ВНЕЗАПНЫЙ КРУИЗ-КОНТРОЛЬ
21.02.2020

timchenko@ks.chukotka.ru
Обсуждая туристические перспективы округа, участники заседания окружного Координационного совета по пограничной политике, состоявшегося в субботу под председательством губернатора Романа Копина, рассмотрели предложения по развитию круизного туризма, которые регион уже направил в Федеральное агентство по туризму. На этом фоне достаточно неожиданной стала информация о том, что в этом году Минобороны решило ограничить заходы круизных судов на территорию острова Врангеля, традиционно представляющего особый интерес для туристов.
МЕХАНИЗМ ЗАПУЩЕН
– Морские круизы – это одна из наиболее распространённых форм туризма для гостей Чукотки, – обратил внимание начальник окружного Комитета по культуре, спорту и туризму Александр Сысоев. – Сейчас круизные маршруты по территории Чукотки осуществляют две крупные камчатские компании – «Пасифик Нетворк» и «Северная экспедиция», а традиционный интерес у нас представляет посещение жемчужины Чукотки – острова Врангеля. Однако в настоящий момент компания «Пасифик Нетворк» столкнулась с тем, что из её круизных маршрутов Министерством обороны было исключено посещение территории заповедника. С данной проблемой руководство компании обратилось в правительство округа, и нами был подготовлен проект письма в адрес полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Сейчас этот вопрос оперативно решается. Надеемся на его положительный результат.
Прокомментировал эту ситуацию и генеральный директор ООО «Северные экспедиции» Александр Светачев, который также выступил на заседании Координационного совета, отметив плюсы и минусы работы в пограничной зоне Чукотки.
– Мы не думаем, что это какой-то заговор и видим в этом просто человеческий фактор, – заметил он. – Вся проблема в несовершенстве законодательства в сфере круизного туризма – он в России практически не регламентирован, никакого закона нет, а разрозненные нормативные акты не отвечают необходимым потребностям. Сейчас механизм запущен, думаю, что мы решим эту проблему комплексно.
Справка «КС»
В прошлом году в регион было совершено 15 круизных судозаходов. Планируется, что в текущем году их количе- ство вырастет до 20. Пока общий круизный поток, прибы- вающий ежегодно на территорию Чукотки, составляет около 1,5 тыс. человек. Благодаря разработке и реализации Концепции развития круизного туризма он может вырасти до 15 тыс. человек в год.
С УЧЁТОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЧУКОТКИ
Уверен в этом и Александр Сысоев, сообщивший, что в соответствии со Стратегией развития туризма в России планируется разработка Концепции развития круизного туризма до 2035 года. Правительство округа предложило Ростуризму внести в неё несколько пунктов, включая перечень закрытых для посещения круизными судами мест, с размещением информации о них на сайте Минобороны. Кроме того, Рос- туризм включил в проект «дорожной карты» и другие предложения от Чукотки, которые могут войти в разрабатываемую Концепцию.
– Особое внимание в ней будет уделено приоритетному решению вопросов развития круизного туризма в арктической зоне, а также международных морских круизов в Дальневосточном бассейне, – сообщил Сысоев, добавив, что наиболее популярен регион у туристов из США и Европы, которым интересны маршруты нацпарка «Берингия» и заповедника «Остров Врангеля».
ПАТЭС ПРИТЯГИВАЕТ
А ещё в последнее время, как выяснилось, большой интерес туроператоры начали проявлять к Чаун-Чукотке, что, как пояснил гендиректор ООО «Северные экспедиции», во многом связано с появлением в самом северном городе России Певеке первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов».
– Однако нужно провести определённую работу до того момента, как в порт Певек будут заходить круизные суда, – сказал в связи с этим Александр Сысоев. – Большую проблему представляет отсутствие причальной стенки в порту Певек, а также гостиницы и средств размещения, кафе и ресторанов, малое количество авиарейсов между Певеком и Анадырем. Эти вопросы нужно решать на региональном уровне со смежными департаментами, муниципальными властями и с привлечением частных инвесторов для строительства гостиницы.
Также среди предложений – организация регулярного сезонного грузопассажирского рейса Анадырь – Певек с заходом в населённые пункты по пути следования, развитие портовой пассажирской инфраструктуры, а также строительство уже в окружной столице музея Северного морского пути.
