Анадырь






0
ощущается как -5
84.55
91.20
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

На Берингийском мосту

11.10.2024

Значительная часть работы ботаников проходит в лодке. На этом фото ведущий научный сотрудник Института биологии внутренних вод имени И. Д. Папанина РАН Елена Чемерис достаёт из вод озера Эминейгытгын Анадырского района харовые водоросли, которые, как считалось ранее, на Чукотке не живут.

Владислав ШОЛКОВ, Николай ПАРФЁНОВ ФОТО: ИЗ АРХИВА АЛЕКСАНДРА БОБРОВА
gazeta@ks.chukotka.ru

Почти два месяца в этом году отработала на Чукотке и в Якутии совместная ботаническая экспедиция Института биологии внутренних вод имени И. Д. Папанина Российской академии наук (пос. Борок, Ярославская область) и Института биологических проблем Севера ДВО РАН (г. Магадан). Учёные исследовали такую относительно малоизученную область, как водные растения, и поделились с «КС» результатами своей полевой работы, которая длится на Чукотке с 2017 года.

Оазис в Арктике

В состав группы вошли заведующий лабораторией систематики и географии водных растений Института биологии внутренних вод имени И. Д. Папанина РАН Александр Бобров, ведущий научный сотрудник этого же учреждения Елена Чемерис, а также ведущий научный сотрудник лаборатории ботаники Института биологических проблем Севера ДВО РАН Ольга Мочалова.

По словам руководителя экспедиции Александра Боброва, Чукотка – это уникальное место для проведения ботанических исследований, которые поддержал и Российский научный фонд. Дело в том, что на территории региона в последнюю ледниковую эпоху (завершилась около 11,6 тысячи лет назад) не было мощных покровных оледенений, которые сметали всё на своём пути, поэтому здесь сохранилось уникальное разнообразие видов и их генотипов. Эти растения живут на Чукотке очень давно и имеют важное значение для понимания эволюционных процессов.

– Эта территория была своего рода оазисом, где сохранились очень многие виды и формы. Кроме того, Чукотка ещё 10-15 тысяч лет назад соединялась сухопутным мостом с Аляской, Северной Америкой. После того как уровень моря поднялся и Берингийский мост был затоплен, популяции одного вида оказались по разные стороны Берингова пролива: часть – на Чукотке, часть – на Аляске. Мой любимый пример – водяной лютик Коди (Ranunculus codyanus), – рассказывает Александр Бобров.

Этот неброский, но симпатичный цветок учёные впервые обнаружили на Чукотке ещё в 2011 году в озерках в Угольных Копях.

– Водяные лютики, они же шелковники, обладают невероятным разнообразием форм и способностью к гибридизации, – продолжает Александр Бобров. – Тогда мы не смогли сразу определить растение, потому что оно было абсолютно не похоже ни на что известное до сих пор. Позже у нас появилась возможность поработать на Чукотке, на территории Национального парка «Берингия», и мы внимательно изучали все местообитания, пытались повторить сбор того же лютика в том же месте. В 2017 году мы искали этот вид в тундрах, подальше от человеческого жилья, но, как выяснилось, его надо искать ближе к морю и посёлкам. В итоге мы его нашли. Оказалось, что он совсем не любит тундровые водоёмы, где кислая вода и довольно суровые условия, и предпочитает жить поближе к морю, где, с одной стороны, потеплее, а с другой – вода более богата минеральными солями. В дополнение к находке в Угольных Копях мы собрали это растение в тот сезон ещё в пяти местах и определили его как лютик Коди. К 2023 году на территории Чукотки мы знали о семи местах произрастания этого вида, как вдоль беринговоморского побережья, так и вдоль арктического.

Справка «КС»

Гибридизация – распространённый процесс в мире флоры. Он связан с тем, что некоторые растения, принадлежащие к разным видам, способны взаимно опылять друг друга и производить довольно не похожее на «родителей» потомство. Такие образцы часто имеют особое строение и особые условия обитания. Открываемые современной ботаникой новые растения часто оказываются плодами гибридизации.

