ли запах от потенциальной добычи, и оставляют таких китов в покое.

– Специальных исследований на тему пригодности в пищу мяса «вонючих» серых китов пока не проводили, – поясняет руководитель Чукотского арктического научного центра кандидат биологических наук Денис Литовка. – Однако известно, что органический биотоксин 2,6-дибромфенол является причиной этого явления – специфического запаха и вкуса. Вещество вырабатывают многощетинковые черви – полихеты, которыми питаются серые киты. То есть, чтобы их не поедали, эти беспозвоночные производят и выделяют токсин, но серые киты всё же способны ими питаться (как, например, сурикаты и мангусты способны питаться сколопендрами). Чем больше кит кормился на локациях с присутствием полихет, тем сильнее будет запах, и китобоям легче его идентифицировать на расстоянии.

– Мы можем лишь предполагать, что чем интенсивнее и неприятнее пахнет кит (то есть чем больше в мясе дозировка биотоксина), тем сильнее может быть и реакция при употреблении такого мяса в пищу. Кто-то может почувствовать только послевкусие или онемение языка, а для кого-то это может закончиться проблемой с пищеварением, – продолжает учёный. – На этом фоне интересно отметить, что старожилы рассказывают о янракыннотцах, которые, наоборот, предпочитали употреблять в пищу мясо кита «с запахом», тогда как продукция от обычных китов казалась им безвкусной. Кстати, этим также обуславливается факт наличия этого биотоксина в очень редком шотландском виски и других «уникальных» по вкусу продуктах. То есть некогда и на Чукотке это было нормой, но лишь с 2003 года данный феномен получил широкую огласку. Не исключено, что это также связано с серьёзным ростом численности полихет, но никто таких исследований тогда не проводил.

Новые направления

В этом году Чукотский арктический научный центр заключил соглашение с Санкт-Петербургским государственным университетом ветеринарной медицины. Совместный проект направлен на изучение различных аспектов репродуктивного потенциала серых китов.

Как отметил Андрей Рябов, в этом сезоне были отобраны первые образцы тканей из семенников добытых самцов. Учёные заинтересованы в расширении спектра исследуемых видов и намерены работать не только с китами, но и с другими морскими млекопитающими.

Уходящий год можно также назвать для чукотской науки сезоном новых возможностей и сбывшихся мечтаний. В 2023 году параллельно авиаучёту редких и исчезающих видов птиц удалось провести ещё и первый за всю историю авиаучёт летнего репродуктивного скопления анадырской белухи. Несмотря на то, что ранее нашим экспертам удалось вывести анадырскую белуху в ранг одной из наиболее изученных не только в России, но и в мире, вопрос о современном состоянии ресурсов этого стада остаётся до сих пор открытым.

По экспертной оценке 20-летней давности его численность составляет от 2 до 15 тысяч особей, но данные цифры могут быть завышены. Стоит особо подчеркнуть, что проведённые ранее исследования доказали, что у Чукотского полуострова добывается только канадская белуха. Анадырское же стадо хотя и не имеет промыслового значения, но находится под высоким антропогенным прессом и привлекает внимание исследователей данного вида со всего мира.

Денис Литовка добавил, что спустя 25 лет ожидания удалось осуществить задуманное совместно со специалистами рабочей группы по гусеобразным Северной Евразии. Как ранее сообщал «КС», в августе кандидат биологических наук Софья Розенфельд и пилот-исследователь Георгий Киртаев провели авиаобследование Анадырского лимана и одноимённого залива на поплавковом самолёте «Стерх-С1». Учёный дополнил, что проект долговременный, и данные авиаучётов птиц и млекопитающих будут проанализированы до конца этого года.

СУДЬБУ БЛОК-КВОТЫ ОПРЕДЕЛЯТ ВЕСНОЙ. Следующий год – знаковый для аборигенного промысла китов на Чукотке. Напомним, межправительственные соглашения по серым и гренландским китам не закрыты, для России и США установлены совместные блокированные квоты. Весной 2024 года в Словении состоится очередное заседание Научного комитета, а уже осенью – итоговое заседание самой Международной китобойной комиссии в столице Перу. Ключевым вопросом для аборигенного промысла китов в Арктике будет пролонгация блок-квот на их добычу. Хотя период их действия истекает в 2025 году, но именно в 2024 году Комиссия будет решать, подавать ли России совместно с США заявки на новые квоты либо добиваться продления срока существующих 7-летних лимитов добычи серого и гренландского китов на предстоящий 6-летний период. Основой для выступлений российской делегации на этих заседаниях будут работы чукотских учёных.