Уверен в этом и Александр Сысоев, сообщивший, что в соответствии со Стратегией развития туризма в России планируется разработка Концепции развития круизного туризма до 2035 года. Правительство округа предложило Ростуризму внести в неё несколько пунктов, включая перечень закрытых для посещения круизными судами мест, с размещением информации о них на сайте Минобороны. Кроме того, Рос- туризм включил в проект «дорожной карты» и другие предложения от Чукотки, которые могут войти в разрабатываемую Концепцию.
– Особое внимание в ней будет уделено приоритетному решению вопросов развития круизного туризма в арктической зоне, а также международных морских круизов в Дальневосточном бассейне, – сообщил Сысоев, добавив, что наиболее популярен регион у туристов из США и Европы, которым интересны маршруты нацпарка «Берингия» и заповедника «Остров Врангеля».
ПАТЭС ПРИТЯГИВАЕТ
А ещё в последнее время, как выяснилось, большой интерес туроператоры начали проявлять к Чаун-Чукотке, что, как пояснил гендиректор ООО «Северные экспедиции», во многом связано с появлением в самом северном городе России Певеке первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов».
– Однако нужно провести определённую работу до того момента, как в порт Певек будут заходить круизные суда, – сказал в связи с этим Александр Сысоев. – Большую проблему представляет отсутствие причальной стенки в порту Певек, а также гостиницы и средств размещения, кафе и ресторанов, малое количество авиарейсов между Певеком и Анадырем. Эти вопросы нужно решать на региональном уровне со смежными департаментами, муниципальными властями и с привлечением частных инвесторов для строительства гостиницы.
Также среди предложений – организация регулярного сезонного грузопассажирского рейса Анадырь – Певек с заходом в населённые пункты по пути следования, развитие портовой пассажирской инфраструктуры, а также строительство уже в окружной столице музея Северного морского пути.
ТУРИСТОВ ПОСАДЯТ НА ВЁСЛА. Фонд развития туризма, международных и межрегиональных проектов Чукотского АО представил концепцию ежегодного фестиваля «Берингов пролив», который должен проводиться в начале августа.
По замыслу организаторов арктический маршрут протяжённостью 86 км между селом Уэлен на Чукотке и посёлком Уэйлс на Аляске участники будут проходить на океанических гребных лодках. Это требует серьёзной физической и организационной подготовки, но вместе с тем доступно для непрофессиональных спортсменов. «До настоящего времени все пересечения Берингова пролива были разовыми экспедициями, которые организовали индивидуально. Фестиваль «Берингов пролив» меняет условия. Теперь в течение одной недели в году Чукотка и Аляска совместно сформируют все базовые условия как для профессиональных путешественников, так и для любителей», – пояснил представитель Фонда Сергей Качанов.
По замыслу организаторов арктический маршрут протяжённостью 86 км между селом Уэлен на Чукотке и посёлком Уэйлс на Аляске участники будут проходить на океанических гребных лодках. Это требует серьёзной физической и организационной подготовки, но вместе с тем доступно для непрофессиональных спортсменов. «До настоящего времени все пересечения Берингова пролива были разовыми экспедициями, которые организовали индивидуально. Фестиваль «Берингов пролив» меняет условия. Теперь в течение одной недели в году Чукотка и Аляска совместно сформируют все базовые условия как для профессиональных путешественников, так и для любителей», – пояснил представитель Фонда Сергей Качанов.
ВОСЕМЬ ДВЕРЕЙ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ
Майя НИКОЛАЕВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Серьёзная работа по обустройству пунктов пропуска через государственную границу, расположенных на территории округа, которая с переменным успехом ведётся в последние годы, продолжится как с привлечением государственного финансирования, так и на средства частных инвесторов.
Начальник Службы в г. Анадыре Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району Дмитрий Февралёв в ходе заседания Координационного совета по пограничной политике региона напомнил, что на Чукотке расположено восемь пунктов пропуска через госграницу – шесть морских и два воздушных.
– Для обеспечения работы морского пункта пропуска (МПП) Певек по временной схеме – до завершения работ по его строительству – прорабатывается вопрос о привлечении внебюджетных средств с потенциальным инвестором – разработчиком Баимского месторождения Группой KAZ Minerals, – сообщил полковник Февралёв. – Также ведётся сбор информации о предполагаемых объёмах груза и номенклатуре перемещаемых товаров и транспорта через МПП Певек в целях актуализации техтребований для организации работы пункта по временной схеме. Кроме того, администрация морпорта Певек ведёт консультации с инвестором по разработке нового генплана территории морпорта, где будет определён земельный участок под строительство здания МПП.