Водяной лютик Коди, который встречается и на Аляске, был впервые обнаружен в озерках у посёлка Угольные Копи. Сейчас известно о семи местах произрастания на Чукотке этого необычного цветка, обладающего нестандартным для лютиков набором хромосом.
В начале августа 2024 года удалось сделать ещё одну находку – в окрестностях Анюйска, в озере Пустом, которое оказалось вовсе не пустым, впервые на Чукотке был обнаружен роголистник.

Лютик Коди находили и на американской стороне Берингии. Этот водный цветок был описан канадским ботаником ещё в 1951 году, но потом надолго забыт.

– Удивительное растение: с одной стороны, встречается только в Арктике по обе стороны Берингова пролива, и в то же время генетически настолько своеобразен, что мы не можем до сих пор определить его место на филогенетическом древе (так в биологии называют схему, отражающую эволюционные связи между различными видами, имеющими общего предка. – Прим. ред.). Лютик Коди оказался высоким полиплоидом (гексаплоидом, у которого шесть наборов хромосом, а не два), что характерно для многих арктических растений. В общем, весьма любопытное растение, – резюмировал Александр Андреевич.

Территория белых пятен. Учёные отмечают, что растительность Чукотки в силу разнообразия её природных ландшафтов и истории их формирования богаче, чем других секторов Арктики. По современным оценкам на территории округа произрастает порядка 1 тысячи видов сосудистых растений, в том числе редких и исчезающих. Мхов (включая так называемые печёночные мхи, выделяемые в отдельную группу) в настоящее время известно более 600, а данные о лишайниках пока очень приблизительные – от 760 до 800 видов. Считается, что ботаническое изучение Чукотки началось с экспедиции Биллингса 1785 – 1792 годов, когда её штатный естествоиспытатель Мерк собрал небольшую коллекцию растений. В царское время исследования продолжались, но наибольший размах они приобрели при советской власти, когда были изучены не только континентальные районы, но и остров Врангеля. Тем не менее учёные полагают, что на ботанической карте Чукотки ещё немало белых пятен.

На озере Журавлином, расположенном в Провиденском муниципальном округе, лютик ашибецу учёные обнаружили в августе 2021 года.
На озере Журавлином, расположенном в Провиденском муниципальном округе, лютик ашибецу учёные обнаружили в августе 2021 года.

Цветы на дне

Не менее интересную находку ботаники сделали в полевой сезон 2019 года.

– Тогда, работая на Чукотке, мы обратили внимание, что в глубоких озёрах среди моренных холмов в конце вегетационного сезона на берегу часто присутствует масса выбросов перемолотого волнами растения, – говорит учёный. – По остаткам было понятно, что это какой-то водяной лютик, но крупный и нам неизвестный. Потом, в 2021 году, мы уже более внимательно решили поискать этот вид, забрались в глубинные районы тундры Восточной Чукотки. И в один прекрасный момент, спускаясь с горы, увидели, что озеро, которое мы посещали в прошлый сезон и ничего не нашли, всё нежно-зеленовато-белого цвета. Все три ботаника в экспедиции хором воскликнули, что надо спускать лодку на воду, несмотря на то, что дул шквальный ветер. Кое-как мы добрались до середины озера и увидели, что всё оно в цветущем водяном лютике. Причём цветёт он массово, в местах с большой глубиной. Мы этот загадочный глубоководный лютик видели впервые. Потом добрались в среднее течение реки Ионивеем, между Колючинской и Мечигменской губой – там интересная озёрная котловина с системой очень крупных глубоких озёр. В штормовых выбросах распознали эти крупные лютики, но сколько ни смотрели, самих растений не увидели. На лодке попытались выйти и поискать – тоже не нашли. Задержались на несколько дней, занимались другими водными объектами. На второй или третий день вдруг настала прекрасная тихая погода, что бывает крайне редко на Чукотке. И вот на том месте, где мы проходили много раз, опять поднялся чудо-лютик, и появились волшебные цветы – белые с жёлтой серединкой, очень красивые.

