О прошлом говорит глина
23.08.2024

Татьяна ИЛЬИНА
gazeta@ks.chukotka.ru
Различия в «рецептах» составов формовочной массы, использовавшихся для изготовления посуды древними гончарами Чукотки, выявила группа учёных под руководством известного археолога, ведущего научного сотрудника Северо-Восточного комплексного НИИ им Н. А. Шило ДВО РАН Александра Лебединцева. Чтобы получить ранее неизвестные данные, они провели масштабное исследование ископаемой керамики, обнаруженной в разные годы на территории Чукотки.
С могильника и поселения
– Работы велись за счёт полученного гранта Российского научного фонда «Генезис древних культур Крайнего Северо-Востока Азии». На его средства в предыдущие два года изучалась керамика из коллекций СВКНИИ с памятников целого ряда регионов. В этом году учёные работали с артефактами, найденными на Чукотке. Лабораторными исследованиями керамики занимались участники проекта во главе со старшим научным сотрудником Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Дмитрием Селиным, – рассказал «КС» Александр Лебединцев.
В центре внимания исследователей оказались образцы с Чинийского могильника (находится на побережье Берингова пролива), а также поселения рядом с утёсом Кожевникова на мысе Шмидта. Оба этих памятника относятся к древнеберингоморской культуре, которая существовала в период со II века до н. э. до VI-VIII веков н. э.
По словам Александра Лебединцева, Чинийский могильник был исследован в 1965 году, а поселение на мысе Шмидта – в 1975-м известным археологом, членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук Николаем Диковым. Коллекция керамики, собранная им несколько десятилетий назад «в поле», изучалась специалистами впервые.
– На месте древнего поселения на мысе Шмидта было найдено немало фрагментов керамической посуды, которую мы исследовали по методике, разработанной археологом Алексеем Бобринским. Она позволяет по структуре и мельчайшим следам на черепках восстановить процесс изготовления сосудов – от забора глины до обжига готовых изделий, – продолжил учёный.

«Рецепты» гончаров
По итогам лабораторного анализа выяснилось, что для изготовления посуды древние гончары Чукотки использовали два вида местных глин – слабо- и среднезапесоченную. Причём «рецепты» составов формовочной массы, то есть глины с различными добавками, у обитателей неоэскимосских стоянок региона заметно различались. Так, в керамике из жилой землянки на мысе Шмидта удалось выделить пять разных видов массы, в том числе два смешанных – глина+песок+раствор и глина+песок+шерсть. По мнению учёных, это говорит о том, что носители разных традиций активно перенимали навыки друг у друга.
– Иная картина наблюдалась в материалах Чинийского могильника, который датируется IV–VIII веками. Здесь в могилах удалось выделить три отдельные группы керамики с разными добавками – шерстью, дресвой (мелким щебнем) и песком. Сосуды каждой группы располагались на отдельных участках могильника, а «гибридные» составы формовочных масс не встречались. Видимо, здесь хоронили представителей нескольких родственных групп со своими традициями гончарства, которые почти не смешивались между собой, – рассказал работавший с коллекцией Дмитрий Селин.
Как утверждают учёные, полученные результаты – своеобразные фрагменты большой мозаики древней истории Чукотки. С одной стороны, они демонстрируют разнообразие и устойчивость гончарных традиций неоэскимосов в разных частях региона. С другой – указывают на постепенные процессы культурного смешения и обмена навыками, которые происходили при тесных контактах между различными группами населения.

Расшифровали ДНК
Изучая состав глиняного теста, следы выбивки и заглаживания, цвет и характер излома черепков, учёные не просто реконструируют древние технологии. В сочетании с данными археологии и палеогенетики (дисциплина, изучающая прошлое по сохранившемуся генетическому материалу останков. – Прим. ред.) результаты исследований позволяют лучше понять пути миграции древнего человека, связи между культурами и направления культурных влияний в регионе.
Например, одним из результатов проекта стало сопоставление данных по составу керамики с результатами анализа древней ДНК, что было сделано уже после завершения работы с керамическим материалом. Для этого специально была изучена генетическая информация, полученная из останков женщины, погребённой в могиле № 2 Чинийского могильника.
– Выяснилось, что она являлась носительницей митохондриальной гаплогруппы D2a2 – генетического варианта, который сегодня распространён среди коренных народов Чукотки и Аляски. Между тем до сих пор данная линия не встречалась у носителей неоэскимосских культур. По всей видимости, эта женщина была потомком более раннего, палеоэскимосского населения региона. А керамика из этого захоронения относится к особой группе сосудов из Чинийского могильника, в составе которых использована примесь песка. Получается, эта группа захоронений с определённым набором гончарных традиций соотносится с древней генетической линией палеоэскимосов, что указывает на их связи с предками современных коренных жителей Чукотки. Вот таким образом скромные черепки помогают восстановить этнокультурное разнообразие древней Чукотки и приближают нас к познанию прошлого, – заключил Дмитрий Селин.
ЧУКОТСКИЕ ДРЕВНОСТИ В МУЗЕЕ ВОСТОКА. Экспозиция «Искусство Северной Азии» открылась в Государственном музее Востока в обновлённом виде 8 августа. Она состоит из двух частей: «Археология Чукотки» и «Декоративно-прикладное искусство Якутии, Таймыра, Приамурья и Чукотки». Впервые эта экспозиция демонстрировалась в 1993 году. С тех пор коллекцию пополнило множество ценных находок, в том числе – по итогам археологических экспедиций, проведённых в разные годы на территории нашего округа. Как отмечают в Музее Востока, хранящееся здесь собрание чукотских древностей – одно из самых крупных в стране. Среди них есть настоящие археологические «шедевры». Например, уникальная реконструкция охотничьего орудия древних морских зверобоев Чукотки – так называемого гарпунного комплекса, который называют «жемчужиной» этой выставки.