Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Вся жизнь его – дорога

27.05.2022

ФОТО: ИЗ АРХИВА АЛЕКСЕЯ КУЛЕШОВА

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru

Дольше месяца в одном городе сложно находиться опытному путешественнику Алексею Кулешову, который к 30 годам посетил уже 96 стран мира и почти все регионы и области бывших советских республик. Чукотка до недавнего времени оставалась одним из трёх субъектов нашей страны, где ещё не бывал непоседливый москвич. После знакомства с Анадырем и его окрестностями президент Академии вольных путешествий отправился в страны Средней Азии, а на самый северо-восток страны планирует вернуться как-нибудь летом.

Вольно, но с комфортом

К путешествиям уроженец Рязани Алексей Кулешов, проживший большую часть сознательной жизни в Москве, пристрастился с 16 лет. Поначалу это были поездки автостопом с друзьями-единомышленниками из Академии вольных путешествий (АВП). Но интерес к неизведанным далям был настолько высок, что уже через семь лет молодой человек сам стал президентом АВП, сменив на этом посту основателя Академии, известного автостопщика Антона Кротова, проповедующего идею путешествий без лишних затрат, который, кстати, тоже побывал в Анадыре в 2015 году. К 2022 году Алексей Кулешов уже объездил 96 стран и почти все регионы России, кроме Чукотки, Камчатки и Ненецкого автономного округа.

– Вольные путешествия не увлечение, я до сих пор придерживаюсь этой философии. У моего предшественника на посту президента АВП Антона Кротова более аскетичный подход к странствиям и дороге, я же комбинирую разные способы. Хотя начинал в 16 лет с того же самого и до сих пор остаюсь верен многим принципам Антона – спокойно и с удовольствием ночую в палатке, как и в любых других самых непритязательных условиях, также передвигаюсь автостопом и в России, и в других странах. Просто в какой-то момент стало интересно познать и другие виды путешествий – не только когда тебя подвозят, но и когда ты сам арендуешь машину и подвозишь попутчиков¸ – рассказал Алексей, который перед посещением Чукотки несколько месяцев провёл в поездках по Восточной Африке, а после возвращения с Севера собирался отправиться в страны Средней Азии. – Да, сейчас я реже пользуюсь автостопом, так как пришёл к выводу, что время ценнее. Хочется заехать подальше, увидеть побольше, да и финансовые ресурсы появились, чтобы попасть куда-то далеко самолётом – это просто быстрее и удобнее. Тем не менее стараюсь не использовать без необходимости платный ночлег, не иду в гостиницу, а ищу через сайт каучсёрфинга (всемирная гостевая сеть, члены которой предоставляют друг другу помощь во время путешествий. – Прим. ред.) местных жителей, у которых можно остановиться. Ведь руководство АВП в целом – это волонтёрская деятельность, и одна из моих основных задач заключается в общении с единомышленниками и предоставлении нужной в путешествиях информации. Рад, когда удаётся помочь людям, отвечая на вопросы о путешествиях, например, как лучше и быстрее оформить визу в ту или иную страну, на какие местные особенности и традиции следует обратить внимание, чтобы не попасть в неловкое положение или неприятную ситуацию, каким образом составить оптимальный маршрут с учётом логистических особенностей в разных уголках мира.

Кстати, к своей должности президента АВП собеседник «КС» относится без особого пафоса, почти в шутку говоря, что она нужна для того, чтобы его больше узнавали.

– Когда путешествуешь, ты просто один из многих, а когда имеешь какой-то статус, пусть и символический, о тебе больше слышат и с большей заинтересованностью встречают. Я много лет являюсь членом Российского географического общества, иногда мне это тоже помогает в путешествиях, но членов РГО много, а президент АВП – один, – иронично заметил Алексей Кулешов.

Путешественник не любит холодов и старается на зиму уехать куда-нибудь в южные страны, например в Кению или Танзанию. ФОТО: ИЗ АРХИВА АЛЕКСЕЯ КУЛЕШОВА

На месте не сидится

У нынешнего президента Академии вольных путешествий нет цели объездить все страны мира, такой «пунктик» есть у него только в отношении стран бывшего СССР, в которых осталось посетить лишь четыре региона весьма закрытого для гостей Туркменистана.

– Есть трудно досягаемые страны Океании, маленькие острова. Чтобы попасть туда, требуется много времени и денег, тогда как сам остров может быть размером с Анадырь. При этом на средства, необходимые, чтобы добраться туда, можно объехать несколько стран, – считает Алексей Кулешов. – Я хочу посетить около 150 стран, а потом путешествовать уже по тем из них, куда будет тянуть. Когда меня просят назвать любимую страну, отмечаю не больше десятка, потому что за 14 лет путешествий накопилось слишком много впечатлений. Например, хотелось бы ещё раз поехать в Японию, Индонезию, Мексику, Австралию, Новую Зеландию… Но пока в при оритете новые страны. Не закрыты для меня Южная Америка, Австралия, а последние четыре года я практически каждую зиму провожу в Африке. Это сложные поездки, там много трудностей всех видов – и антисанитария, и болезни, и криминал, и коррупция, и отсутствие Интернета и дорог. Но всё равно интересно увидеть собственными глазами, как эти страны живут сейчас. Многие реально находятся на уровне 19 века. Три раза был в странах Западной Африки, где находятся самые сложные для путешествий регионы мира – Мали, Гвинея, Гвинея-Бисау, Буркина-Фасо.