Такие растения живут на достаточно большой глубине и существуют в виде газона. Они стелются по дну озера, а когда летом наступает максимально тёплый период (в конце июля и первой декаде августа), лютики не спеша поднимаются к поверхности и зацветают. Так что цветок большую часть даже тёплого времени не видно, только во время массового цветения.

– Мы стали изучать научную литературу и выяснили, что и на Аляске есть такие же растения. Нашли даже изображения в старых работах, изданных более 50 лет назад, и при просмотре коллекций тоже этот лютик нашли. Исследовали его природу, происхождение. Узнали, что, в отличие от широко распространённого там тетраплоидного вида лютика волосистолистного (Ranunculus trichophyllus), найденный вид, лютик ашибецу (Ranunculus ashibetsuensis) – гексаплоид, то есть у него шесть наборов генетического материала, а не четыре, что ему, видимо, позволяет хорошо приспосабливаться к условиям жизни в этих озёрах.

В 2023 году мы снова работали на юго-востоке Чукотки и уже знали, где его искать. Видели озеро – спускали лодку, выгребали куда надо и находили.

Кстати

Основой для исследований в ботанике по-прежнему остаётся гербарий. Привезённые «с полей» образцы тщательно изучаются: описываются морфологические признаки, выделяется ДНК, определяется число хромосом. Сейчас все эти материалы стали цифровыми, и любой исследователь может получить их сканированный вариант (на сайте https://herb.ibiw.ru/). В лаборатории Института биологии внутренних вод РАН хранится более 80 тысяч образцов, и каждый год научные сотрудники привозят со всей страны от тысячи до двух новых – это достаточно тяжёлый груз. Не стала исключением и эта поездка в Якутию и на Чукотку. Часть ценных находок была перевезена при помощи Чукотской горно-геологической компании, разрабатывающей месторождение Купол.-

Систематические работы по водной флоре при поддержке Российского научного фонда биологи ведут в регионе с 2017 года. На этом фото конца августа 2023 года, сделанном на озере Пекульнейском после экспедиции на озеро Майниц, – Ольга Мочалова, Александр Бобров и Елена Чемерис.

От Колымы до Билибино

В этом году учёные Института биологии внутренних вод РАН и Института биологических проблем Севера ДВО РАН отправились в экспедицию в северо-восточные районы Якутии, а также на Западную Чукотку. Они работали в трёх местах: в окрестностях посёлка Черского в Якутии, Анюйска и Илирнея Билибинского района на Чукотке.

– Район Колымы мы изучали в 2014, 2015 и 2020 годах, по результатам этих полевых работ составили и опубликовали научные статьи и сейчас, проверив полученные ранее данные, убедились в правоте сделанных ранее выводов, – сообщил Александр Бобров. – И здесь мы хотели найти образцы североамериканских водных растений, которые остались со времён существования Берингийского моста, соединявшего Евразию с Северной Америкой. Такие находки мы делали и раньше, но в этом году замысел решить полностью не удалось из-за высокого уровня воды в Колыме, когда все пойменные озёра оказались затопленными. Поэтому пришлось искать озёра выше поймы реки и вдоволь полазить по колымским кустам, но нам удалось обнаружить всё тот же лютик ашибецу.

В окрестностях Анюйска (а это весьма малоисследованный с точки зрения ботаники район) учёные собрали большую коллекцию водных растений.

– Мы выполнили радиальные маршруты, на них собрали гербарные образцы и сделали измерения необходимых параметров среды. В дальнейшем эти данные будут использованы совместно с материалами из других районов. Также мы обнаружили виды, произрастание которых было установлено на Колыме, но не на Чукотке – например, роголистник. Кроме того, у нас была цель убедиться в полноте данных, полученных в 2018 году в районе озера Тытыль и на профиле от Купола до Стадухина. В этот раз мы работали в районе села Илирней. В окрестностях озера Верхний Илирней мы хотели найти водяной лютик ашибецу и характерное для него массовое цветение в озёрах моренных бугров, а также широколистные «южные» рдесты. Лютик мы обнаружили, но только единичный экземпляр, и рдесты нашли в отдельных озёрах, – добавила Елена Чемерис.