Больше определённости в планах по реконструкции МПП Беринговский, который был открыт летом 2018 года для обеспечения отгрузки угля на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Требуется включить в его пределы причал № 3, после чего пропускная способность вырастет до 1,5 млн тонн угля в год. Работы пройдут на средства ООО «Порт Угольный», без привлечения окружного или федерального бюджетов, – пояснил Дмитрий Февралёв.
Что касается МПП Анадырь, то, по его словам, там реконструкция пройдёт в рамках Федеральной программы «Государственная граница РФ (2012–2021 годы)», так как в настоящее время он не соответствует типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению. Сложнее ситуация с МПП Провидения, который не оборудован для пассажирского сообщения, у пункта пропуска отсутствует административное здание, поэтому сотрудники контролирующих органов размещены за его пределами. МПП Лаврентия и Уэлен работают в режиме безвизовых поездок для граждан России и США – жителей района Берингова пролива в летнее время, и пограничный контроль здесь проводится выездным методом.
Воздушные ворота Чукотки – бухта Провидения и Анадырь (Угольный) также имеют свои проблемы. Так, в аэропорту Провидения проведён частичный ремонт служебных помещений, однако они не соответствуют типовым требованиям, поэтому в рамках Госпрограммы «Развитие транспортной системы» запланирована реконструкция аэропортового комплекса в срок до 2024 года.
Для воздушного пункта пропуска Анадырь (Угольный) в 2017 году закуплено необходимое оборудование, проведены работы по подключению сервера и системы видеонаблюдения на средства окружного бюджета в размере 5 млн рублей. А с августа 2019 го- да ФКП «Аэропорты Чукотки» на правах оперативного управления комплексом «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» приступило к проработке проектно-сметной документации дальнейшей реконструкции и дооборудования.
gazeta@ks.chukotka.ru
Серьёзная работа по обустройству пунктов пропуска через государственную границу, расположенных на территории округа, которая с переменным успехом ведётся в последние годы, продолжится как с привлечением государственного финансирования, так и на средства частных инвесторов.
Начальник Службы в г. Анадыре Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району Дмитрий Февралёв в ходе заседания Координационного совета по пограничной политике региона напомнил, что на Чукотке расположено восемь пунктов пропуска через госграницу – шесть морских и два воздушных.
– Для обеспечения работы морского пункта пропуска (МПП) Певек по временной схеме – до завершения работ по его строительству – прорабатывается вопрос о привлечении внебюджетных средств с потенциальным инвестором – разработчиком Баимского месторождения Группой KAZ Minerals, – сообщил полковник Февралёв. – Также ведётся сбор информации о предполагаемых объёмах груза и номенклатуре перемещаемых товаров и транспорта через МПП Певек в целях актуализации техтребований для организации работы пункта по временной схеме. Кроме того, администрация морпорта Певек ведёт консультации с инвестором по разработке нового генплана территории морпорта, где будет определён земельный участок под строительство здания МПП.
Больше определённости в планах по реконструкции МПП Беринговский, который был открыт летом 2018 года для обеспечения отгрузки угля на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Требуется включить в его пределы причал № 3, после чего пропускная способность вырастет до 1,5 млн тонн угля в год. Работы пройдут на средства ООО «Порт Угольный», без привлечения окружного или федерального бюджетов, – пояснил Дмитрий Февралёв.
Что касается МПП Анадырь, то, по его словам, там реконструкция пройдёт в рамках Федеральной программы «Государственная граница РФ (2012–2021 годы)», так как в настоящее время он не соответствует типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению. Сложнее ситуация с МПП Провидения, который не оборудован для пассажирского сообщения, у пункта пропуска отсутствует административное здание, поэтому сотрудники контролирующих органов размещены за его пределами. МПП Лаврентия и Уэлен работают в режиме безвизовых поездок для граждан России и США – жителей района Берингова пролива в летнее время, и пограничный контроль здесь проводится выездным методом.
Воздушные ворота Чукотки – бухта Провидения и Анадырь (Угольный) также имеют свои проблемы. Так, в аэропорту Провидения проведён частичный ремонт служебных помещений, однако они не соответствуют типовым требованиям, поэтому в рамках Госпрограммы «Развитие транспортной системы» запланирована реконструкция аэропортового комплекса в срок до 2024 года.
Для воздушного пункта пропуска Анадырь (Угольный) в 2017 году закуплено необходимое оборудование, проведены работы по подключению сервера и системы видеонаблюдения на средства окружного бюджета в размере 5 млн рублей. А с августа 2019 го- да ФКП «Аэропорты Чукотки» на правах оперативного управления комплексом «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» приступило к проработке проектно-сметной документации дальнейшей реконструкции и дооборудования.