К 30 годам путешествия для Алексея стали образом жизни. На одном месте он редко задерживается больше месяца и в одной стране дольше полугода не проводит.

На невольный вопрос, не возникает ли желания где-то «осесть», ответил в духе вольного путешественника:

– Оседлость я без проблем организовываю в пути, на месте снимаю жильё на неделю или несколько месяцев, чтобы это был «дом для всех», в который могли бы приезжать путешественники – так принято в АВП. Для меня это максимальный вариант оседлости, мне сложно сидеть на одном месте, в одном городе, даже сильно интересном и крупном. Разве что в первый год пандемии пришлось четыре месяца безвылазно пробыть в Москве, доделывая накопившиеся дела.

В связи с этим закономерно возник вопрос об источниках дохода, ведь даже для такого формата путешествий нужны немалые средства.

– Пока не начал путешествовать круглый год, в основном зарабатывал ремонтом и обслуживанием компьютеров. Несколько сезонов также работал гидом-экскурсоводом для русскоязычных туристов в Таиланде. Сейчас основной заработок связан с инвестициями на фондовом рынке, да и дополнительные тоже так или иначе связаны с финансами. Всё это делается онлайн, ди станционно из любой точки мира. Кроме того, решил заняться организацией индивидуальных туров по другим странам –только начал развиваться в этом направлении, –удовлетворил любопытство корреспондента «КС» Алексей Кулешов.

Алексей Кулешов активно путешествует не только по разным странам, но и по регионам России: прошлым летом, например, он взошёл на гору Борус в Хакасии.  ФОТО: ИЗ АРХИВА АЛЕКСЕЯ КУЛЕШОВА

Манит летняя Чукотка

За неделю пребывания на Чукотке путешественник далеко за пределы Анадыря не выезжал, разве что до сопки Святого Михаила. Больше он общался с жителями и подмечал местные особенности.

– Город очень компактный, за счёт этого люди друг друга знают, и между ними на первый взгляд довольно тёплые отношения. Мне показалось, что здесь даже больше солнечных дней, чем в Москве. Возможно, на это ощущение влияют и яркие дома с красивыми и очень приятными принтами на торцах. Компактность города больше чувствуется, чем даже в таких достаточно отрезанных от остального мира населённых пунктах, как Норильск и Дудинка. Я походил по маленьким улочкам, посмотрел просто, как выглядят дома. Редко в России увидишь подъезды без домофона и кодового замка, в Анадыре таких большинство. А вот дома на сваях меня не удивили, потому что я бывал во многих северных городах, – отметил Алексей Кулешов.

В свой план поездок, который обычно составляется на три года вперёд, Алексей включил Камчатку и Чукотку, но теперь уже «летние». Побывать он хочет в Провидения и по возможности в Певеке и Марково.

– Чукотская поездка оказалась вне графика, потому что появилось «окно» в планах и были недорогие билеты из Иркутска, где мне надо было побывать по делам, так что совместил приятное с полезным. Она получилась в большей степени символической, тем не менее, в целом удалось сформировать представление о регионе, куда хотелось бы вернуться летом, – пояснил собеседник «КС». – Я вообще холод не люблю, для меня плюс 5-10 градусов – уже неприятная температура. Раньше на зимовку куда-нибудь в южные страны мог уехать в сентябре и вернуться только в мае. В итоге с 2012 по 2020 год не видел нашей русской зимы. Этот Новый год тоже встречал в шор тах – в Танзании.

Что касается других дальневосточных регионов России, то помимо Чукотки в список самых привлекательных для Алексея попали Приморский край и Сахалинская область. Их он знает довольно хорошо и в 2019 году вместе с Антоном Кротовым даже выпустил «Путеводитель по Дальнему Востоку».

Кстати

В первые выходные лета, со 2 по 5 июня, во Владимирской области пройдёт очередной «Трезвый лесной слёт», который ежегодно организует Академия вольных путешествий. В тематических сборах на природе участвуют обычно около 700-800 человек, которые обмениваются опытом путешествий, при этом на слёте строго запрещено употребление алкоголя.

АКАДЕМИЯ ВОЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ создана в сентябре 1995 года известным путешественником, писателем Антоном Кротовым и объединила людей, которые любят странствовать по необъятным просторам нашей планеты, собирая информацию об окружающем мире, государствах, регионах и их своеобразии, чтобы делиться ей с единомышленниками. В пути члены организации, именующие себя свободными путешественниками, стараются не обращаться к услугам гостиниц, кемпингов, туристических фирм, переводчиков и гидов, сводя к минимуму использование денежных средств. В основном они передвигаются пешком и методом автостопа на любом попутном транспорте, которым может стать даже яхта или самолёт. На ночёвку, как правило, устраиваются на лоне природы или у местных жителей. С 2006 года Академия реализует проект «Дом Для Всех», предполагающий аренду в одной из стран просторного жилья на два-четыре месяца, чтобы каждый, кто путешествует самостоятельно, мог в нём остановиться.