Обследовать большую территорию этим летом не было возможности. Ботаникам, как и многим другим научным экспедициям (например, орнитологам и палеонтологам), в этом году помешало максимально продуктивно работать очень холодное и неприветливое лето. Например, в Илирней они добирались с приключениями – разлив реки Раучуа сделал непроходимыми большинство бродов даже для грузовиков. Первый брод пришлось форсировать на резиновой лодке, а затем сменить ещё два автомобиля, чтобы всё же попасть в искомую точку.

– Бывало, что и деньги «не работали», и приходилось «выезжать» на обаянии, – улыбнулся Александр Бобров. – Хорошо, что в прошедшем сезоне нам снова повезло встретить прекрасных и отзывчивых людей. Нам помогали многие – жители Черского, Анюйска, Билибино, Илирнея, а в другие сезоны – наши друзья из Уэлена, Лаврентия, Лорино, Провидения, Янракыннота, Сиреников, Нунлиграна, Энмелена, Амгуэмы, Анадыря, Маркова, Омолона, Мандрикова, Мейныпильгыно, Хатырки. Всем им мы очень благодарны, без их участия вряд ли мы выполнили бы то, что удалось сделать.

В перспективе на Чукотке ботаников интересует район Анюйского вулкана и водораздел рек Канчалан и Амгуэма. Однако следующий год они, скорее всего, посвятят изучению водных растений Эвенкии на северо-востоке Красноярского края.

При подготовке статьи использованы материалы журнала «Наука и жизнь» (№ 2, 2024 г.)

Читая Красную книгу. Все трое участников ботанической экспедиции принимали деятельное участие при подготовке свежего издания Красной книги Чукотского автономного округа, которое вышло в свет в 2022 году. Александр Бобров, Ольга Мочалова и Елена Чемерис выступили авторами очерков по водным растениям, а о наземных представителях северной флоры статьи написали другие сотрудники Института биологических проблем Севера ДВО РАН. Всего в Красной книге Чукотки содержатся сведения о 139 видах растений и 27 видах грибов, отнесённых к редким, сокращающимся в численности и находящихся под угрозой исчезновения. «Эта часть нашей работы особенно важна для сохранения уникальных экосистем Севера при активизации освоения месторождений полезных ископаемых на территории Якутии и Чукотки в последние годы», – отметила ведущий научный сотрудник лаборатории ботаники Института биологических проблем Севера ДВО РАН Ольга Мочалова.

Россию нельзя обойти

Владимир КОЖЕВНИКОВ
gazeta@ks.chukotka.ru

Непросто, особенно в последнее время, складываются у российских ботаников отношения с коллегами из-за рубежа.

– В научном контексте территорию России невозможно изъять из мировых исследований. Например, исследования, проводимые в Китае, Японии, Западной Европе, Северной Америке, не дают полной и объективной картины. Если включить в мировую биологическую науку российский материал – всё становится на свои места. К сожалению, зарубежные коллеги всё чаще игнорируют русскоязычный сегмент научных публикаций. Поэтому мы постоянно на основе наших полевых и лабораторных исследований публикуем статьи на иностранных языках в престижных зарубежных изданиях, стараясь не давать забывать о результатах российских учёных, – пояснила Елена Чемерис.

Александр Бобров отмечает, что у нашей науки есть богатый опыт, традиции и ярко выраженная системность. Зарубежный научный подход характеризуется преобладанием технической составляющей, тогда как в России сохранились традиции наблюдения, анализа, обобщения и сравнения биологических процессов в естественной среде.

– Кроме того, на Западе практически не осталось естественных, ненарушенных экосистем, поэтому коллеги отмечают уникальность нашего подхода. Однако, к сожалению, фактическая плотность учёных на площадь страны по сравнению с Западом у нас на порядки меньше. Сейчас мы стараемся выровнять ситуацию, занимаясь воспитанием молодых специалистов, работая со студентами и даже школьниками, – заключил Александр Андреевич.