А олени живы!
18.10.2024

Елена ШНЫРЁВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Во время обследования северной части острова Врангеля в ходе учётных работ у устья реки Неизвестной специалистам удалось разглядеть в бинокль сразу трёх северных оленей. Это отрадный факт, поскольку в последние годы существовали опасения о полной гибели островной популяции этих животных.
Остров Врангеля уникален с точки зрения не только исторических, но и современных природных процессов. В далёком прошлом, кроме мамонтов и шерстистых носорогов, по острову бродили и более привычные для нас виды копытных, например, овцебыки и северные олени.
По палеонтологическим данным, оба эти вида обитали на территории острова в позднем плейстоцене, более 10 тысяч лет назад, а северный олень и гораздо позже – всего 2-3 тысячи лет назад. Но современный северный олень (как и овцебык) всё же является переселенцем. Одомашненные животные были завезены на остров в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века с материковой Чукотки. Тогда же был организован оленеводческий совхоз «Пионер». Овцебыков доставили немного позже, за год до создания заповедника – в 1975 году.
Олени успешно прижились, условия острова оказались для них идеальными: было достаточно корма и отсутствовали хищники (белый медведь на оленя не охотится). После организации заповедника животных перевели на вольный выпас. Поголовье довольно быстро достигло внушительной численности в 8-9 тысяч животных. С этого момента история их существования на арктическом острове развивалась драматично и волнообразно. Кормовых ресурсов для такого количества оленей уже недоставало, так что тут в контроль за численностью поголовья начала вмешиваться сама природа.
Также не прошли даром изменения климата в последние два десятилетия. Зимой 2003/04 года из-за внезапных дождей и образовавшегося гололёда произошёл массовый падёж северного оленя. Если глубина снежного покрова не имеет значения для этого вида, то ледяная корка на его поверхности – критический фактор, из-за которого животные не смогли добывать пропитание. Большинство из них не пережили эту зиму. Остров Врангеля стал своеобразным большим «холодильником», полным мяса, что, в свою очередь, привлекло волков и росомах с материковой Чукотки. Хищники получили громадный ресурс доступной пищи, а позже стали охотиться и на других животных.
Так изменения коснулись относительно замкнутой экосистемы, и эксперимент человека превратился в эксперимент природы. Теперь волки и росомахи – постоянные резиденты острова, они обитают здесь круглогодично, а в последние годы успешно размножаются и дают потомство.
За последние 20 лет численность подорванной островной популяции одичавшего северного оленя планомерно падала и дошла до критического уровня. Их практически перестали встречать во время учётов, олени давно не попадают в объективы фотоловушек. В последний раз несколько животных видели в тундре в 2020 году. Были все основания полагать, что олень окончательно вымер. Но вот опять новая находка, свидетельствующая об обратном: олени на Врангеля всё же есть! Вопрос – в каком количестве.
Чтобы понять это, необходимо обследовать те части острова, которые практически не попадают в поле зрение сотрудников многие годы. Это одна из причин, по которой специалисты заповедника разработали проект «Авиаучёты, 30 лет спустя», а фонд «Красивые дети в красивом мире» вызвался помочь в его реализации в 2025 году.
Проект предполагает авиаобследование северной равнины (тундры Академии), где могут прятаться последние живые олени острова Врангеля. Кроме того, взгляд «свысока» поможет собрать сведения о других редких и фоновых видах птиц и млекопитающих острова. Специалисты заповедника и их коллеги из Института проблем экологии и эволюции РАН надеются, что авиаучёты помогут прояснить судьбу островной популяции оленя.

Кстати
В этом сезоне в кадр фоторегистраторов опять попал ещё один неуловимый житель острова Врангеля – бурый медведь. Как и в прошлом году, он сделал селфи на западном и южном побережье. Вот уже пятый год этот самец словно призрак живёт на арктическом острове, куда переправился летом с материковой Чукотки по льду. Сотрудники заповедника не видели его вживую с 2020 года, и до сих пор ничего не известно о его взаимодействии с хозяином заповедной территории – белым медведем.